Трудовое воспитание у старших дошкольников
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Тамара Степановна


Необходимо старшим дошкольникам прививать любовь к разным видам трудовой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_petrovoy_novyy_trud_vosp.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: Трудовое воспитание старших дошкольников с ЗПР

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий

Срок реализации: среднесрочный (3 месяца)

Направленность: развитие познавательных, творческих способностей, трудовых навыков.

Руководитель проекта: Воспитатель – Петрова Тамара Степановна

Учреждение: ГБОУ начальная школа - детский сад №687 «Центр реабилитации ребёнка»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель: Ворожцова М.В., родители

Актуальность:  Необходимо так организовать процесс воспитания, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда  для себя и для коллектива. Создать условия для того, чтобы ребёнок захотел трудиться

Формы реализации проекта:

  • НОД
  • Беседы.
  • Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Работа с родителями.
  • дежурство по уголкам природы, по столовой, по занятиям;
  • экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями учителя и работников детского сада);
  • мастерская доктора Айболита (ремонт книг);
  • ручной труд (изготовление поделок);
  • Совместная деятельность  в процессе режимных моментов в течение всего дня
  • Наблюдения за трудом взрослых
  • Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
  • Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)
  • Дидактические, настольные, с/р игры
  • Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Цель:

  • Формировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи:

  • Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  • Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  • Формировать потребность трудиться.
  • Воспитывать любовь к труду.
  • Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Виды труда дошкольников

  •  Самообслуживание.
  •  Хозяйственно-бытовой труд.
  •  Труд в природе.
  •  Ручной труд.

Формы организации труда

  • Поручения
  • Дежурства.
  •  Коллективный труд (общий, совместный)

.

Интеграция образовательных областей программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие

 Ожидаемые результаты

Для воспитателей

  • Повышение педагогической компетентности по трудовой деятельности.
  •  Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.
  •  Сбор и систематизирование материала, доступного для усвоения дошкольниками
  •  Совершенствование развивающей предметно-развивающей среды, создание оптимальных условий для развития познавательных способностей ребенка в трудовой деятельности.
  •  Установление взаимосвязи с родителями в организации воспитательно-образовательного процесса. Родители воспитанников будут вовлечены в подготовку (изготовление атрибутов) и участие в трудовой деятельности.
  •  Умение педагога презентовать свой центр трудовой деятельности.

РОДИТЕЛИ:

  • Развитие доверительных отношений с педагогами ДОУ.
  • Информационно – просветительская работа, тематические консультации, фотовыставки о проведенных мероприятиях, презентация проекта.  
  • Прямое включение в процесс сбора информации, наглядного материала.
  • Помощь и содействие воспитателям в изготовлении атрибутов, игрушек.

ДЕТИ:

  • Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
  • Развитие умений работать в коллективе, прийти на помощь.
  • Воспитание ценностного отношения к труду, труду других людей к его результатам.
  • Развитие активной речи у ребенка, формирование её выразительности  
  • Обогащение словарного запаса. Умение правильно выстраивать диалог.
  • Развитие в ребенке организационных способностей. Умение подчиниться определенным правилам.
  • Воспитание  у детей уважительного отношения к человеку труда.

 Этапы проекта

1этап подготовительный

  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Изготовление наглядных пособий.
  • Разработать конспекты НОД по образовательным областям: познание, художественно-эстетическое творчество, коммуникация
  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
  • Подбор материалов
  • Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический)

  • Рассматривание  иллюстраций по теме.
  • Проведение НОД по образовательным областям согласно режиму образовательной деятельности.
  • Наблюдение за трудом взрослых
  • Беседы о труде
  • Чтение художественной литературы, стихов, пословиц
  • Целевые прогулки
  • Дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры
  • Непосредственный труд детей (коллективный и совместный труд)
  • Изобразительное творчество
  • Решение проблемных ситуаций
  • Конструирование из природного материала (пингвины из сосновых шишек)
  • Трудовые поручения
  • Дежурства: по столовой, занятиям, в уголке природы

3 этап. Заключительный.

  • Фотовыставка «Мы любим трудиться»
  • Выставка поделок  из природного материала
  • Презентация «Трудовое воспитание»

План реализации проекта

Социально-коммуникативное развитие

  • НОД Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой  игры «Библиотека»)

Цель:

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки

. Задачи:

*Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.

*Познакомить детей с понятием библиотека.  Расширить их представление о труде библиотекарей и всех сотрудников библиотеки.

*Активно развивать интерес к новым играм.

*Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом, играть согласно правилам предусмотренной игрой.

*Самостоятельно принимать решения, которые необходимы для успешного продолжения игры. - Помочь каждому ребенку усвоить правила игры и следовать им.

*Развивать творческий потенциал и умение взаимодействовать в коллективе.

 Предварительная работа: - Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь».

  • НОД «ПОЖАРНЫЙ - ГЕРОЙ, ОН С ОГНЁМ ВСТУПАЕТ В БОЙ»  

Цель:

*Познакомить детей с профессией пожарного

Задачи:

*Раскрыть значимость труда, показать его опасность.

*Убедить, что труд на пользу общества – почётное и нужное дело

*Развивать интерес к данной профессии

*Познакомить со специальной одеждой и техникой, которые необходимы для тушения пожаров

*Воспитывать у детей желание оказывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, быть храбрыми, смелыми, ловкими, уважение к труду людей данной профессии.

 

  • НОД «Знакомство с профессией портного»

Цель: Формировать представления о труде портного, швеи.

Задачи:

*Познакомить с профессией портного, швеи, модельера

*Закрепить знания детей о назначении предметов облегчающих труд в быту (швейная машина)

*Развивать внимание, мышление, речь детей.

*Воспитывать уважение к труду взрослых, желание им подражать.

Задачи речевого развития:

 Словарная работа: портной, наперсток,

Активизация: швея, шьет, модели.

Оборудование: Набор иллюстраций из истории одежды, сундучок, набор принадлежностей портного, журналы моды, трафареты платьев, ножницы, карандаши.

Сюжетно-ролевые игры по ознакомлению детей с профессиями.

  • «Почта»

Информационная часть

         Рассказать детям о том, что звери и птицы могут доставлять почту так же как транспорт и люди.

         Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой печатаются газеты и журналы.

         Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию, обмениваться письмами, посылать посылки.

Атрибуты: посылки, бандероли, письма, шапка почтальона, сумка, почтовый ящик, телефонный аппарат.

Создание проблемной ситуации

         Дети получают письмо из леса, о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, рвут цветы. Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

         Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах; предложить способы доставки.

  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Информационная часть

*Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных.

*Обратить внимание детей на проблему мусора (пустые флаконы, остриженная шерсть).

*Как решить проблему с наименьшим ущербом для природы?

Создание проблемной ситуации

*в парикмахерскую приходит лохматая, грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не зовет с собой играть (мастер предлагает вымыть ее и постричь)

*открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).

*В парикмахерскую приходит экологическая полиция и говорит о необходимости  утилизации мусора.  ( Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасывать в одни контейнеры, стеклянные в другие, затем все это отвозится на завод для переработки мусора.)

  • Знакомство с  профессией  строитель.

Цель: дать детям представление о профессии строителей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение произведений по теме.

Экскурсия по детскому саду. Воспитатель проводит экскурсию по детскому саду, предлагает им рассказать, каким они видят свой дом (большой, красивый, светлый, широкие окна, удобные помещения  для игр и отдыха). Какие места в нем нравятся больше всего? Почему? Кто построил детский сад? Рассказать, что в его создании принимали участие архитекторы, чертежники, инженеры, строители, каменщики, штукатуры, плотники, кровельщики, маляры.

Игра «Угадай и назови».   На столе разложены различные предметы (топор, пила, мастерок, кисть, рубанок, молоток, гвозди, карандаш,  линейка).

Беседа. Педагог обсуждает с детьми, что еще строители создали в их городе, показывает рисунки и фотографии.

  • Дидактические игры: «Профессии», «Кому, что нужно?», «Из чего сделано?», «Собери цветок», «Магазин семян», «У кого какой цветок», «Что и как растёт», «Каждое растение на своё место», «Солнышко или тень», «Узнай по описанию» 
  • Коллективный труд в уголке природы  

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать знания детей о растениях, об их видах, особенности роста и развития, способах ухода за ними.
  2. Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата.
  3. Совершенствовать трудовые навыки по уходу за растениями, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.
  4. Учить образовывать имена прилагательные.

Развивающие:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности.
  3. Развивать положительное отношение к физическому труду.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.
  2. Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда.
  3. Воспитывать  любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.

Материал:

Пять  комнатных  растений, карточки, письмо, лейка с водой, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тазики, тряпочки, кисточки, клеёнки, фартуки

  • Труд в уголке природы: пересадка и черенкование растений; наблюдение за ростом корней у черенков; посадка черенков; полив и рыхление почвы; протирание и опрыскивание листьев.
  • Труд в природе: уборка листьев на участке, подготовка клумб к весне, сбор семян и природного материала

 Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание иллюстраций из серий «Комнатные растения», «Любимые кактусы», «Домашний доктор»
  • НОД по лепке: «Моё любимое комнатное растение»

Цель: Закрепить различные приёмы в лепке.

Задачи: Образовательные:

*Учить создавать изображения одних и тех же предметов  вариативными способами, закрепить правила работы с пластилином: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму.

 Развивающие:

*Развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей.

 Воспитательные:

*Воспитывать аккуратность, самостоятельность,  желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

  • Рисование: «Уголок природы»

Цель: закрепить приёмы рисования простым карандашом слабым нажимом

  • Аппликация: «Красивый цветок» (подарок в день «Матерей»)

Цель: закрепить новый приём складывания бумаги «кулёк»

  • Слушание музыки Чайковского «Вальс цветов»

Познавательное развитие

  • Провести серию бесед: «Какие условия необходимы для жизни и роста растениям», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Из чего состоит цветок», «Если бы ты был комнатным цветком», «Зачем люди выращивают растения»
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Профессии», «Специальные машины»
  • Конструирование из природного материала «Пингвины»

        Цель:

*Формировать у детей технические навыки работы с природным материалом (подбор материала, соединение деталей, установка на подставку игрушки, окраска, лакировка ее и т. д.)

Задачи:

*Продолжать расширять знания детей о природном материале;

*Учить детей использовать различный природный материал (шишки, веточки) для изготовления поделки «Олень»;

*Развивать у детей умения соединять часть поделки при помощи пластилина

*В процессе работы развивать у детей творчество, умственные способности, фантазию,    воображение детей;

*Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности за свой труд;

*Закреплять технические навыки и умения в работе с природным материалом;

*Учить аккуратно, экономно использовать материал;

*Продолжать учить детей с осторожностью работать с острым материалом, напоминать технику безопасности;

*Воспитывать любовь к родному краю, к животным.

  • Экспериментирование: «Какой стороной листа дышит растение», «Как влияют на рост растений (вода, свет, тепло)»

Речевое развитие

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Мы помогали дворнику убирать листья на участке», «Что я видел, когда шёл в детский сад»  
  • Рассматривание иллюстраций о труде взрослых, составление описательных рассказов
  • Заучивание стихов и загадок, пословиц о труде
  • Словесные игры: «Опиши словами», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», « Кому, что нужно», «Подбери действие»,  «Скажи наоборот»
  • Чтение художественной литературы:

*«Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака

*«Небылицы  в лицах» Г. Сапгир

*«Всяк по- своему» Г. Скребицкий

*«Лекарство от послушности» К. Драгунская

  • Музыкальные игры:

*«Кто скорей?», муз. М. Шварца

*«Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусс

«Земелюшка – чернозём», рус.нар.песня

Физическое развитие

  • Беседы: «Как пользоваться инструментами по уходу за комнатными растениями», «Если хочешь быть здоров»
  • Подвижные игры: «Летает, не летает», «Я знаю пять названий», «Вороны и собачка», «У медведя во бору», «Медведи и пчёлы», «Мы весёлые ребята»
  • Игры – соревнования: «Кто быстрее наденет фартук», «Собери только комнатные растения», «Помоги Незнайке найти фиалки»
  • Физкультминутки: «Мы сейчас дрова распилим», «Стирка белья», «Мы капусту солим, солим…»
  • Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин»

Литература

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2012

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2012.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2012.

Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2012.

Сборник подвижных игр: Методическое пособие / Автор - сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика – Синтез,2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».В.А. СухомлинскийТруд детей в детском саду мно...

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...

Трудовое воспитание у младших дошкольников

              Трудовое воспитание у дошкольников двух трёх лет...

Консультация для педагогов "Трудовое воспитание. Посильный труд дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде"

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отн...