Коммуникативное развитие дошкольников
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Маликова Юлия Николаевна

Подборка материала (игры и конспекты) по коммуникативному развитию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры-диалоги

Оборудование. Маски, разные предметы.

Описание игры. В этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

Волк. Лизавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела.

Голова еще цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок —

Ободрали правый бок.

 Хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк, Собаки.

Лиса. Жив ли, милый куманек?

Волк. Еле ноги уволок.

Как, кума, твои дела?

 Лиса. На базаре я была.

Волк. Что ты так устала?.

Лиса. Уток я считала.

Волк. Сколько было?

Лиса. Семь с восьмой.

Волк. Сколько стало?

Лиса. Ни одной.

Волк. Где же эти утки?

Лиса. У меня в желудке.

МЕДВЕДЬ

Ты куда идешь, медведь?

В город елку поглядеть!

Да на что тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты ее?

В лес возьму, в свое жилье.

Что ж не вырубил в лесу?

 Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Открывайте ворота!

Ворота. Рано, рано, вы, бараны,

Застучали в ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Пропустите в ворота!

Ворота. Вам куда? Вам куда?

Не откроем ворота.

Бараны. На луга, где трава,

А на травушке роса.

Ворота. Еще рано вам туда,

Не откроем ворота.

 Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

До свиданья, ворота.

Мы придем, когда высохнет трава.

Уходят.

Шутка

— Что делаешь?

— Ничего.

—А он что?

— Мне помогает.

— Тит, иди молотить.

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть.

— А где моя большая ложка?

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— Велика ли дыра?

— Один ворот остался.

— Куда идете, детушки?

— По ягоды, бабушка.

— Где же ягоды, детушки?

— Над землицей, бабушка.

— Уж не клюква ли, детушки?

— Нет, повыше, бабушка.

— Не калина ли, детушки?

— Угадала, бабушка.

— Куда, Семен, едешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коров кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Вас, детки, поить.

Говорит гусь Коле:

— Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

— Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

— Дай, полижу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

— Мне мальчик этот нравится.

Чей ты, чей, лесной ручей? Ничей!

Но откуда ж ты, ручей?

Из ключей!

Ну а чьи же те ключи?

Ничьи!

Чья березка у ручья? Ничья!

А ты, девочка-лапушка?

Я мамина, папина и бабушкина!

О. Бедарев

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

Я привез цветные книжки

 — Пусть читают ребятишки,

Я привез карандаши

— Пусть рисуют малыши.

Е. Благинина

Диалог

— Был сапожник?

— Был!

— Шил сапожки?

— Шил.

— Для кого сапожки?

— Для соседской кошки.

Диалог

Мы с тобой шли? Шли.

Подберезовик нашли? Нашли.

Я тебе его дал? Дал.

Ты его взял? Взял.

Так где же он? Кто?

Подберезовик. Какой?

Мы с тобой шли?

Шли.

т.д.).

— Где ладошки? Тут?

— Тут.

— На ладошке пруд?

— Пруд.

— Палец большой

— Это гусь молодой.

Указательный — поймал.

Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил (сварил),

Самый меньший—печь топил (истопил),

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот...

Вот.

(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)

На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА

— Курочка-рябушечка, Куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

СОРОКА ( Игра-драматизация )

Воспитатель обращается к детям:

— Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (раскладывает предметы).

Игра продолжается в форме диалога между детьми и сорокой.

Дети. Сорока, сорока,

Отдай нам мыльце!

 Сорока. Не дам, не отдам.

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

Дети. Сорока, сорока,

Отдай нам иголку!

 Сорока. Не дам, не отдам!

Возьму я иголку,

Сорочку сошью своему сорочонку.

 Дети. Сорока, сорока,

Отдай нам очки!

Сорока.Не дам, не отдам!

Я сама без очков

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока,

Отдай нам звоночек,

 Сорока.Не дам, не отдам!

Возьму я звоночек,

Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

Ведущий. Ты, Сорока, не спеши, Ты у деток попроси, Все тебя они поймут. Все, что надо, подадут.

(Пер. с таджикского А. Ахундовой.)

Ведущий. Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить, полетать, подмести...)

Ведущий. Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят все предметы.)

Сорока благодарит и улетает, пообещав вернуть все обратно.

Игру можно продолжить: сорока приносит все обратно, а дети вспоминают, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой почистила, утюгом погладила, краской покрасила и т. д.

МАША ОБЕДАЕТ

Обратимся к детям с такими словами: «Машенька пришла с прогулки (показываем куклу) и очень хочет есть, ей пора обедать». Разденем куклу и усадим за стол.

Будем читать стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» и, используя игрушки, разыгрывать представление.

Час обеда подошел. Села Машенька за стол. (Появляется собачка.)

— Гав, гав, гав!

— Кто это к нам?

— Гав, гав, гав!

— Кто это там?

— Это я,

Ваш верный пес,

Ваш Арапка, черный нос.

День и ночь

Я дом стерег.

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

— Иди, Арапка,

Мой свои лапки.

(Собачка моет лапки и подходит к дому.)

— Мяу, мяу!

— Кто ж  теперь

 К нам царапается в дверь? (Появляется кошка.)

Это наша кошка Мурка.

Мурка —Серенькая шкурка.

— Я вам погреб стерегла.

Всех мышей перевела.

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать? (Кошка садится у входа.)

— Куд-куда, куд-куда!

— Кто еще спешит сюда?

Вошла курочка рябая. (Приходит курочка.)

— Як вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила,

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Двери отперли,

(Кукла подходит к дверям и открывает их.)

 И вот Маша всех к столу зовет:

Пса Арапку,

Кошку царапку,

 Курочку рябку. (

Игрушки проходят в комнату и садятся за стол.)

Никому отказа нет.

Подан каждому обед.

(Взрослый расставляет посуду.)

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке

Пшено в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.



Предварительный просмотр:

Тема. «Как поступить?»

Цель. Занятия по данной теме призваны:

— научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях;

— научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

Сюжетно-ролевая игра «Как побороть страх»

Цель. Игра способствует развитию смелости, снятию страхов.

Дидактический материал — силуэты Бабы Яги, Змея Горыныча, волка и других страшных персонажей сказок.

Ход игры.

 Педагог читает детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

На свете много страшных вещей — темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в раскрытое окно, когда никого из взрослых нету дома. Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего интересного, кроме пыли, не бывает. Подумай -откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападают на маленьких детей. A ecли собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней- Она на работе.

Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их е берут под охрану. Подумай — откуда волк появится в городе или поселке?

Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются поскорее удрать восвояси. Подумай — если не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, м ей вступать в борьбу с великаном-человеком? ,Гром — это просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба Яга живет только в сказках. Ей никуда не браться из книжки. Подумай!..

Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и прогонишь страхи, все до одного!

Затем педагог обсуждает рассказ вместе с детьми. Он предлагает им встать, заглянуть в темные углы их групповой комнаты и убедиться, что там никого нет. Дети вспоминают вместе с педагогом, как ведут себя собаки по отношению к человеку. Собака — друг и помощник малышей. Видели ли они в городе волка? Где может жить в городе

Кого пытался обидеть паук в сказке «Муха-Цокотуха»? Дети представляют вместе с педагогом величину паука и человека

В каких сказках живет Баба Яга? Кто ее все время побеждает? И т.д.

Педагог предлагает послушать любое стихотворение из ниже предложенных:

И.Демьянов Трусов Федя

Расхрабрился Трусов Федя; — Я убью в лесу медведя, Изловлю в лесу лису И домой их принесу. — В дачном поезде спросонок В этот миг у самых ног Громко хрюкнул поросенок, Заворочался мешок... В юбку бабушкину Федя Замотался, задрожал... Хорошо, что не медведя Трусов Федя повстречал!

Г.Семенов Счастливая ошибка

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул «ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул «ха!», и мигом страх

Забился под забор...

Он струсил сам! И слово «ах!»

Я позабыл с тех пор.

В.Кудрявцев Страх

У страха Глаза велики. У страха

Не зубы — клыки.

У страха,

Как бочка, живот.

У страха

Желание

Есть —

Схватить,

Укусить,

Даже съесть!

Трусишка придумает страх И жалобно ахает: — Ах!

А я ничего не боюсь. Придумаю страх — И смеюсь.

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»

Цель. Игра учит детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Дидактический материал — игровые уголки; фотоальбом; отпечатанные по количеству детей «Правила поведения дошкольника»; «чудесный сундучок» с иголками, нитками, пуговицами; три таза с теплой водой, кукольное белье, веревка с прищепками, мыло.

Подготовка к игре. Предварительно выбирается ребенок й3 подготовительной группы, он разучивает роль Буратино, которую будет исполнять во время игры.

Ход  игры. В группу входит заведующий детским садом, вместе с ним Буратино (у Буратино портфель).  Здороваются. Говорят,   что  хотели  бы  посмотреть,   как  ребята  устроились новой группе. Дети показывают свои комнаты, игровые уголки, игрушки.

Буратино. Как игрушек много, все новые. А умеют ли |ети дружно и правильно с ними играть?

Педагог. Буратино, подумай и предложи, как это можно зоверить.

Буратино. Я уже придумал. Давайте играть вместе. Буратино загадывает загадки. Дети их отгадывают.

— Загадки  отгадывать  вы  умеете, —  продолжает  Бурати-

— А вот ловкие ли вы? Давайте устроим аттракцион: кто ютрее и правильнее оденет куклу, кто чище постирает ку-|>льное белье и быстрее его развесит сушить?

Затем наступает время игр — соревнований, причем коллективных (например,   «Кто скорее перейдет болото,  не замочив >). При этом Буратино поясняет: «От того, как вы будете эвать, зависит, чья команда победит!»

Идет игра. Буратино комментирует ход событий, указывает недостатки, отмечает успехи.

Заведующий садом. Мне очень понравилось у вас. Те-эь я вижу, что вы подросли и действительно можете быть старшей группе. Я подарю вам альбом, в который вы будете вклеивать фотографии — по ним будет видно, как вы вместе веселитесь, какие добрые дела вместе делаете! И тебя, Буратино, мне хочется похвалить, ты стал такой умный, воспитанный.

(Буратино. Меня многому научила Мальвина: тому, как |о вести себя с товарищами, как надо дружить. Правила, которые она мне подарила, я всегда ношу с собой. Давайте попросим педагога прочитать их нам. Педагог читает правила:

-— Пользуйся словами вежливого обращения: «здравствуйте», Извините», «до свидания», «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо», «благодарю», «разрешите войти» и др.

Умей выслушать товарища, не перебивая. Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в поение.

Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застеган, повязать шарф.

Делись   с   товарищами    игрушками,    книгами,    играй шо.

— Умей признавать, что был не прав.

— Старайся уступать товарищу в ссоре, игре, помогать ему, договориться с ним.

— Говори всегда только правду.

— Радуйся успеху товарища.

— Не хвастайся даже самым хорошим поступком — хорошее дело само за себя говорит.

— Дал слово — держи его, дал обещание — выполни!

— Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде — он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.

Игра «Так и не так»

Ход игры. Педагог. У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение. А дети все отобрали у него и кричат: еще, еще!

Дети. Не так, не так! А как?

Педагог. Девочка Наташа пришла утром в детский сад: «До свидания,— говорит она.— Уже пора домой идти», и стала раздеваться.

Дети. Не так, не так — а как?

(Далее педагог предлагает детям самим придумать небылицы.)

Упражнение «Я хочу»

Ход упражнения. Педагог спрашивает у детей, какими бы они хотели быть: смелыми, храбрыми, добрыми и пр. Дети вместе с педагогом вспоминают различных героев сказок, мультфильмов, которые имели те или иные положительные качества.

Педагог предлагает мальчикам повторить вслед за ним: «Я хочу быть умным, смелым, сильным, добрым! Я буду стараться, чтобы стать умным, смелым, сильным и добрым! Я хочу и буду слушаться родителей и своих воспитателей! Я хочу не ссориться с друзьями. Я не буду драться. Но если кто-то меня обидит, я сумею себя защитить! Я хочу научиться быть таким' Я буду учиться быть таким!»

Затем мальчики слушают, а девочки повторяют за педагогом-«Я хочу быть умной, ловкой, доброй! Я не боюсь работы! Я хочу научиться делать все сама! Если трудно, я не сдаюсь! Я хочу научиться не плакать! Я хочу научиться быть такой! Я буДУ учиться быть такой!»

Этюд «Лисенок боится»

Цель. Этюд имитирует чувство страха.

Ход этюда. Лисенок увидел на другом берегу ручья свою у, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, ом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько Для большей выразительности можно имитировать стряхи-ие с ноги воображаемых капелек воды.

Этюд «Гроза»

 Цель. Этюд имитирует чувство страха.

Ход этюда. За окном гроза. Хлещет дождь- Сверкают мол-. Грозно гремит гром.

Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного ката грома ему становится страшно. (Звучит музыка М. Раухвергера «Гром».)

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута яечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бывыраживают от лица страшное зрелище.

Этюд «Ночные звуки»

Цель. Этюд имитирует чувство страха.

Ход этюда. В зале притемняется свет. Все дети, кроме -утенка, изображают деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит музыка Ф. Бургмюл-«Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, эт и т. п. Утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек и дрожит.

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу, тому  же  испортилась   погода.   Пошел   дождь.   Поднялся р. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором а почти до земли,  а утенку казалось,  что его хватают  темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а он думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться

Когда перестает звучать музыка, включают свет. Все дети подходят к ребенку, изображавшему утенка,и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется у него сердце.

Этюд «Хорошее настроение»

Цель. Этюд имитирует хорошее настроение.

Ход этюда. Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы выпьем с тобой чаю и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. Звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».

Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда переходящий на поскоки. Мимика. Улыбка.

Этюд «Встреча с другом»

 Цель. Этюд имитирует радость встречи.

Ход этюда. У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятие, улыбка.

Тема  «Не хочу быть плохим»

Цель. Занятия по данной теме прививают детям положительные привычки, учат преодолевать отрицательные черты характера.

Дидактитическая игра «Спать пора»

Цель. Игра учит детей преодолевать дурные привычки.

Подготовка к игре. Педагог предварительно просит детей понаблюдать за своим поведением и за поведением своих братьев и сестер вечером, когда нужно ложиться спать, и утром, когда надо вставать и идти в детский сад; составить небольшие рассказы.

Дидактический материал — сюжетные картинки, стихи* кукла «Ванька-встанька».

Ход игры. Педагог рассказывает детям о мальчике Ване» который совершенно не умеет просыпаться утром. Мама буди?

а он вместо того, чтобы спокойно встать и одеться, прячется с головой под одеяло, упирается, кричит. Мама каждое ро переживает, расстраивается. Она пытается объяснить Ване как нужно себя вести, но мальчик не слушает ее. Он говорит, что все дети не хотят вставать утром и ведут себя, он.

Педагог обсуждает с детьми поведение этого мальчика, задавая наводящие вопросы.

— Как вы считаете, правильно думает Ваня или нет?

— Вот видите, Ваня не прав, он ошибается.

— А как вы ведете себя по утрам? (Дети рассказывают.)

— Давайте пригласим Ваню к нам в группу и поможем У-

- Для этого нам надо разучить стихотворение, которое мы расскажем Ване.

Дети вместе с педагогом образуют круг и выполняют движения: встают на носки, а затем возвращаются в исходное потение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают, движения сопровождаются словами:

I Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка, Приседай-ка, приседай-ка, Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем.)

Нам не справиться с тобой.

Дети садятся обратно на стульчики. Педагог предлагает посоветовать Ване, как избавиться от лени, вставать по ?рам. Для обсуждения педагог подбирает различные ситуация.

После беседы педагог предлагать послушать стихотворение:

С. Михалков Не спать

Я ненавижу слово «спать», Я ежусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь — Я чай на кухне пью. Я никуда не тороплюсь. Когда напьюсь — тогда напьюсь!

Напившись, я встаю И, засыпая на ходу, Лицо и руки мыть иду...

Но вот доносится опять Настойчивый приказ: «А ну, сейчас же марш в кровать! Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь — Я не спеша на стул сажусь И начинаю кое-как С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном, Чтоб время протянуть, Мечтая только об одном: Подольше не заснуть!

Сквозь спор знакомых голосов Мне ясно слышен бой часов, И папа маме говорит: «Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать!»

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!».

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час!

Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

Педагог. Правильно ли думает мальчик? Хорошая ли это привычка — не ложиться вовремя спать? К чему она приводит? Любите ли вы слово «спать»?

У старых мудрецов есть такая загадка: «Что слаще всего на свете?» Долго думал мальчик и сказал, что слаще всего сон-

Педагог. Сон нужен всем — и людям, и животным. Вспомните, как трудно играть, смотреть книги, когда не выспался. Некоторые дети, после того как лягут в постель, очень долго не могут уснуть. Почему так получается? Чаще всего потому, что перед сном они делают то, чего делать нельзя-играют в веселые, шумные игры; смотрят страшные фильмы» читают страшные истории и сказки.

ее это мешает хорошему засыпанию.

е забывайте, что, когда мы спим, все наше тело отдыхает Вот почему после ночного сна мы встаем бодрыми полными сил. Запомните то, о чем мы сегодня говорили, постарйтесь полюбить слово «сон», и тогда вам легко -будет |ать утром.

После беседы педагог может предложить детям показать, спят некоторые животные и сами ребята, провести вместе с ребятами упражнение на релаксацию «Мы спим».



Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

Обыкновенное чудо

Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь.

В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.

Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажи участникам: «У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки — вверх-вниз — имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словам вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас.

Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующих взвешивание.) Правда, тяжелый?

А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то предложите ему для сравнения похожий камень, который «не побывал» еще ни в чьих руках).

Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой тоже самое: совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу».

Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».

Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»

Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и вербализовывать их, тем самым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый может благодаря теплу своих рук и сердца, сотворить чудо.

Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая следующие вопросы.

«Понравилась ли тебе игра?»

«Что ты чувствовал, когда держал камень?»

Если ребята умеют читать, заготовьте карточки, на которых будут написаны опорные фразы. Красным цветом позитивные эмоции и чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это было здорово!» Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело». «Это что-то новенькое. Хорошо!» Или: «Мне было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».

Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.

Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего».

Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры.

Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета отразят позитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные. Если вам необходимо провести более детальное обследование, то обратитесь к тесту Макса Люшера.

Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «тактильному тестированию». Для этого приготовьте картонные квадраты размером 20 х 20см. С помощью клея ПВА наклейте на них: манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки и пр. Таким образом у вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.

Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите ту поверхность, которая вам понравилась».

Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал, как взаимодействуют друг с другом какую поверхность выбрали. Постарайтесь проанализировать результаты обследования, опираясь на ранние наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это может рассказать? Или берет в руки карточку с бархатной поверхностью. Что это может означать?

Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газетой и пр. Не правда ли, взаимодействуя с предложенным материалом ребята не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и теперь».

Камень и веревка

В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобится камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стулья в круг.

Вы, как ведущий, показываете игрокам камень, и спрашиваете: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.

«Камень очень твердый», — говорите вы. — «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!

(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать ваши руки, чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я. буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!»

Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться того, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.

«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Расслабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощупать ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».

«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».

Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение задания. «Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку!

Итак, слушайте команду:

— Камень!

— Веревка!

— Камень!

— Веревка!

—Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы >тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным».

—Молодцы!

Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду:

—  Камень!

—  Веревка!

—  Камень!

—  Веревка!

—  Молодцы!»

Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.

Комментарий. Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.

Волшебные руки

В игре принимает участие от двух до пяти ребят. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «Камню», постараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам:

Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с «Камнем»?

Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками «Камень», я его согреваю...»

Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?

Глина и скульптор

Для игры необходимо четное количество участников. Ведущий обращается к игрокам:

—Знаете ли вы, что такое глина?

—Какая она?

Можно показать ребятам глину, надо ее потрогать.

—        Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!

У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, пожалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.

Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает действия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь!

Когда глина будет достаточно размята, можно приступать к лепке.

Когда скульпторы закончат свою работу, предложите им устроить выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульпторы, ведущий или любой желающий.

Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того, чтобы каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Если есть возможность, после игры обсуждаются чувства скульпторов и глины.

Групповая скульптура

Эта игра похожа на предыдущую. В ней может принимать участие как четное, так и нечетное количество человек. Желательно, чтобы игроков было не более семи, чтобы играющие не утомились.

Играющие садятся в круг. Ведущий предлагает снова сыграть в игру «Глина и скульптор». В центр круга вызываются два игрока. Один из них будет скульптором, а другой — глиной. Когда игроки определились, кто из них станет скульптором, а кто глиной, ведущий говорит: «Ты — Скульптор, в твоих руках послушная, податливая глина и скульптор может с ней делать все, что захочет. Можешь приступать к работе». Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следующий игрок и ведущий обращается к нему: «Ты — Скульптор. Перед тобой один большой кусок глины и ты, как творец мудрый и добрый, можешь лепить из него все, что угодно!»

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли скульптора. Если возможно, обсудите с ребятами эту игру, задавая следующие вопросы: «Что ты чувствовал, когда был глиной и когда был скульптором? Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло, легко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприятно? Когда ты был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?...»

Комментарий. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за хо дом игры. Обращать внимание на то, как взаимодействуют игроки. Послушна и податлива ли «глина», терпелива она или строптива и не терпит никаких манипуляций. Как «творит скульптор», мудры и добры т его руки, заботится ли он о том, чтобы его «творение» было новым, оригинальным, а всем задействованным в нем игрокам было комфортно. Или же скульптор находится только во власти своих желаний и порывов, нисколько не заботясь о том, каково его «глине». Важно, что творит скульптор и какое место выбирает для себя в готовой уже композиции.

Чудесные пироги

В игре принимает участие четное количество человек (от 4 до 8); Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.

Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» лежит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар, стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается!

Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков и слегка давящими и покачивающими движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем «поварам», которые не могут самостоятельно справиться с заданием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных и добрых руках получаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы буде делать дальше? (А теперь вспомните какой либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его изготовлению, разворачивая весь воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».

Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеиспеченным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо играть несколько раз, чтобы каждый игрок побыл и в роли повара и в роли пирога. Затем игру можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать, подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.

Моя ладонь

В игре принимает участие несколько человек (от 3 до 6).Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой.Скажите игрокам: «Есть такое выражение: «Знать, как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев? Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.) Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! A теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. «Пройдитесь» пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые, как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях: А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами?

Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? Рассмотри каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У нас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок.Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Может быть, кто-то из детей сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать со своей руки, а кому-то будет нужна и помощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке).

Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!»

Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каждой руки.

Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что ребята узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели.

Ладонь друга.

В игре принимает участие четное количество игроков. Разместитесь за столом, на диване, на ковре — как удобнее. Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по парам. Скажите им: «Мы уже знаем, как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут . новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке». Ведущий показывает на своей руке одному из игроков линии и их пересечения, бугорки и впадинки. Так ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером.

Игра начинается. Дети работают в парах. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказывает различные виды помощи. Вербализует действия игроков. Совместно с парой исследует руку одного из партнеров...

По окончанию игры обсуждение строится на следующих вопросах. Что вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке? О чем хотелось рассказать, что показать, а. что скрыть, спрятать? Приятны ли были прикосновения партнера? Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера? Что нового узнали? Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом.

Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если игрокам удастся поиграть с каждым членом коллектива.Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.



Предварительный просмотр:


Беседа для педагогов

«Особенности коммуникативной готовности

старшего дошкольника к школе»

Расскажите о себе:

- Ваш педагогический стаж ___________________________

- Ваш возраст _______________________________________

- Ваше образование __________________________________

Вопросы:

  1. Что Вы понимаете под коммуникативной готовностью ребенка к школьному обучению?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким Вы представляете себе ребенка, хорошо подготовленного к обучению в коммуникативном аспекте готовности старшего дошкольника к школе? (перечислите не менее 5 особенностей)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие задачи Вы ставите перед собой в развитии коммуникативной готовности детей к школе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие методы Вы используете в развитии коммуникативной готовности детей к школе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите, какие проблемы Вы видите у детей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оцените в процентном соотношении сколько детей нуждаются в дополнительной помощи по развитию коммуникативной готовности старших дошкольников к школе (100%-нуждаются все дети, … 0% - не нуждаются)

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую помощь Вы бы хотели получить по вопросам развития коммуникативной готовности детей к школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"

laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника — направление развития ребенка

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Пр...

Информационно-коммуникативные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития т...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...

"Коммуникативная компетентность воспитателя как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников"

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетен...