Главные вкладки

    опыт работы "Художественно-речевое развитие через театрализованную деятельность"
    методическая разработка на тему

    Ермола Татьяна Ивановна

    обобщение опытом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hudozhestvenno_-_kopiya.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

    Художественно-речевое развитие через театрализованные игры
              (обобщение опыта работы)

    Автор: Ермола Татьяна Ивановна

                                                     г. Горняк, 2013

    Художественно-речевое развитие через театрализованные игры.

    Театр – волшебный край,

     в котором ребёнок радуется играя,

     а в игре он познаёт мир.

    С.И.Мерзлякова

           Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    Набрав детей в первую младшую группу, я провела возрастную диагностику, в ходе которой  было выявлено недостаточное развитие речи у детей.

    Я занялась изучением методической литературы. Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

            Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским,  Д.Б. Элькониным,  А.А. Леонтьевым и др.

            Влияние художественной литературы и театрализованной деятельности на развитие речи детей рассматривается у следующих авторов: Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой»; Алексеенко В. «Сказкотерапия нравственное и эмоциональное развитие дошкольников»; Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению»; Иванова Э. «Сказка и современное Детство»; Новоселова «Игры и вопросы всестороннего воспитания детей»; Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»; Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду».

           Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слаборазвитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

    Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают не только развивать речь, но и  всесторонне развивать ребёнка.

          Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, а именно, Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой»; Алексеенко В. «Сказкотерапия нравственное и эмоциональное развитие дошкольников»; Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению»; Иванова Э. «Сказка и современное Детство»; Новоселова «Игры и вопросы всестороннего воспитания детей»; Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»; Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»,  я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

    Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

    Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

    Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ».

    Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

          Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза интонация, модуляция голоса).

          Цель моей работы  -  побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог; формировать живой интерес к театрализованной игре.

    Начала деятельность с составления плана работы. Определила основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» - к игре в группе из трех - четырех сверстников, исполняющих роли; от имитации действий к освоению небольшой роли.

    Поставила следующие задачи:

    • Обогатить предметно-игровую среду группы дидактическим материалом для театрализованной деятельности;
    • Последовательно знакомить детей с видами театра;
    • Обогащать словарь детей, активизировать его;
    • Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй;
    • Побуждать детей отзываться на игры - действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
    • Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

    Использовала следующие формы и методы работы:

    1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
    2. Игры-имитации.

     3. Пальчиковый игры для развития моторики рук.

    4. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

    5. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

    6. Упражнения на развитие выразительной мимики

    7. Игры драматизации.

    8. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

    9. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой,     движением, костюмом, декорациями.

    10. Работа с родителями.

    11. Кружковая работа.

    Работая с малышами, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно я стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовала просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок (стихи А. Барто, сказки «Курочка - ряба», «Теремок» и другие).

    Так как дети в основном плохо владели речью, я начала знакомство с театральной игрой через игру - имитацию.

    Игра - имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

    Игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

    Игра - имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

    Включала народные игры с пальчиками («Ладушки», «Заинька» и другие), способствующие соотношению слов с действиями пальцев.

    К концу года в первой младшей группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Теперь моей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    Во второй младшей группе работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения через театрализованные игры продолжилась. С самого начала учебного года привлекала детей к театрализованным играм.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний  и социального опыта. Предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:  

    • Индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;
    • Особенности его социально – личностного развития;
    • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
    • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
    • Возрастные и полоролевые особенности;

    Большое значение придавала организации предметно - развивающей среды. В группе оформила дидактическую матрешку с использованием в разных целях, в том числе для обыгрывания сказок,  оборудовала  уголок «Добрая сказка», в который входят различные виды театра:

    Знакомство детей с театром начинала с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста. С помощью кукол дети учатся общаться друг с другом, развивая пальчиковую моторику рук, интонационную выразительность.       Самым доступным для детей является настольный театр и театр масок. И их помощью учила детей слушать и пересказывать сказки, стихи, потешки.

          С малышами мы много играли с пальчиками, выполняли потешки, забавы.

          Удобен для раскладывания героев сказок фланелеграф. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после с удовольствием рассказывают текст.

         Пальчиковый театр – это уникальная возможность  расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.  Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыграть сказку на столе. С помощью пальчикового театра можно оживить любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка разовьет интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. Театр пальчиковых игр незаменимый помощник в общении с ребенком в режимных моментах.  

          Куклы театра «би-ба-бо»  часто помогают  привлечь  внимание,   задать целевую привлекательность. Особенно их любят и доверчиво воспринимают малыши.

          Включила в процесс освоения детьми мини - постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили - бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.); звукоподражательные игры «Кто как кричит?», «На птичьем дворе», «Конь»).  Продолжала использовать в работе потешки, попевки, хороводы,

    Для развития устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности и развитию речи детей, разработала планы работы кружков: «Весёлый язычок», «Петрушка», а также разработала проект «Сказка в гости к нам спешит», в которые включила работу с различными видами театра.

    Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности уделяю взаимодействию с семьей. Работа осуществляется в двух направлениях:

    1. Педагогическое просвещение родителей.
    2. Включение родителей в деятельность ДОУ.

          С целью активного участия родителей в педагогический процесс проводила консультации: «Домашний театр», «Пальчики рассказывают сказку», «Нужны ли детям сказки», «Почитай мне сказку, мама».

    Популярностью среди родителей пользуются папки - ширмы «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Вовлечение в сказку», «Калейдоскоп сказок». Родители активно участвуют в изготовлении театров, игрушек - самоделок, костюмов, атрибутов.

    Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Речь у детей стала более четкой, понятной, с достаточным для их возраста словарным запасом. Дети с удовольствием участвуют в обыгрывании произведений малого фольклора, играют в игры со словами. Обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе.

    С целью определения художественно - речевых умений через театрализованную деятельность использовала различные формы диагностики:

    1. проводила наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, за умением понимать и пользоваться речью;
    2. в начале и конце каждой возрастной группы проводила диагностику показателей уровня и качества знаний по развитию связной речи, по развитию фонематического слуха, активизации словаря.

    Итак, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно  и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

    В перспективе на будущее (в средней группе) планирую продолжить работу над темой «Развитие речи детей через театрализованные игры», опираясь на возрастные особенности. Дети растут, и им все интереснее принимать участие в театрализованных играх. Хочется обогатить их пока еще маленький театральный опыт: дать знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

    Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует моё участие, участие детей, родителей. Оно требует использование разнообразных приёмов, различных интересных форм работы. Ребёнок в состоянии воодушевления, заинтересованности, мотивации, как любят говорить психологи, способен совершать значительно больше, чем обычно. Поэтому своим детям я всегда говорю: «У тебя всё получится!». Такая установка способствует эмоциональному раскрепощению детей, развивает в ребёнке веру в себя, способствует  обогащению эмоционального мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"

    Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"...

    Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

    Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность...