Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
проект (развитие речи, младшая группа) по теме

Симоянова Галина Георгиевна

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность. 1 младшая группа.

Воспитатель: Симоянова Галина Георгиевна.

Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Проект: средней продолжительности, групповой, ролево-игровой, творческий.

Сроки реализации: ноябрь 2013 – апрель 2014 учебный год

Актуальность проекта:

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие речи детей  младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

1. Формировать представления о фольклоре;

2. Знакомить детей с устным народным творчеством.

3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

4. Заучивание потешек;

5. Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

Материал: развивающая среда, куклы, маски, костюмы.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители младшей группы.

Для реализации поставленных задач, разработан план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора.

План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2013-2014гг.

Тема

Фольклорный материал

потешки

Загадки, речевые игры

подвижные игры

театрализация

ноябрь

осень

Разучивание потешки «Водичка, водичка»

Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию

Игра «У медведя во бору»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Репка»

одежда

Разучивание потешки «Вот они сапожки»

Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию

Игра-имитация «Одевают детишки»

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

декабрь

Домашние животные

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Цель: закрепить умение звукоподрожания.

Загадки о домашних животных.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Идет коза»

Цель: учить убегать по сигналу.

Кукольный спектакль «Угадай кто мы»

Праздник елки

Разучивание потешки «Пальчик – мальчик»

Песенка «Ёлочка стояла», Дедушка Мороз, Зайка

Игра «В лесу родилась елочка» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

январь

Зима

Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки,

Купим сыну валенки»

Цель: вызвать у детей положительое отношение к дневному сну

Загадки о зимней природе.

Игра «Как на тоненький ледок»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Зимняя одежда

Разучивание потешки «Иголка»

Цель: воспитывать бережное отношение к одежде

Игра «Лохматый пес»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Кукольный тетр «Заюшкина избушка»

февраль

Мебель

Разучивание потешки «Пампушки»

Цель: развивать речевое внимание.

Игра: «Мыши водят хоровод».

Цель: Учить убегать по сигналу

Пальчиковый театр «Колобок»

Дикие животные

Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю»

Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну

Загадки о диких животных

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Гуси-гуси»

Цель: формировать предпосылки диалогической речи

март

Мамочка моя

Разучивание потешки «Свинка Ненила»

Цель: воспитывать любовь к матери

Игра «Лиса и зайцы»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов

транспорт

Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Загадки о транспорте.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Чики-чики-чикалочки»

Цель: доставить радость от знакомой игры

апрель

весна

Разучиание потешки «Березка»

Цель: обогащать речь словами зеленый, белый, тонкая, кудрявая.

Загадки о весенней природе.

Игра : «Воробей»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

обувь

Разучивание потешки «Сапожок»

Цель: закреплять в речи названия предметов одежды

Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Цель: развивать речевое внимание

Кукольный театр «Топотушки»

З. Александрова

Литературный ряд: народный фольклор для детей (загадки, потешки, сказки)

Музыкальный ряд: песенки русского народа.

Работа с родителями: наглядная агитация по народному фольклору, консультации для родителей «пальчиковые игры» для развития детей; анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании», совместное развлечение с родителями «Веснянка».

Ожидаемый результат:

  1. дети знакомятся с фольклором;
  2. осваивают невербальные средства общения;
  3. учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;
  4. становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость;
  5. у детей появляется интерес к фольклору и театрализованным играм.

Проект рассчитан на 6 месяцев.

1 Этап. Подготовительный.

Подбор народного фольклора, изготовление декорации.

2 Этап. Основной.

Чтение потешек, пальчиковые игры. Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек. Выполнение упражнений. Загадывание загадок, инсценировки потешек. Рассказывание сказок. Театрализованные игры.

3 Этап. Заключительный.

Совместная работа с детьми «Веснянка».

Resource id #4582

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Задачи проекта:1. Формировать представления о фольклоре;2. Знакомить детей с устным народным творчеством.3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, пр...

Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"

В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...