Родительское собрание группы "Будущий первоклассник"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Тема родительской встречи:
«Психологические особенности детей 6-ти лет»
«Игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи детей 6-7 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_25.11.docx | 416.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай
Муниципальное образование Мостовский район
Центр ответственного родительства «Верные руки»
Консультация для родителей группы предшкольной подготовки
«Будущий первоклассник»
«Психологические особенности детей 6-ти лет»
«Игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи детей
6-7 лет»
Подготовила:
педагог-психолог
А.С.Лагерева
Ход собрания:
(Педагог-психолог предлагает родителям зайти в группу и занять любое место в кругу).
1. Вступительное слово педагога-психолога.
Педагог-психолог:
Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время встретиться с нами и поговорить о достижениях наших деток в подготовке к школе и возможных трудностях, с которыми они сталкиваются.
Итак, предлагаю познакомиться поближе. Сделаем это следующим образом: каждый по кругу представится, назовет свое имя, скажет: «Я самый лучший родитель, потому что ...»
Педагог-психолог:
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей”. Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку, выжить в трудных и быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка.
Все мы с вами знаем, что дошкольное детство – период возникновения и расцвета игры, в старшем дошкольном возрасте особенно ролевой игры.
К концу дошкольного возраста на основе ролевой игры развиваются
разнообразные игры с правилами, их освоение имеет важнейшее значение для подготовки к школьному обучению, которое пронизано разными правилами и требует высокого уровня произвольности.
К сожалению, наблюдается повсеместное пренебрежение взрослых
этой важнейшей возрастной психологической особенностью старших дошкольников. Период дошкольного развития все больше и все чаще рассматривается только через призму подготовки детей к школе, причем в самом узком ее диапазоне – умение читать, писать, считать.
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие продуктивных видов деятельности – рисование, лепка, конструирование и пр. на их основе происходит усвоение общественно выработанных эталонов (цвета, звуковысотных отношений, геометрических форм, фонемных
противопоставлений и т.д.) – широкая ориентировка во внешней предметной
действительности.
В старшем дошкольном возрасте идет интенсивное формирование
этических норм. И здесь явно взрослыми недооценивается значение для нравственного развития эстетического воспитания – в особенности художественной литературы в самых различных ее жанрах. Таким образом, типичные для дошкольного детства деятельности – игра, рисование, лепка, музыкальные занятия очень важны для психического развития ребенка, становления его личности.
Педагог-психолог:
Все мы с вами знаем, из предыдущих родительских встреч с педагогом-психологом о психологических особенностях детей шестого года жизни. Останавливаться на этом в теории мы не будем. Хотелось бы закрепить ваши знания в умении развивать мыслительные процессы детей в игровой форме.
Психология познавательной сферы.
Продолжаем развивать восприятие.
Педагог-психолог:
Сейчас я вам немного расскажу об играх, которые будут способствовать развитию восприятия вашего ребенка. Некоторые из них мы с вами проиграем на себе.
Игра «Сравни предмет»
Дошкольнику следует предлагать задания, направленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длиннее; шире, уже; ниже, выше.
Игра «Цвета»
Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.
Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.
Игра «Узнай предмет»
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей.
Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи.
Игра «Жмурки с колокольчиком» (слуховое восприятие)
Цель игры: научить детей распознавать, как далеко от них находится источник звука. Кроме того, игра учит детей ориентированию в пространстве и развивает координацию движений.
Необходимое оборудование: шарф или платок из плотной ткани (можно вместо этого использовать и маску, закрывающую глаза), колокольчик.
Игра «Хлопни, если услышишь» (слуховое восприятие)
Цель игры: развить слуховое восприятие и внимание ребенка. Игра способствует развитию быстроты реакции у детей.
Ход игры (в игре может участвовать практически неограниченное количество игроков). Ведущий объясняет правила. Они состоят в том, что дети должны внимательно слушать ведущего и хлопать в ладоши, услышав загаданное слово. Например, этим словом будет слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов: «Арбуз — волк — тарелка — тройка (кто хлопнет в ладоши при этом слове, выбывает из игры) — сказка — ложка — труба (в этом слове, как и в слове «три», есть звукосочетание «тр»; кто хлопнул в ладоши, выбывает из игры) — ребус — труд — книга — смотри (в слове есть звукосочетание «три», но само слово не является заданным, так что хлопнувший в ладоши выбывает из игры) — говори — три (кто хлопнул в ладоши, остается в игре) — два — один — единица — синица — краски ~ яблоко — вишня — игрушка — три поросенка (в словосочетании есть слово «три», так что именно в этом месте надо было хлопать в ладоши).
Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся,
Примечание. Разумеется, ведущий может придумывать цепочки и с другими словами. Важно, чтобы они не были слишком сложными. Обязательное условие игры: слова должны читаться ведущим в быстром темпе.
Слово «ЧАШКА»
Дом-труд-единица-чашка-книга-машина-чайник-сказка-чашка-ладонь-пальто-дом-чебурек-чашка-ложка-огород-ребус-чемодан-стол-ваза-чашка-ковер-цветы-компьютер-человек-роза-работа-чашка-чешки-сувенир-сумка-чулки-бумага-чашка-тапки-папка-чашка-рыба-чеснок-собака-человек-огонь-чашка-занавески-гараж-чугун-тарелка-чудо-гвоздь-чашка
Продолжаем развивать внимание.
Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.
Упражнение «Девочки» (см. рис. № 1).
Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.
Рис.№ 1
Упражнение «Хрюши» (см. рис. № 2).
Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.
Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.
Рис.№2
Упражнение «Человечки» (см. рис. № 4).
Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б ) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
Рис.№ 4
Упражнение «Переплетенные линии»
Упражнение «Кольца»
Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа и т.д.).
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие устойчивости и объема внимания.
Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.
Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Ребенок может задавать уточняющие вопросы. Затем его просят найти предмет, о котором шла речь.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будь внимателен. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении.
Примечание. Примеры описаний:
1. Эта предмет стоит на второй полке возле предмета большого размера. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эта игрушка находится возле маленького предмета на третьей полке. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Этот предмет удлиненной формы, среднего размера
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра «Съедобное—несъедобное»
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч
Описание: В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч.
Упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: развитие переключения внимания, речи и логического мышления.
Материал: набор картинок
Инструкция: Показывают ребёнку карточку. Просят найти «лишний» предмет, т.е. тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка возникают затруднения, задают ему наводящие вопросы.
Игра «Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу. Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Продолжаем развивать память.
У шестилетнего ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.
Игра «Хамелеон»
Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно.
Затем взрослый начинает задавать ребенку вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.
Указания к проведению. Перед игрой с ребенком целесообразно повторить цвета радуги и другие цветовые оттенки.
Упражнение «Что изменилось?»
Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.
Игра «Пексессо»
Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…...
Упражнение «Делай, как я»
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Игра «Пары слов»
Итак, запишите себе на лист 10пар слов, связанных между собой по смыслу, например, стул-стол, кошка-собака, вилка-тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары,в то время как он должен следом за каждым вашим словомповторять его пару.
Игра «Прогулка в картинках»
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ходигры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.
По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.
На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.
Разрезанные картинки
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Упражнение «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"
Игра "Я - фотоаппарат"
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры.
Ссылки
«Игры для развития памяти дошкольников»
- http://detskij-dvorik.ru/education/preschooler/item/642-igru-i-upragneniy-na-razvitie-pamyti.html
- http://nashi-detochki.ru/igryrazn.php?id=6
Продолжаем развивать мышление.
Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий
Упражнение «Цветы на клумбах»
Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.
Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:
Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?
Упражнение «Я загадал...»
Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано.
Игра "Черный ящик"
Ребенку показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там?
Игра "Кто кем (чем) будет?"
Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком
- цветок – семенем
Игра "Какое что бывает?"
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Игра «Что снаружи, что внутри?»
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.
Игра «Отгадай предмет по его частям»
Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
Ссылки
Игры и упражнения на развитие мышления
- http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/igry-na-razvitie-logicheskogo-myshlenija-detei-6-let.html
- http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_01b.shtml
Продолжаем развивать воображение.
Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Упражнение «Космическое путешествие»
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Упражнение «Волшебные превращения»
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
Упражнение «Лепка»
(Развивает воображение и мелкую моторику рук)
Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.
Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.
Игра «Облака»
Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
ГРИБ |
МОСТ |
РОЗА |
ДЕВУШКА |
МОЛОКО |
РЕБЕНОК |
Продолжаем развивать речь.
Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
- Далее я, предлагая вам разобрать следующую ситуацию:
Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»
- Как вы считаете права ли мама Ильи? Ваше мнение
Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.
- Готов ли такой ребёнок к школе?
- Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?
Педагог-психолог:
В заключении, хотелось бы с вами провести следующую игру:
(Нужен доброволец – роль ребенка)
Представим, что наш «ребенок» очень активен, любопытный, сильно кричит и т.д., мы будет выговаривать ему наше недовольство и возмущение.
Например: «Не кричи!» (при этом лентами завязываем ребенку рот)
«Не лезь!» (завязываем ноги) и т.д.
По окончании упражнения, «ребенок» высказывает свое мнение, Приятно ли было ему? Что он чувствовал?
Прощание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее родительское собрание «Будущий первоклассник»
Приведен подробный конспект Общего родительского собрания«Будущий первоклассник»...
Родительское собрание "Будущий первоклассник"
Советы родителям будущих первоклассников...
Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»
Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»...
Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»
родительское собрание...
Родительское собрание " Будущие первоклассники".
middot; Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.· Развитие умени...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. 21.02.2018г.
Доклад перед родителями...
Сообщение на родительское собрание "Будующие первоклассники"
Сообщение на родительское собрание "Будующие первоклассники"...