Педагогический совет " Патриотическое воспитание в современном обществе"
методическая разработка по теме

Спицина Татьяна Васильевна

ЗАДАЧИ:

-ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПОНИМАРИЯ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАЧАЛ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovetno2-_patrioticheskoe_ivospitanie.docx94.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский  сад  общеразвивающего  вида № 30 « Аленушка»

 г. Волжского Волгоградской  области

(МБДОУ д/с общеразвивающего вида  № 30)

        Педагогический совет №2

"Патриотическое воспитание в современном обществе"

        

                                 

"Патриотическое воспитание в современном обществе"

Задачи:

-формирование у педагогов понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-создание условий для самообразования педагогов в данном направлении; -активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.

Предварительная  работа:

- анкетирование по теме "Готовность педагогов к патриотическому воспитанию";

- проведение  открытых  мероприятий;

- проведение смотра – конкурса « Уголок  патриотического воспитания»;

План педагогического воспитания:

1. « Актуальность  вопроса, проблемы  патриотического  воспитания  в современном  обществе» -выступление ст. воспитателя  

2.Доклад « Патриотическое  воспитание  в дошкольном  возрасте» - выступление воспитателя- эколога Марченко  О.А.

3. Доклад « Роль семьи  в воспитании патриотизма»- выступление  Рыбаковой  И.Ю.

4. Презентация  программы  Е.С. Евдокимовой  « Воспитание  маленького  волжанина»

5. «Анализ  тематического  контроля по реализации  программы» - выступление ст. воспитателя Спициной  Т.В.

6. Доклад « Роль  русских  народных игр  в патриотическом воспитании дошкольников», презентация подвижных  игр на физкультурных и музыкальных  занятиях» - вступление  Распоповой Т.Ю.

7. Презентация дидактических  игр по патриотическому  воспитанию- выступление Рыбаковой  И.Ю.

8. Доклад « Патриотическое  воспитание младших дошкольников», презентация  открытого занятия  « Семья» во 2 мл. группе – выступление Смирновой  Т.А.

9. Проект  решения  педагогического  совета.

                               

                               

                               Ход  педсовета:

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

    Ценностные установки, провозглашенные в Конституции РФ и национальной доктрине образования: права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей, - служат базовыми ориентирами при определении целей патриотического воспитания. Стратегия развития образования на период до 2025 г. предусматривает в том числе государственный заказ на (цитата) "высоко нравственного патриота своей Родины". В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Переосмысливаются ценностные установки, ориентиры, по-иному раскрывается смысл таких понятий, как "патриотизм", "гражданин", "патриот".

   Хотелось бы узнать, как вы понимаете эти определения: Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Гражданин?    Сл. №

Каковы ваши ориентиры в патриотическом воспитании, насколько вы готовы поднимать данную проблему. Для этого предлагаю вашему вниманию презентацию по результатам анкетирования "Готовность педагогов к патриотическому воспитанию". Найти ответы на эти сложные вопросы непросто. Какие проблемы в данной сфере по вашему мнению в настоящее время наиболее актуальны?

   Низкая мотивация к ЗОЖ, обособленность граждан, отсутствие коллективистских качеств, ценностного отношения к окружающему миру, труду других, компьютеризация всех сфер жизни - отсюда безликость, бесчувственность отношений, поступков, результатов деятельности, давление негатива в СМИ, со стороны взрослого общества на подрастающее поколение, малая доступность возможностей духовного обогащения людей (платные услуги музеев, театров, выставок и т. д.).

  Вы совершенно правы. Обобщая все это, можно сказать, что задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, городу, чувство гордости за достижения страны, уважение армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки  патриотизма, который  зарождается  в познании, а формируется  в  процессе систематического  и целенаправленного  воспитания.

2. Практическая  работа

Педагогам предлагается  нарисовать  образ   Родины

   Анализ  рисунков.

С чего  начинается  Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той  самой  березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет.

А может, она  начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой  не видно  конца.  М. Матусовский.

3. часть.

Выступления  педагогов.

1.  Доклад « Патриотическое  воспитание  в дошкольном  возрасте» - выступление воспитателя- эколога Марченко  О.А.

2. Доклад « Роль семьи  в воспитании патриотизма»- выступление  Рыбаковой  И.Ю.

3. Презентация  программы  Е.С. Евдокимовой  « Воспитание  маленького  волжанина»

4. «Анализ  тематического  контроля по реализации  программы» - выступление ст. воспитателя Спициной  Т.В.

5. Доклад « Роль  русских  народных игр  в патриотическом воспитании дошкольников», презентация подвижных  игр на физкультурных и музыкальных  занятиях» - вступление  Распоповой Т.Ю.

6. Презентация дидактических  игр по патриотическому  воспитанию- выступление Рыбаковой  И.Ю.

7. Доклад « Патриотическое  воспитание младших дошкольников», презентация  открытого занятия  « Семья» во 2 мл. группе – выступление Смирновой  Т.А.

4. часть

                  Проект  решения  педагогического  совета

В этом  направлении  проведена  большая  работа. Годовая задача остается  на  следующий год. Педагогическим  коллективом было  решено:

1. Доработать  планы всем педагогам.

2. Дополнить  развивающую  среду – группам  № 2. № 1.

3.Скоординировать  работу  с родителями, используя  нетрадиционные методы.  

                                                                       Приложение 1

                                                                          Приложение2

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Организация  работы по  патриотическому  воспитанию в детском  саду

Сроки: с 18 марта по 22 марта 2013 г.

Исполнители: Л.И. Балабина, Т.В. Спицина.

Задачи

  1. Дать оценку работе педагогического коллектива по патриотическому  воспитанию дошкольников в условиях детского сала.
  2. Изучить документацию педагогических работников детского сада по планированию и реализации вопросов патриотического воспитания дошкольников.

4.        Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по патриотическому  воспитанию детей в ДОУ.

Вопросы, подлежащие проверке

1.        Организация развивающей предметной среды в группе:

  • наличие игрового и развивающего оборудования, способствующего формированию нравственно- патриотических  чувств и представлений;
  • наличие дидактических игр и пособий, направленных на  патриотическое воспитание;
  • педагогическая целесообразность и возрастное соответствие представленных пособий и игр.

2.  Работа воспитателей по формированию начал нравственной культуры:

  • интегрированные  занятия;
  • беседы с подгруппой детей;
  • открытые  мероприятия.

-индивидуальные беседы с детьми, специально организованные игры, игровые ситуации;

3.        Проверка документации педагогических работников:

  • отражение в календарных планах мероприятий по нравственно- патриотическому  воспитанию  детей;
  • планирование индивидуальной работы с детьми по формированию культуры поведения, воспитанию гуманного отношения к природе и окружающему миру;
  • планирование закрепления морально-этических и социальных знаний и умений в играх, трудовых поручениях и других режимных моментах;
  • планирование работы с родителями (индивидуальные и групповые консультации, беседы).

4.        Работа с родителями:

  • наличие консультаций, памяток и других методических материалов для работы с родителями по данной тематике;
  • оформление  в «Уголке для родителей»;
  • наличие выставок специальной литературы «В помощь родителям».

Основные формы и методы контроля

  1. Наблюдения за организацией воспитательно-образовательного процесса (посещение занятий, контроль режимных моментов).
  2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.

   3.  Беседы с детьми, педагогами и родителями.

   4.Наблюдение за поведением детей во время совместных игр, на прогулках.

   5.Проверка имеющихся пособий и методических материалов
по данному разделу программы.

   6.Работа с родителями. Консультации, оформление наглядной агитации, наличие памяток для родителей, выставка литературы по данной тематике и др.

                                                                    Приложение 3

           Итоги смотра- конкурса  Уголков  патриотического воспитания.

1. Младший  возраст

Цель – ознакомление  с ближайшим окружением.

В уголке  имеется  следующий материал: семейный фотоальбом   группы « Моя  семья». Дидактические  игры: « Профессии», « Хорошо - плохо».

Тематические  картинки « Мой  детский  сад»; иллюстрации « Труд детей  и взрослых  в природе».

Художественная  литература по фольклору: потешки,  русские  народные  сказки, песенки. Предметы народного декоративно-  прикладного искусства- матрешки.

Рекомендации.

Приобрести: тематические  папки, изображающих  членов  семьи в отдельности,

 « Девочки» и « Мальчики», « Эмоции», « Правила  поведения  в  общественных  местах»;

Макет «Сельский  дворик»;

Дополнить предметы  народного искусства.

2. Средний  возраст

Направление - моя  семья, мой  детский  сад, мой  город, его  достопримечательности, знаменитые  земляки, приобщение к  истокам  русской  культуры.

В уголке  имеются: иллюстрации, подбор открыток г. Волжского, Волгограда.

Предметы  народного  декоративно- прикладного искусства: матрешки, работа по дереву, вышивки.

Художественная  литература по фольклору: сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Элементы государственной  символики, элементы  областной и муниципальной  символики.  Материал  для  ознакомления  с защитниками Отечества (подбор иллюстраций)

Рекомендации

Приобрести

Макет « Комната-горница», « Крестьянское  подворье»

Дополнить  предметы  старины, русские  игрушки, дидактические  игры.

3. Старший  возраст

Направление- краеведение, ознакомление  с родной  страной, государственной символикой, историческим прошлым  России, организация  жизни  детей по народному  календарю.

В уголке  имеется весь необходимый  материал по патриотическому воспитанию, соответствующий  программе и данному  возрасту.

Вывод:

По результатам смотра- конкурса   уголков  патриотического  воспитания определен победитель  конкурса  группа  № 3.

Педагогов Скащенкову Т.И. и Рыбакову  И.Ю. наградить  почетной  грамотой , активных  родителей, принявших  участие  в  оформлении  уголка отметить  на  родительском  собрании.

   Группам №  2 и № 1 доработать  материал  .

Сроки до 30  мая.

                                                                    Приложение 4

               Справка по результатам  тематического  контроля

« Организация  работы  по патриотическому  воспитанию дошкольников  в  детском  саду».

1. Размещение предметной  игровой  среды в группах отвечает   концепции  построения  развивающей среды  для организации жизни детей и взрослых  в системе дошкольного  образования. Принципы построения  развивающей  среды  соответствуют  личностно- ориентированной модели взаимодействия  взрослого  с ребенком.

 Игровая  среда  построена  с учетом  возрастных различий детей.  Предусмотрено  игровое  « зонирование», которое  в то же  время не разобщает играющие группировки, а способствует их  взаимодействию.  В группе  № 3 – педагоги (Скащенкова О.В. и Рыбакова И.Ю.) с участием  педагога по изодеятельности  Резниковой  О.В. изготовлены  макеты « Русская  изба» и

« Казачья  усадьба». Макеты  используются  на  занятиях и в свободной  деятельности. Детям  наглядно  представляют  историю быта  русского  народа, Нижнего  Поволжья.

  В группах  представлены  дидактические  игры по патриотическому  воспитанию  ( группа  № 3 воспитатели Скащенкова Т.И. и Рыбакова И.Ю.).

В каждой  группе   организован  « патриотический  уголок», где  подобраны  материалы:

-фотографии  г. Волжского, Волгограда, достопримечательности  Волгоградской  области;

В группе № 3 педагогами Рыбаковой И,Ю. и Скащенковой  Т.И. подобран методический материал по нравственно- патриотическому  воспитанию  для детей  старшего дошкольного  возраста:

- альбомы «Россия- Родина моя»,  « Моя родина- Россия», «Семья», « Ромашка»,

 « Березка», « День матери»,» 23 февраля», « Сталинград», « 9 Мая», « Праздники на Руси», « Пасха», « Рождество», « Хлеб- всему голова»

2.  В период октябрь- март были проведены открытые   интегрированные занятия, способствующие  формированию   и воспитанию у детей дошкольного  возраста патриотических  чувств:

-« Россия - Родины  моя» отв. Скащенкова Т.И. Занятие  прошло  в интересной  форме, используя инновационные технологии (ИКТ). На  занятии педагог познакомила  детей с «неофициальными  символами  России», вызвала  интерес  к  русскому народному  творчеству, декоративно- прикладному  искусству;

- «Семейные обычаи на Руси» отв. Резникова О.В.. Педагогом  проведена большая  работа по духовно- нравственному  воспитанию  дошкольников. На занятии  дети  познакомились  с обрядами  старины, с основами  познавательно-ценностного отношения  в семье. Педагог использовала  различные  технологии: здоровьесберегающие, ТРИЗ, нетрадиционные техники  лепки из соленого  теста.

На занятии дети  расширили  словарный  запас  речи, совершенствовали  грамматический  строй  речи.

-«Волгоград- Сталинград»- отв. Лопырева О.К.. На занятии  педагог  уточнила  знания  детей  о городе- герое - Волгограде. Познакомила   с историческими   событиями, происходившими  в  нашем  городе  в  годы ВОВ. Используя  мультимедийную  установку, детям были  представлены фотографии  военных  событий, все  трудности и беды  того  времени;

- « Сталинградская битва»- отв. Марченко  О.А. ,используя  мультимедийную  установку,  для  детей была  представлена  презентация  « Сталинградской  битвы»;

- « Моя  семья» отв. Смирнова  Т.А., в процессе  занятия детям младшей  группы прививались  любовь и уважение к  старшим (мамам, папам, бабушкам,  дедушкам). Педагог дала понятие целостности  семьи, взаимоуважения  между  членами  семьи;

- Праздник « 2 февраля» отв. Распопова Т.Ю. и педагоги. Нужно отметить хорошую  организацию и проведение  мероприятия. Яркие  выступления  детей и гостей  праздника  оставили  незабываемые  впечатления всем  участникам  праздника.

Приглашенные  гости  выразили благодарность детскому  саду  на страницах  газеты « Городские  вести»;

- Праздник « 23 февраля»- отв.Распопова Т.Ю. и педагоги. Традиционный  праздник с участием пап в ДОУ. Дети  с большим  интересом  показывали  свою  ловкость и мастерство  в соревнованиях  с папами.

-Праздник « 8 Марта»- отв. Распопова Т.Ю. и педагоги. Праздничный концерт  проходит  с участием  мам и бабушек. Дети гордились  талантами  своих  бабушек и мам.

-Праздник   « Масленица» отв. Распопова Т.Ю. и педагоги. Ценность праздника- знакомство  с традициями  русского  народа, его  культурой, обычаям. Дети  познакомились  с  народными  играми,  хороводами, закличками, сказочными  героями  народного праздника « Масленица»;

  Все проведенные  мероприятия   носили большую  воспитательную  ценность. Привлечение  родителей  к  участию  в  праздничных  мероприятиях « 8 Марта» и «23 февраля» имело большое  воспитательное значение в формировании любви и уважения  к близким людям,  к природе, к Родине.

  Большая  работа по патриотическому  воспитанию    проведена  не только  с   детьми,  но и с педагогами:

-консультации:

* «Нравственно- патриотическое  воспитание старших  дошкольников» отв. Рыбакова И.Ю.;

* «Воспитание  любви  к природе  родного  края» отв. Марченко  О.А.;

*«Патриотические  чувства, как компонент нравственного  воспитания дошкольников» отв. Скащенкова Т.И.;

* «Воспитание  у детей  любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ» отв. Резникова О.В.

Работу по патриотическому  воспитанию  педагоги  отразили  в проектной  деятельности.  Проекты были представлены на методических  совещаниях и городском  метод. объединении:

-  «Слава армии любимой», « Волгоград - город-герой» отв. Рыбакова И.Ю.

- «Пасха - светлый праздник  Христова Воскресения», « Развитие  художественного  творчества и эстетического  восприятия  окружающего  мира  средствами  нетрадиционных  техник  изобразительной  деятельности  у дошкольников» отв. Резникова О.В.,

- « Если  скажут  слово « Родина», « Хлеб - всему  голова» отв. Скащенкова Т.И.

- « Православные  праздники на  Руси»- ТВ группа  педагогов Скащенкова Т.И. и Резникова О.В.

Педагогами  Скащенковой  Т.И. и Резниковой  О.В.  был  обобщен  опыт  работы по духовно- нравственному  воспитанию  на городском  методическом  объединении, что  является  началом основ  патриотического   воспитании  дошкольников.

 Большое значение  имеет работа педагогов с родителями по патриотическому  воспитанию. Педагоги группы № 3  изготовили консультации по теме: « Как праздновали  Рождество  на Руси», « Как праздновали  Пасху  на Руси».

 Стало  традицией  проводить  в детском  саду выставки  поделок из бросового  материала:

- « Военная  техника», « Накормим  наших  птиц», «Новогодний  сувенир - Снеговик». Свое  мастерство  показали  мамы, бабушки, старшие  сестренки в  конкурсе  поделок « Золотые руки наших  мам».

 Привлекая  родителей к  участию в совместных  конкурсах с детьми, мы приобщаем  их  к  решению  данной  проблемы, так как  воспитание  чувства патриотизма - это общая  проблема.

  Воспитателями подготовительной  группы (Скащенкова Т.И., Рыбакова И.Ю., Резникова О.В.) было   организованно родительское  собрание по теме:

 « Приобщение  родителей  к  семейным  традициям». Резникова О.В. провела мастер-класс « Кукла- оберег».  Родителей познакомили с  миром  народных кукол, обрядами, что способствовали  развитию  творческого  начала, воображения, фантазии на  основе ознакомления  с  традициями  своего  народа. Знакомили родителей, как  через  игру  выражать  свои  чувства. Родители приобрели  навыки  работы с  различным  материалом.   Куклы- обереги - целая  философия, мудрость, веками накопленная и передающаяся из поколения  в поколение нашим  народом.

 Родительское  собрание носило не только  творческий, но и воспитательный характер.  Тесное  сотрудничество педагогов, родителей и детей подняли тему  материнства и детства, любви   к семейному  очагу, родному дому, Родине.

Духовно- нравственное  воспитание является  неотъемлемой частью  патриотического воспитания.  Невозможно  воспитать  патриота, не  привив любви  к ближнему окружению.

3. Проверка документации  педагогических  работников показала, что необходимо  доработать   перспективные  планы, календарно- тематическое планирование, обратив особое  внимание  на  программу  Е.С. Евдокимовой « Воспитание  маленького  волжанина»: спланировать  работу  с родителями, используя  нетрадиционные методы.

Вывод:

  По результатам  тематического  контроля  можно сделать следующие  выводы:

- работа  ведется  целенаправленно, систематично. Грубых  нарушений не выявлено.

-Лучший  опыт нравственно- патриотического  воспитания детей  дошкольного  возраста был  выявлен  в подготовительной  группе (Резникова О.В., Скащенкова Т.И., Рыбакова И.Ю.) Здесь  более целенаправленно  ведется  работа  по  патриотическому  воспитанию.

Рекомендации

1.  На заключительном  педагогическом  совете  обобщить опыт  работы педагогам: Рыбаковой И.Ю., Марченко О.А..по патриотическому  воспитанию.

2. Педагогам группы  № 1 - Смирновой  Т.А., Евдокимовой Я.О. более активно принимать  участие  в методической деятельности.

3. Всем  педагогам привести  в соответствие календарное и перспективное планирование, документацию по работе  с родителями, методические  разработки по патриотическому  воспитанию.

4. При анализе  работы за 2013-2014 уч. год. каждому  педагогу проанализировать проделанную  работу по данному  направлению и наметить перспективы  дальнейшей деятельности  с детьми и родителями на следующий  учебный год. Задачу  патриотического  воспитания дошкольников признать долговременной и ежегодно  планировать  работу  в этом  направлении.

Выступление

« Роль семьи  в воспитании патриотизма  в дошкольном  возрасте»

Семья — один из древнейших институтов, переживающий целые эпохи. Долговечность семьи заключается в том, что именно она позволяет человеку во все времена чувствовать себя уверенно в обществе. Она, словно источник, питает более широкие и высшие сферы жизни человека — чувство Родины и патриотизм. О важности семьи в патриотическом воспитании говорили многие выдающиеся философы.

«Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие — то, что было создано, приобретено, накоплено предыдущими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его

в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании».

Культуру и ее ценности Н.К. Рерих называл древом, питающим творчество человека. Он видел назначение культуры в сохранении основ образования, называл ее священным оплотом человечества, мечтал о том, что культура войдет в каждодневный обиход хижины и

дворца: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоуханье, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного блага, очаг процветания и созидательной красоты ».

Культура — живая нить, которая связывает поколения, объединяет настоящее, прошлое и будущее. Обращение к исторической памяти народа, его культурным ценностям позволяет сформировать у детей представления о нравственных нормах. Б.М. Бим-Бад отмечал, что у человека есть две матушки: матушка природа и матушка история. Чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивид, тем большей свободой он обладает.

Выступление

«Патриотическое воспитание  в дошкольном  возрасте»

Чтобы понять, что такое Родина, надо расстаться с ней на некоторое время. В разлуке появляется тоска по дому, родителям, друзьям. Родина — это березка у двора, скамья, где тебе объяснялись в любви; дом, куда ты приезжаешь, когда тебе плохо. Родина — добрые руки мамы, школа, где ты учился 10 лет с товарищами; кусты сирени, цветущие в мае, и пение соловьев. Родина там, где тебя любят и ждут.

У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен ее предать.

Как вы думаете, в чем заключается суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте?

Давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род. (Человек, семья, род, народ, Родина.)

У каждого человека можно воспитать патриотические чувства?

(Ученые установили, что у людей есть ген патриотизма. Те люди, у кого   он   отсутствует,   при   определенных   обстоятельствах   могут стать предателями.) Система образования призвана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традиции и культуре других народов;

—формирование культуры мира и межличностных отношений.

За последние годы в нашей жизни произошли значительные изменения. Канули в прошлое многие праздники, но появились новые, которые до сих пор не можем воспринимай, как национальные. Кумиры, которым поклонялись десятки лет, свергнуты с пьедестала.

«Вообще-то патриотизм всегда будет в моде, потому что «патриотизм» в переводе с латинского — это любовь к родине.»

Для нас, педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию' любви к Родине, всегда важен и актуален. Как вы думаете, на каком материале можно воспитывать патриотов? (Ответы.)

Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются ребенком на протяжении всего детства.

Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, знание истории и традиций нашей страны. Мы знаем, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно с раннего возраста зародить интерес к истории России. А первые воспитатели ребенка — родители, поэтому все надо начинать с семьи.

Выступление

« Роль русских народных  игр  в патриотическом воспитании дошкольников»

«А игры не будет, что ж тогда останется?» Л.Н.Толстой «Детство» «... через детей последующих поколений детские игры снова и снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют...» Е.А.Покровский.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Русские народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость вырабатывало стремление к победе.

Передовые представители культуры призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит, оригинальность самовыражения того или иного народа. В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относится и русская народная игра. Она          является неотъемлемой частью

интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры лаконичны; выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского, организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана одной из ведущей деятельностью дошкольников.

Все свои жизненные переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ( «У медведя во бору», «Мыши», «Горшки», «Заря-Заряница», «У бабушки Тамары» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги, непосредственно характеризующие персонажей, требуют активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных на отдельных игровых занятиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е.мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату ( «Ловишка»).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют поведение детей, их взаимоотношение содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного»-цыплята),ответственности, смелости, находчивости(наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть и эстетическое значение. Составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на (объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

1. Скоро с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь, то сиди, А не веришь - выходи!

2.Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

З.Шла кукушка, мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят.пить,

Выходи - тебе водить,

• Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда необходимо поделиться на команды. Например, игроки путем считалки выбирают 2 ребят, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают и образуют воротца (игра «Солнце и Месяц»).

Остальные играющие пробегают в эти воротца друг за другом. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

К кому пойдешь, к солнцу или к месяцу?

Играющий встает позади того, кого выбрал.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Взрослый, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию. Он следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоциональное настроение и взаимоотношение играющих, приучает ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть, играть.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.

Итак, русские народные игры в комплексе с другими, воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Выступление

 « Патриотическое  воспитание младших дошкольников»

слайд

Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной

%

край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.

Слайд Цель:

Воспитание любви и уважения к семье - неотъемлемой части малой родины,

родным и близким людям;

ознакомление детей с ближайшим окружением: детским садом, домом,

людьми.

Слайд Задачи:

Воспитание любви и уважения к семье - неотъемлемой части малой родины,

родным и близким людям;

ознакомление детей с ближайшим окружением: детским садом, домом,

людьми.

Слайд

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Слайд

Образовательная деятельность:

знакомим с понятием семья. Дети учатся называть членов семьи; узнают, что в семье заботятся и любят друг друга.

Слайд

Дидактические игры.

1. Цель: соотносить действия людей с их профессией.

2. Цель. Формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Учить видеть положительные и отрицательные качества.

Слайд.

Одним из главных условий патриотического воспитания является приобщение к труду.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе

Развивать трудолюбие, формировать нравственно - волевые качества.

Слайд.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Слайд.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Слайд.

Взаимодействие с родителями.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большуюпомощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм

Слайд

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Педагогический совет « «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»»

Цель:- Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы; способствовать творческому поиску;- повышение профессио...

Значимость патриотического воспитания в современном обществе

В материале представлена значимость патриотического воспитания в условиях современности и представлено информационное обеспечение работы по данному направлению в конкретном учреждении. Материал был по...

Доклад на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС"

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом....

Доклад к педагогическому совету "Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях в ДОУ"

Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу....