Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".
методическая разработка (средняя группа) на тему

Воронько Елена Александровна

Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №52 Фрунзенского района

Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Тема: «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОРМ

 ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                      Воспитатель: Воронько Е.А.

2017 учебный год

Фольклор – народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Цель и задачи педагога при изучении фольклора: 

Цель: Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, приобщение детей к культуре своего народа.

Задачи:

  • обучать родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других режимных моментах
  • воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному творчеству
  • развивать творческие способности детей через знакомство с малыми формами фольклора
  • использовать подобранный материал ненавязчиво и увлекательно

Детский фольклор – это очень весёлый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребёнка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребёнка. Расширяют словарный запас, воображение.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения – заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребёнка.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, даётся в сказках. Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Использование малых форм фольклора вносит «оживление», они заставляют взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть необычное, интересное.

В работе с детьми использовались следующие методы: рассматривание иллюстраций с изображением предметов устного народного творчества, беседы с детьми, дидактические игры, наблюдения, чтение русских народных сказок, загадок, потешек, пословиц и т.д., прослушивание музыки, подвижные игры, показ театрализованных сказок.

Использование малых форм фольклора в совместной деятельности, непосредственно- образовательной деятельности, игре повысил интерес к устному народному творчеству. Дети с большим удовольствием слушают сказки и посещают театрализованные постановки, активно обсуждая поведение героев сказок. Поэтому можно сделать вывод, что использование фольклора - это увлекательный и важный труд, и должен начинаться с рождения ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных учреждений...

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...

Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Интегрированное занятие по развитию речи детейсреднего дошкольного возраста с использованиеммалых форм фольклора...

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...

Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...