ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
статья

Власова Екатерина Владимировна

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества образования и как определить, что же является качественной работой воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasova_e.v.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Е.В. Власова

ГБДОУ детский сад №39

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. Воспитатель должен понимать, какую ответственную роль он играет в жизни ребенка, закладывая в него все необходимое для дальнейшего успеха и счастливого проживания детства. Деятельность воспитателя сложна, многогранна, на него возложено большое количество функций, таких как:

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей (связана с созданием развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, деятельности);
  • обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей (забота об укреплении здоровья — это залог правильного воспитания детей);
  • осуществление воспитательной и образовательной работы с детьми, диагностика уровня развития детей;
  • участие в педагогическом просвещении родителей, регулирование и согласование воспитательного взаимодействия семьи и ДОУ;
  • участие в исследовательской работе, самообразование [1].

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором главная цель дошкольного учреждения определена как развитие личности ребенка в процессе присвоения им общекультурных норм, делает содержание дошкольного образования комплексным и многоаспектным, а не предметным, как в школе, что определяет специфику содержания деятельности воспитателя.

Особенностью обучения дошкольников состоит в том, что дети младшего возраста не имеют большого запаса знаний, у них небольшой объём памяти и ограниченные возможности концентрировать свое внимание, а, следовательно, они не могут правильно и быстро выполнить задания, которые дает педагог. Поэтому воспитатели поэтапно проговаривают и объясняют задание, чтобы детям было легче запомнить его. В последствии, воспитатель усложняет задачу, переходя к более целостному объяснению задания.

Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог [2].

Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой. Мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать в игровой, увлекательной и интересной для ребенка форме. Характеризуя специфику познания ребенком окружающего их мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Это определяет еще одну особенность процесса обучения - оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным [2].

Образовательная деятельность дошкольников осуществляется в разных формах в отличие от школьных уроков, и проводится воспитателем в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Сложность работы с детьми определяет, каким должен быть хороший воспитатель: он должен обладать высоким интеллектом, выносливостью и терпением, владеть запасом огромного количества знаний, чтобы быть готовым к неожиданным вопросам детей, уметь адаптироваться и быстро ориентироваться в меняющейся ситуации, быть компетентным специалистом и любить свою работу.

Все вышесказанное показывает нам, что работа воспитателя должна быть качественной и эффективной. Но возникает вопрос, а что же является качественной работой воспитателя?

Качественная профессиональная деятельность воспитателя — это степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

В этой связи особое значение приобретают такие профессиональные качества педагога ДОУ, как:

  • видение современных задач дошкольного образования;
  • наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
  • способность к самообразованию [4].

Изменения, происходящие в современном мире, влияют на профессиональную деятельность педагога, и вызваны они не только новым социальным заказом, но и стратегическими документами сферы образования.

Профессиональный стандарт воспитателя пришел на смену морально устаревшим квалификационным справочникам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, он призван, прежде всего, раскрепостить педагога и дать новый импульс его развитию [6].

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, а также инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Он рассматривается как объективный измеритель квалификации педагога и средство отбора педагогических кадров в учреждениях образования, выступает основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем [6].

Цели применения профессионального стандарта воспитателя:

-Определить квалификацию педагога, которая обеспечит достижение требуемых результатов обучения и воспитания детей;

-Обеспечить подготовку педагога для получения этих результатов;

- Предоставить необходимую информацию, для осведомления педагога о предъявляемых к нему требованиям;

- Задействовать педагога в решении задач по повышению качества образования.

Стандарт должен:

Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога

Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Соответствовать международным нормам и регламентам.

Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

Работа с одаренными учащимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально

запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

В связи с изменениями в содержании деятельности изменяется и оценка деятельности воспитателя.

Результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками - детьми, родителями, педагогами.

Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников может быть двух видов:

- внутренняя оценка - проводится заведующим или методистом дошкольного образовательного учреждения;

- внешняя оценка - осуществляется представителями родительского комитета, общественности, департаментом образования.

Основными способами оценки качества профессиональной деятельности педагогов являются:

- мониторинг непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

-портфолио педагога - как инструмент отслеживания его результативности деятельности.

- «рейтингование» педагогов (на основе ежемесячного учета активности педагогов)

- психолого-педагогическая оценка (такие как: тестирование педагогов по Я.С. Турбовскому «Каков ваш творческий потенциал?» )

-аттестация педагогов как механизм обеспечения роста квалификации, профессионализма, увеличения оплаты труда педагога.

- регулярная оценка знания нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно, включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Статья на тему: «Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.» Солошенко Е.А. – 2014 г.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/19/professionalnaya-deyatelnost-i-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga

 (дата обращения: 19.10.2014).

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. – (Серия: Профессиональное образование).
  2. Егорова И.С., Михалкина Е.А. Профессиональный стандарт педагога – 2013 и система высшего профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации : материалы III междунар. науч. конф. Челябинск, 2013.
  3. Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности // Вестник образования. 2007. Вып. 4.
  4. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № 3241п-П8 от 28 мая 2014 г.
  5. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) Утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

«Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога»

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки  педагогической  деятельности ипрофессионального развития  педагога...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...