Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)
материал на тему

Ирина Владимировна Картавенко

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил свои культурные достижения, просеянные сквозь сито веков.

Необходимо отметить, что воспитание у детей любви к родной культуре, традициям должны носить комплексный характер. А формы работы должны быть разнообразны и вызывать у детей интерес и желание дальнейшего познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii.docx27.42 КБ
Файл prezentatsiyatraditsii.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида

Сообщение на педагогическом совете                                      «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»                                                          (из опыта работы)

                                                  Подготовил:

Картавенко И. В.

воспитатель 1 квалификационной категории

Голицыно

2018 год


Нравственно - патриотическое воспитание детей – одна из актуальных проблем дошкольного образования. В наше время приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил свои культурные достижения, просеянные сквозь сито веков.

Необходимо отметить, что воспитание у детей любви к родной культуре, традициям должны носить комплексный характер. А формы работы должны быть разнообразны и вызывать у детей интерес и желание дальнейшего познания.

Основные направления работы

  • Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

  • Необходимо широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, колыбельные, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с пословицами, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

  • Приобщение детей к народной игрушке. В младших группах детей знакомят с народной игрушкой: пирамидка, матрешка, каталка, качалка, игрушка - забава, знакомим с русскими народными играми.
  • Знакомство с праздниками и обрядами

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них отражается накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость должна быть передана детям. («Рождество», «Крещение», «Масленица», «Встреча Весны» и др.)

  • Знакомство с народным искусством

Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании лишь предметов необходимых в труде и быту. Однако в этих вещах отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты природы, людей и т. д.

  • Знакомство с русским костюмом и орнаментом.
  • Знакомство с русскими народными играми («Жмурки», «Гори, гори ясно», «Ремешок» и д. р.).
  • Создание развивающей среды
  • важным в воспитании у детей русских традиций, быта и культуры является развивающая среда. В нашей группе создан мини-музей «Наша Родина-Россия». Мы собрали здесь все, что относится к истории, культуре нашего народа;
  • организация выставок, конкурсов;-----=0отри--- -
  • тематические занятия по ознакомлению с праздниками и обрядами русского народа, промыслами;
  • чтение русской литературы (сказки, потешки, поговорки, пословицы и др.), обыгрывание сюжетов русских сказок;
  • центр патриотического воспитания. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Основываясь на конкретных фактах из жизни участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаются детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и. т. д. Дети подводятся к пониманию, что мы - люди, мы любим, бережем и защищаем свою Родину.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками, культурой и традициями.  Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, и др.

Надеюсь, проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.



Литература

  1. «Приобщение детей к истокам народной культуры»- О. Л. Князева, М. Д, Маханева.

збу стоит печь, вдоль стен стоят лавки, стол, кровать, на полках домашняя утварь. В нашей избе есть некоторые предметы быта, прялка и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы) Подготовил: Картавенко И. В. воспитатель 1 квалификационной категории Голицыно 2018 год

Слайд 9

«Наша Родина-Россия»

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).

Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю),...