статья "Семья-уникальная ячейка общества"
статья на тему

Подколзина Татьяна Алексеевна

Актуальная статья, так как большой упор в воспитании детей делается на духовность и высокую культуру семьи воспитываемого, особенно на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_podkolzina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.

        Существуют два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерями как для детей, так и для общества. Необходимость семейного воспитания в современных условиях определяется его спецификой, которой не имеют общественные формы воспитания:

  • семейное воспитание более эмоционально, так как проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям;
  • ребенок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния;
  • представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни поэтапного расширения его кругозора и опыта;
  • семья не однородная, а дифференциальная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовать.
  • Семейные отношения включают в себя не только то, что родители преподают детям и дети друг другу, но и то, что дети преподают своим родителям. В результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживается высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.

Термин «воспитание» имеет два смысла: узкий и широкий. В узком смысле воспитание обозначает целенаправленный процесс передачи ребенку системы представлений, понятий и норм поведения с помощью определенных методов. В широком смысле воспитание есть воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе и семьи, детского сада, школы и т.д. В том и другом случае сущность воспитания состоит в постепенном переводе внешних регуляторов активности ребенка (делай то-то и так-то) во внутренние (делай то, что считаешь нужным, и так, как тебе этого хочется).

Современная наука представляет воспитание двусторонним процессом – с одной стороны, ребенок усваивает готовый социальный опыт, с другой стороны, он сам активно включается в социальную среду. Воспитание всегда предполагает активность воспитуемого. В процессе воспитания расширяется круг того, что ребенок умеет делать, увеличивается объем общения, развивается самосознание – открытие своего «я».

Быть настоящими родителями очень трудно, потому что жизнь человека, взявшегося за исполнение этих обязанностей, наполняется тысячами разных проблем, решения которых никто не подскажет. Опыт каждой семьи неповторим, семейные ситуации могут быть настолько уникальными, что не помогут никакие ответы в конце учебника, никакие советы, рекомендации бывалых, мудрых людей, педагогов. Чувствовать свою ответственность, представлять круг своих родительских обязанностей могут многие, но не всем удается желаемое воплотить в действительность. И вовсе не потому, что они не хотят, а потому, что не знают, как творится это великое чудо – воспитание, какие сложные, невидимые простому глазу влияния, силы лепят, чеканят характер, волю, нравственность ребенка.

Семья – уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными.

Чтобы воспитание было успешным необходимо соблюдать следующие условия:

  • семья должна выступать как единое целое, психологическая общность;
  • необходимо сохранять нормальный семейный микроклимат;
  • поддерживать оптимальный воспитательный климат;
  • в каждой семье должна быть четкая система воспитательных воздействий, а не «сиюминутное воздействие».

Семья – это место духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, многообразие форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Накапливаемые в детстве факты и наблюдения не проходят бесследно. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем возрасте могут определить характер человека на всю жизнь. В каждой семье должно быть интересно. Дом должен давать пищу детскому воображению и чувствам.

Невозможно точно определить сколько в день, неделю родители должны заниматься воспитанием ребенка. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, ее психологический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых как хороших, так и плохих. В семье невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что в малой группе нашего общества или вместе счастливы, или все несчастны. Умение и желание понимать ребенка, удовлетворять его потребности в равенстве, подтверждать его представления о семейных ролях – вот составляющие психологического спокойствия в семье.

У каждого ребенка должны быть уютные вечера с теплым светом настольной лампы, чаепитием, нежной музыкой, семейным пением, чтением, разговорами о событиях дня. И если этого нет, то такой ребенок многое теряет, а воспитание проигрывает.

Семейная педагогика должна быть деятельной. Азбучная истина педагогики гласит, что воспитание ребенка сильно не столько словом, сколько примером. В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества.

Психологический климат семьи выражается и в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным.

Семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

МБДОУ ЦРР – Д/С №3 «РОМАШКА» Г. СТАВРОПОЛЯ

СТАТЬЯ:

«РОЛЬ МАЛОЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

В-ЛЬ: ПОДКОЛЗИНА Т.А.

СТАВРОПОЛЬ - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ ГРУППОВОЙ ЯЧЕЙКИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ( С 5-6 ЛЕТ )

Общая площадь групповой ячейки 119 м. Группа расположена на 2 этаже основного здания.Помещение группы состоит из:1. Раздевалки 33 м, 1 окна, 2 люстры, 20 шкафов2. Моечная 2 м, 1 люстра.3. Групповая ко...

Положение о смотре-конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Положение о смотре-конкурсе в ДОУ«Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»...

ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках

ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны...

Модель развивающей предметно – пространственной среды групповой ячейки

Как создать развивающую предметно-пространственную среду...

Презентация "Пополнение РППС в групповых ячейках по духовно-нравственному воспитанию"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами программы "Тропинка добра" (для дошкольников 4-7 лет)....

Содержание групповой ячейки. Подготовительная группа МБДОУ Д/с №14 г.Белореченска Краснодарского края. Воспитатель Скоридченко С.А.

Создавая развивающую среду в подготовительной  группе, мы - воспитатели группы, прежде всего, уделили внимание созданию условий в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

«Детский сад – ячейка общества»

В связи с новыми требованиями, соответствуя им, роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования растет на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, которые стоят н...