Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Ленкова Елена

Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_lenkovoy_leny.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

«Специализированный психоневрологический

дом ребенка №13 Адмиралтейского района»

Санкт-Петербург

Методическая разработка  конспекта

 «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка»

                           для детей младшего дошкольного возраста  

                     

   составлено воспитателем

 Ленковой Е.В.

                           

2018

Санкт-Петербург

Введение

     «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью» Л.Н.Толстой.

      Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей.

Фольклор обладает определенными ритмами и повторениями, несет в  себе конкретные образы, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития

Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют развитию у детей памяти, речи, понимания ритма, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к деятельности.

С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы  привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

      В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.

Поэтому можно сказать что:

Русское народное творчество-фольклор способствует:

  • развитию образности речи;
  • формированию словаря;
  • развитию речевой среды;
  • развитию умения вслушиваться в речь, улавливая ее ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
  • развитию фонематического слуха;
  • формированию творческих способностей;
  • нравственному развитию.

Цель, задачи, методы, приемы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста.

     Цель: прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы.

     Задачи:

- знакомить детей с устным народным творчеством.

-учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения

-принимать участие в драматизации сказок.

-воспитывать положительное отношение к режимным моментам

( умыванию, приему пищи  и т.д.) используя фольклор.

   

     Направления в работе:

-использование фольклора на занятиях по развитию речи

-использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

 

     Методы и приемы:

1.Игровые методы и приемы:

  • Внесение игрушек;
  • Создание игровых ситуаций;
  • Обыгрывание игрушек, предметов;
  • Сюрпризность, эмоциональность;
  • Внезапность появление, исчезновение игрушки;
  • Изменение местонахождения игрушки;
  • Показ предметов в разных действиях;

2. Словесные методы и приемы:

  • Показ с называние игрушек, предметов;
  • Просьба произнести слово за взрослым;
  • Подсказывание нужного слова;
  • Объяснение назначения предмета;
  • Многократное повторение;
  • Договаривание слова в конце фразы;
  • Повторение за воспитателем;
  • Пояснение;
  • Напоминание;
  • Использование художественного слова (потешки, песенки и т.д.);

3.Практические методы:

  • Совместные действия воспитателя с ребенком;
  • Выполнение поручений;

4. Наглядные методы и приемы:

  • Показ предметов и игрушек;
  • Наблюдение за  явлениями природы  и трудом взрослых;
  • Рассматривание живых объектов;
  • Показ образца;
  • Использование кукольного театра, настольного, фланелеграфа;
  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки;
  • Показ с называнием;
  • Включение предмета в деятельность детей;

Методы и приемы приносят результативность в тех случаях, если применять их системно, учитывая психическое развитие ребенка, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребенка.

Условия, способствующие развитию речи детей

  • Общее психофизическое состояние ребенка;
  • Педагогическая грамотность взрослого;
  • Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи;
  • Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения.
  • Обеспечение ребенка дидактическим материалом;
  • Опора взрослого на предпочтительный интерес ребенка при действиях с предметами;

Формы совместной деятельности с использованием фольклора.

  • Наблюдение;
  • Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • Слушание художественной литературы с использованием ярких, красочных картинок;
  • Сценарий развивающего общения;
  • Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • Дидактические игры и упражнения
  • Бытовые и игровые ситуации
  • Элементарное экспериментирование;

      Для реализации поставленных задач разработано перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомление с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.

     При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

  • Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю условия  речевого взаимодействия ребенка с взрослым;
  • Принцип познавательной активности. Достигаю эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей;
  • Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия);
  • Принцип поэтапности. Меняю части занятий;
  • Принцип тщательности. Подбор материала обусловленный возрастным возможностям детей.
  • Принцип вариативности. Работа с различными направлениями воспитательной работы  и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;
  • Включение детей в повседневную деятельность.

К специально организованной деятельности относятся занятия. Важно эмоционально настраивать детей перед деятельностью, проявлять интерес к их действиям, поощрять малышей за инициативность, старание, аккуратность, радоваться результатам, которых они достигли.

           На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием, как объяснение, сопровождение определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения. Разговор. Интонации, обращения и ответа. При последующих повторениях, текст потешки, старались передать по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новых детей. Например, показывая на фланелеграфе потешку, предлагала детям самостоятельно подвигать фигурки, передовая движения персонажей. Знания, полученные на занятии, закрепляли в продуктивной деятельности.  Можно привлекать детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток.

      Неоднократное использование народного творчества в играх. Значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально-выразительной.

      С целью закрепления навыков использовала дидактические игры. В игре по предложенной картинке надо было вспомнить произведение народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовались словесные игры по мотивам народного творчества. Читая потешку, предлагалось отобразить ее содержание в действиях. В результате рассказывание превратилось в увлекательную игру.

     В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными  речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяется и углубляется навыки ориентировки в окружающем

 Результаты работы:

  • У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, считалочками;
  • Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действий;
  • Пополнился словарный запас;

Конспект непосредственнойё образовательной деятельности по художественной литературе для детей младшего дошкольного возраста

Тема» Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Цель: развивать связную речь через ознакомление с русским фольклором;

Задачи:

  1. Образовательные
  • Повторить выученные потешки, короткие стишки;
  • Закрепить  и обобщить пройденный материал;
  • Продолжать обучать выразительно рассказывать стихи и потешки;
  1. Развивающие 
  • Развивать эстетическое восприятие, память;
  1. Воспитательные
  • Воспитывать интерес к русскому фольклору, устному народному творчеству;
  • Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам;

Оборудование: игрушки: сорока, кот, петушок, зайчик, механическая игрушка, маска кота, барабан, солнышко.

 Словарная работа:

  • Активизация - сорока-белобока, водичка, личико, глазоньки, щечки, роток, зубок, петушок.
  • Обогащение -  солнышко-ведрышко, масляна головушка, шелкова бородушка, детонька.

Методические приемы:

  • игровые: игровая ситуация, пальчиковая игра, подвижная игра, коммуникативная игра, хоровод.
  • словесные - поощрения, художественное слово, беседа.
  • Наглядные - игрушки, атрибуты.

Предварительная работа: заучивание стихов и потешек, русских народных прибауток, рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1 часть вводная:

Воспитатель: бьет в барабан

«Барабан, ты мой дружок. Собери детей в кружок»

Дети собираются возле воспитателя.

Воспитатель: Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики.

Дети здороваются.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру с нашими пальчиками.

Коммуникативная игра:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (сжимаем и разжимаем кулачки)

1-2-3-4-5 начинаем мы играть

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

2 часть. Основная.

Неожиданно в группе появляется сорока.

Воспитатель: Дети, кто это?

Дети: Сорока

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Воспитатель: Ребята, а наша сорока-белобока кого-то испугалась, угадайте кого?

Загадка

«Выгнул спинку он дугой

Замяукал, кто такой?»

Дети: Кот.

Воспитатель: Вот он, Мурзик-кот на окошечке лежит, да на солнышке греется. А знаете, как он мурлычет?

Дети: Мур-мур.

Воспитатель: а знаете, как кушать просит?

Дети: Мяу-мяу

Воспитатель: А кто ему потешку расскажет?

1 ребенок:

«Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы,

 Глаза смелые, зубки белые»

2 ребенок:

«Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток,

Приди котик ночевать

Мою деточку покачать

Прибаюкивать»

Воспитатель: А чем мы кота Мурзика угостим?

Дети: молочком

Воспитатель:

 «Вот я молочка налью,

Кота Мурзика напою
пей мой котик, толстенький животик».

Пока котик пьет, мы поиграем в игру

Подвижная игра «Кот Васька» (2раза)

После игры дети садятся

Воспитатель: Ку-ка-ре-ку (3раза) «Кто это?»

Дети: петушок

Исполняют русскую прибаутку «Петя-Петя петушок»

«Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что так рано встаешь, деткам спать не даешь».

Воспитатель: петушок рано встает и будит солнышко. Поможем петушку позовем солнышко?

Дети вместе с воспитателем читают потешки

1.«Солнышко-солнце

Выгляни в оконце

Посвети немножко

Дам тебе горошку»

2. «Свети. Свети солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу.

На чистую водицу,

На наш садочек,
На аленький цветочек»

На окошке появляется солнышко

Воспитатель: «Солнце красное взошло,

Утро ясное пришло,

А прежде чем за дело взяться, что нужно делать?

Дети: Умываться.

Воспитатель: Каждое утро надо умываться.

Давайте расскажем потешку про водичку

«Водичка-водичка умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок»

Воспитатель: водичку любят не только дети, но и зверюшки, кто про зайчика расскажет?

Ребенок :

«Зайчик по лесу прыг-скок,

Спрятался он под кусток,

Сидит зайка под кустом,

Куст для зайца-это дом».

Воспитатель: Ребята, зайчик приглашает поиграть вас в игру.

Подвижная игра «Карусель»

«Еле-еле-еле-еле,

Закружились карусели,

А потом , потоп, потоп,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише-тише, не бегите, карусель остановите,

 Раз, два, раз, два вот и кончилась игра».

3-я часть. Заключительная

 Воспитатель: молодцы ребята, вы хорошо поиграли, а петушок для вас станцует (заводится механический петушок)

Анализ занятия в положительной форме: Что понравилось детям?

Список литературы:

  • В.П.Аникин  «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» М. 2007
  • Н.А.Аполлонова «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Дошкольное воспитание №5-6  2002.
  • М.М.Аленксеева «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» М. Центр «Академия» 1997.
  • В.В. Гербова « занятия по развитию речи в группе детского сада» М. Синтез 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...

Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".

Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы....

Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста

Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного иск...