Консультация для родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи на тему

 В этой консультации рассказываю о пользе сказок, потешек, считалок, дразнилок. и других форм фольклора для развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_folklora_na_razvitie_rechi.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

          ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

                      ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Язык и речь оказывают огромное влияние на  психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и  познания окружающей действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.

 В раннем возрасте необходимо ускорить появление  в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения устного народного творчества – фольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Знакомство с народным творчеством обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии. По мнению Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, фольклор является действенным методом  воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

Многие фольклорные жанры связаны с игрой, в которой находит отражение жизнь и труд старших, поэтому здесь ярко выражены моральные установки народа, национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Познания ребёнка об окружающем мире тесно связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности, в связи с этим в народных произведениях все животные действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики и  морали.

В народных произведениях нет никаких прописных назиданий и нравоучений, однако, что хорошо, а что плохо легко читается между строк. Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно,  развивающей физически и нравственно.

Следует отметить, что качественное развитие речи детей раннего возраста невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи.

Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....

Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста  наиболее благоприятно использовать русский фольклор:пестушки,потешки,колыбельные....

Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Задачи проекта:1. Формировать представления о фольклоре;2. Знакомить детей с устным народным творчеством.3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, пр...

Консультация для воспитателей и родителей "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Огромное влияние на грамотность, яркость, эмоциональность и выразительность которой оказывает русское народное творчес...