Главные вкладки

    Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста
    материал (младшая группа) на тему

    Шагарова Наталья Николаевна

    О необходимости применения устного народного творчества в востпитании детей младшего возраста и влияние его на развитие речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_ustnogo_na._tv._na_rech.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Влияние устного народного творчества

    на развитие речи детей младшего возраста»

            Поскольку я работаю не очень давно воспитателем, то данный вопрос только начала применить в своей практике, но мне кажется, что поскольку художественное слово народного поэтического творчества  сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы (уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия  - «Ой, лю – ли»), то разработка и внедрение данной темы для воспитания детей ясельного возраста будет очень интересной.

            Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

            М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.

    Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. И моя главная задача, как педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка (это задача стоит и перед родителями).

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

    Особенно это актуально для легкой адаптации детей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Первые дни посещения д/с у у детей начинаются с того, что во время адаптации присутствует мама. Первые 2-3 часа мы знакомимся с детьми, ведем беседы, показываем все, что есть у нас в группе, а также наблюдаем за поведением ребенка. При этом важно использовать элементы устного народного творчества. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки, так как они  являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. Через элементы фольклора проще доности до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

    Хорошо подобранная, выразительно произнесенная потешка помогает быстрее установить контакт с ребенком. Например:

    Ой, мой маленький,

    Ненаглядненький,

    Мой пригоженький.

    Или

    Кто у нас хороший,

    Кто у нас пригожий?

    Ванечка хороший,

    Ванечка пригожий!

    Работая с родителями, хотелось узнать, какой у ребенка темперамент, чем он любит заниматься, какие любимые игрушки и какими ласковыми словами его называют дома. На первых порах эти знания для меня очень важны.

    В период адаптации малыша в детском саду осложняется его поведение, нарушается аппетит, сон, ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и ровесниками, что в итоге отрицательно сказывается на его состояние здоровья.

    Поэтому нельзя забывать, что незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультура, подвижные игры. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения, и здесь опять мне могут помочь элементы фольклора.

    Движения со словами приносят радость малышам, а значит, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие.

    Например:

    Нос, рот, голова,

    Уши, щечки, лоб, глаза,

    Плечи, плечи, шея, грудь,

    Не забыть бы что-нибудь.

    Ножками топ-топ-топ,

    Ручками хлоп-хлоп-хлоп,

    Шаг вперед, шаг назад,

    Это нет, а это да.

    Обращение к устному народному творчеству в работе может, или правильнее сказать, должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи.

    Так при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания мы поддерживаем стремление детей к самостоятельности. Ребенок умывается, а воспитатель читает:

    Водика, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Во время завтрака:

    Умница Катенька,

    Ешь кашку сладеньку,

    Вкусную, пушистую,

    Мягкую, пушистую.

    При одевании на прогулку:

    Вот они сапожки:

    Этот с левой ножки,

    Этот с правой ножки.

    Если дождичек пойдет,

    Наденем сапожки:

    Этот с правой ножки,

    Этот с левой ножки.

    Вот так хорошо!

             В воспитании навыков культурного поведения можно употреблять и пословицы:

    Когда я ем, я глух и нем.

    Или

    Маша знала слов немало,

    Но одно из них пропало.

    Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

    Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Можно играть в прятки, использовать песенки, прибаутки:

    Ой-да,

    Ой-да,

    Ой-да, ух!

    Я лечу, лечу,

    Как пух!

    Дети хорошо их воспринимают и играют.

    Формы подачи фольклора разнообразны. Поэтому можно использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

    Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

    Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    В этой консультации рассказываю о пользе сказок, потешек, считалок, дразнилок. и других форм фольклора для развития речи детей...

    Консультация для воспитателей и родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Огромное влияние на грамотность, яркость, эмоциональность и выразительность которой оказывает русское народное творчес...

    Влияние словесных игр на развитие речи детей младшего возраста

    Организм человека должен  приучаться к умственному труду понемногу, осторожно.      ...

    Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

    Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат), загадок, которые развивают логическое мышление, множеств...

    Консультация для родителей на тему "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"

    Консультация для родителей детей младшего возраста детского сада...

    Статья о влиянии развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего возраста.

    Статья о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи младших дошкольников....