Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
рабочая программа (средняя группа)

Ткачева Татьяна Алексеевна

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички , скороговорки, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga.docx140.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Утверждаю:

Зав. МКДОУ детский сад «Берёзка»

_________________А.А. Халтурина

«______» _________________ 2018 г.

Рабочая программа

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором  в условиях детского сада «Берёзка»

        Разработала:

Ткачева Т.А.

воспитатель МКДОУ

детский сад «Берёзка»

с. Мамонтово 2018 г.

Пояснительная записка.

Актуальность темы:

Средний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с загадок, пословиц, потешек, закличек, сказок, скороговорок  и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички , скороговорки, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель: – Выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей среднего дошкольного возраста. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с жанрами устного народного творчества (считалки, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки,сказки).
  2. Вызывать желание детей повторять, заучивать, обыгрывать.
  3. Развивать умение детей самостоятельно обыгрывать знакомые потешки, сказки перед сверстниками и родителями.
  4. Привлечь родителей в использование фольклорного материала в повседневной жизни ребёнка.

Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МКДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе:

  • Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».
  • Программа, реализуемые в детском саду «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А .Васильевой. 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

  • Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной    общеобразовательной    программы дошкольного образования;
  • Устав МКДОУ детский сад  «Берёзка» с. Мамонтова.

                Принципы и подходы к формированию программы:

- Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

- Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (соответствие содержания программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (программа должна позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму").

- Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

- Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей (цели и задачи содержания каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей).

- Обеспечение целостности образовательного процесса (решение задач всех образовательных областей без исключения)

-Использование комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

- Использование всех компонентов модели образовательного процесса для реализации задач образовательных областей.

- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- Обеспечение взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста.

- Обеспечение преемственности со следующей ступенью образования.

На основании положений культурно - исторической теории  Л. С .Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно - спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.),

 Программа разработана в соответствии с возрастным, личностным, культурно-историческим подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.

             Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

Каждый ребёнок развивается по – разному , у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, образность мышления, увлечённость игрой сближают детей 5 года жизни с младшими дошкольниками.

Возросли физические возможности детей пятого года жизни .Движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, необходимо, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым: «Почему? », «Зачем? », «Для чего? » Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к взрослым с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от нас, требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослых к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослых ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных, обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и прочее) .

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, мы широко используем приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом необходимо исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком — в этом проявляется одна из особенностей детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Для возникновения и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, Мы отдаём предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно- ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется нами как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Наша задача — создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

Игровая мотивация активно используется нами в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей. Наш девиз:

Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать, я научусь.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Иногда расцениваем такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления-жалобы детей должны служить для нас сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения в группе.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, мы специально создаём ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие. Мы пробуждаем эмоциональную отзывчивость детей, направляем ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро  эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Ежедневно необходимо находить время для доверительного, материнского общения с детьми, знакомства с художественной литературой, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания любимых музыкальных произведений.

Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации

Тема

                        Содержание деятельности.

Сентябрь

                Осень

Заучивание считалки об осени.

 Прослушивание стихов..

Заучивание  потешки про осень.

 Обигрывание     потешки" Овощной спор".

Прослушивание  пословиц  и поговорк.

Октябрь

      Домашние птицы.

Прослушивание пословиц о домашних птицах. Стихи. Обыгрывание стихотворения « Гусь».

Ноябрь

           Мое село.

Прослушивание пословиц о селе.

 Поговорки заучить.

         Животные

Заучивание  потешк о животных.

 Обыгрывание  потешки «Козонька рогатая».

Декабрь

              Сказки

Прослушивание сказки о зиме.

 Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка».

Январь

             Одежда

Отгадывание загадок про одежду.

 Консультация для родителей «Для чего нужны загадки».

Февраль

          23 февраля

Прослушивание пословиц и заучивание поговорок к 23 февраля. Стихи.

Март

              Птицы

Прослушивание и заучивание  потешек про птиц.

 Стихи. Загадки.

Апрель

              Космос

Прослушивание пословиц о космосе.

 Просмотр иллюстраций , разучивание поговорок.

Прослушивание стихов о космосе

Май

            Насекомые

Отгадывание загадок про насекомых.

 Стихи про насекомых.

                                              Планируемые результаты

После реализации данной программы дети будут знать:

  1. Жанры устного народного творчества, а именно считалки, поговорки, пословицы, загадки, потешки, сказки, стихи.
  2. Смогут их повторять, применять в быту  и самостоятельно обыгрывать перед сверстниками и родителями.
  3. Родители смогут использовать фольклорный материал в повседневной жизни ребенка.

Приложения

Что же относится к малым формам фольклора?

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

 Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

 Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока - белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом, тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы- парадокс, ее мир вывернут наизнанку.

                                                 Список литературы:

1. Федоренко Л.Ф., Фомичёва Г.А. М.: Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

 2. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей»;

3. Логинова В.И., Максаков А.И., под редакцией Сохин Ф.А.. – 3 изд.М.: Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки»;

5.Чуковский К.И. «От двух до пяти». / М.: 1980г.

6. Хрестоматия по детской литературе М.К.Боголюбская М.:

    Просвещение, 1984г.

7. Электронные ресурсы

                                                       

                                                     Считалки об осени

Осень, осень золотая,  

Поиграй сегодня с нами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы хотим с тобой играть!

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листики считать.
Десять желтых, десять красных, десять золотых.
Как же все вокруг прекрасно.
Ну, а «галишь» ты.

Ветерок подул внезапно,
И листки пустились в пляс.
Что же это? Что же это?
Это листопад у нас.
Раз листочек, два листочек,
Ветер-ветерок.
Ну а следующих, конечно,
«Галящий», игрок.

                                             Стихи и считалки про овощи

Овощи

Овощи спорили до хрипоты:                                

В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон.

В спор их вмешаться рискнул огурец:
«Я ль не красавец и не молодец?
Я почти весь состою из воды,
Так что напрасны все ваши  труды».
Но возмутился вдруг репчатый лук:
«Сколько, однако, красавцев вокруг!
Речи хвалебные мало что значат,
Рядом со мной все от радости плачут».
Только картофель в корзинке вздыхал.
Он разговоры на кухне слыхал:
Вымоют овощи  — скоро обед
И приготовят из них винегрет.

Овощная считалка  (Н. Головко)

В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон.

Корзина овощей  (М. Дружинина)

Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.

Умывал их дождик теплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свекла —
Становилась плотной, алой.

И питал их день за днем
Влажный рыхлый чернозем.

Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелек
И дарил им аромат.

Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Овощной спор (Т. Шорыгина)

Вели однажды жаркий спор
горох, морковь и помидор.
Кто для людей всего важней,
кто полезней, кто вкусней?
Краснощёкий помидор
сказал, всем остальным в укор:
– Из всех известных овощей
Я – самый нужный для людей!

Но возразил ему горох:
– Не понимаю, я, чем плох?
Мне не дают покоя мышки
и очень любят ребятишки.
Я слаще мёда и конфет,
замены мне сегодня нет!

Морковь с достоинством сказала:
– У меня заслуг немало!
Во мне особый витамин
– незаменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была,
чтоб слепота не подвела,
всегда останусь я в цене,
я всем нужна, поверьте мне!

Тут зашумели огурцы:
– Разве мы не молодцы?
Заткнём за пояс мы любого,
Дайте нам, хотя б два слова!
Нас солят в бочках, маринуют,
с нами в праздники пируют.
К любому блюду, наконец,
не будет лишним огурец!

Вступил картофель в разговор:
– Вы говорите сущий вздор!
Я защищаю свой мундир,
Я – с давних лет для всех кумир!
вам серьёзно говорю:
народ я досыта кормлю.
И все считаются со мной,
Не зря зовусь я – хлеб второй!

Вздохнула сочная капуста:
– Как без меня на кухне пусто!
Не буду скромничать, друзья,
но без меня прожить нельзя!
Мои тугие кочаны
сплошь витаминами полны.

Тут свёкла вся раскипятилась,
багровой краскою залилась.
– И мне замены не найдёшь,
без меня не сваришь борщ!
Во мне белки и углеводы,
мной засевают огороды.
С сестрою белою моей
мы честно служим для людей.

Лук стал сердитым от обиды:        
– Во мне сплошные фитонциды.
а, иногда я раздражаю, –
сказал он, слёзы вытирая. –
Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.

– А я? – чеснок задал вопрос. –
И на меня повсюду спрос.
так же, как собрат мой, лук –
народу самый лучший друг.
Для профилактики болезней
в природе нет меня полезней.
Без чеснока не обойтись,
и это доказала жизнь.

Всем не в обиду, не в укор,
прервал хозяин шумный спор:
– Не нужно ссориться, друзья!
Живите, как одна семья.
Достоинств в вас не перечесть,
Вам всем салют, хвала и честь!
Отдать кому-то предпочтенье,
поверьте, чистое мученье!
И потому, я на обед
из вас готовлю винегрет!

Салат    (Н. Анишина)

Это правда, что салат
Витаминами богат.
Нож у мамы длинный-длинный,
Мама режет сочный лук,
И летают витамины
Невидимками вокруг.

(Г. Глушнёв)

Словно в заячьей столовой

Словно в заячьей столовой:
На полянке – пень сосновый,
На пеньке стоит обед,
И чего там только нет!
И капуста, и картошка,
Горка свежего горошка
И петрушечки немножко!
А зайчишкам-ребятишкам –
Травка сладкая горой,
По морковочке одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!

Соперницы   (И. Муравейко)

Сидят на грядке близко,
Но близкими не стали.
Морковка и редиска
Призов ждут и медалей.
«Соперницы!» – смеётся
Над ними огород.
Пусть счастье улыбнётся
И каждой повезёт!

Овощи   (Н. Капустюк)

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Огород  (Ю. Тувим)

В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?

Летний дождик.  Н.Нишева

Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснется,
Как капуста встрепенется:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.

Просят лук и сельдерей:
— Напои нас поскорей!
К струйкам тянется горох:
— Без воды я весь засох!

Благодатный дождик теплый
Жадно пьют морковь и свекла,
И румяные томаты,
И упругий лист салата.
Струйки весело журчат,
И сверкает мокрый сад,
Оживает огород —
Все в нем бурно в рост идет!
Дождик   (Т. Шорыгина)

В синем небе бродят тучи,
Гаснет солнца желтый лучик.
Красный помидор сердит:
– Что же солнце не горит?
Рад зеленый огурец:
– Ух, напьюсь я наконец.
Ты прозрачною водой,
Дождик, щечки мне умой.

 После дождя     (Е. Стеквашова)

После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.

Ручной дождик   (Т. Дмитриев)

Поливаю я из лейки
Огуречные семейки,
Баклажаны, кабачки,
Перца горького стручки.
А со мною по тропинкам,
По листочкам и травинкам,
Скачет, льется озорной
Дождик ласковый ручной!

(Н. Шемякина)

Что растет на нашей грядке?

Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)

Вместе с бабушкой полю

Вместе с бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.
Огород   (Ф. Гуринович)

В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.

(А. Прокофьев)

Огородная модница

Загорелый помидор
Завёл с капустой разговор:
– До чего ж ты белая,
Совсем не загорелая!
– Как могу я загорать,
Если платьев сорок пять!
Пока снимаю платьица,
Солнышко закатится!

(Т.  Петухова)

Ешьте овощи и фрукты!

Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

Салат

А у нас растёт салат!
Мама рада. Папа рад.
Рады бабушка и дед,
И соседка, и сосед.
Все кричат: «Ребята!
Дайте нам салата!»
Приосанился салат:
– Я сегодня нарасхват!

(М. Дружинина)

                                          Пословицы и поговорки об осени

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

В осень и у кошки пиры.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Вяжи воз — вой, а поедешь — песни пой.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

День прозевал — урожай потерял.

Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.

Добрая отава — к озими.

Знать осень в октябре по грязи.

Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит.

Не кони везут, овес везет.

Ноябрь — ворота зимы.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Ноябрь — сумерки года.

Ноябрь пригвоздит — декабрь намостит.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Октябрь — месяц близкой пороши.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Октябрь плачет холодными слезами.

Октябрь развезет — ноябрь подберет.

Октябрьский гром — зима бесснежная.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень — перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень говорит: «Гнило», весна: «Мило, лишь бы было».

Осень говорит: «Я поля упряжу», весна говорит: «Я еще погляжу».

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то гладко: сиди да гляди.

Осенью и у воробья пир.

Осенью молоко спичкой хлебают. Раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.

Осенью серенько утро, так жди красного денька.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

С березы лист не опал — снег ляжет поздно.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

Соха кормит, веретено одевает.

Теплая осень — к долгой зиме.

Ударила погодка — началась молотьба.

Холоден сентябрь, да сыт.

Холоденок батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.

Пословицы о птицах.

Белую ворону и свои заклюют. 
Белый лебедь серому гусю не товарищ. 
Воробей, не робей: синица не выдаст. 
Воробей под кровлю, а сова на ловлю. 
Воробей сразу на взлёт, а грачу разбег нужен. 
Ворон старый не каркнет даром. 
Ворон у ворона глаз унес! 
Ворона в павлиньих перьях. 
Ворона грает, а сокол играет. 
Ворона за море летала, да лучше не стала. 
Ворона не оборона, а сорока не без порока. 
Вороне соколом не бывать. 
Гусь да гагара - два сапога пара. 
Гусь есть, так гостя нет; гость есть, так гуся нет.
Гусь козлу не брат. 
Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик. 
Журавли за море летают, а всё одно: курлы. 
Журавлиная походка не нашей стать. 
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает. 
Журавля в небе не сули, дай прежде синицу в руки. 
Коготок увяз - всей птичке пропасть. 
Кочет яичко снёс, а ворона раскудахталась. 
Кукуй, кукушечка, пока молода. 
Кукушка кукует - от бездомья горюет. 
Кукушка своего гнезда не вьёт. 
Кулик да гагара - два сапога пара. 
Кулик не велик, а зевать не велит. 
Кур пасти - добра не обрести. 
Курица бы и рада полетель, да мочи нет. 
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в Охотный ряд цыплятами торговать. 
Курица воду потому ругает, что плавать не умеет. 
Курица кудахчет, хоть яйцо несёт. А чего кочет зря глотку дерёт? 
Курица не птица, лодырь не человек, болтун не хозяин. 
Курица по зёрнышку клюёт, да сыта живёт. 
Курица по одному яйцу носит. 
Курица пьёт, а на небо смотрит. 
Курица яйцо снесла, да кудах-тах-тах! 
Курице уступи гряду - она возьмёт и весь огород. 
Курицу не накормить, девицу не нарядить.
Курицу не поймал, а уж ощипал. 
Курочка бычка родила, поросёнок яичко снёс. 
Ласточка весну (день) начинает, соловей кончает. 
Ласточка лепит гнёзда, пчёлка - соты. 
Лебедь по поднебесью, мотылек над землёй - всякому свой путь. 
Не поймав курицы, не щиплют. 
От совы не родятся соколы. 
От сороки не жди проку. 
Перья остались, а мясо улетело. 
Перья сокольи, а походка воронья. 
Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет. 
Петух скажет курице, а она - всей улице. 
Петухи зари не проспят. 
Петуху ячменное зерно жемчужены дороже. 
Петушиным гребнем головы не расчешешь. 
Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста. 
Птица крыльями сильна, жена мужем красна. 
Птица не сеет, не жнёт, а сыта живёт. 
Птица по зёрнышку клюёт, а сыта бывает.
Птице даны крылья, а человеку разум. 
Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой. 
Пуганная ворона и куста боиться. 
Сова своих детей хвалила, что они лупоглазые. 
Сова спит, а кур видит. 
Сову видно по полёту. 
Сокол выше солнца не летает. 
Сокол мал, да удал. 
Сокол с лёту хватает, а ворона и сидячего не поймает. 
Сокол с места, ворона на место. 
Сокол сокола по полёту знает. 
Сокола по полёту узнают. 
Соколу лес не диво, волку зима за обычай. 
Соловей берёт пением, а человек - умением. 
Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. 
Соловей - птичка-невеличка, а поёт - лес дрожит. 
Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют. 
Соловья баснями не кормят. 
Соловья за песни кормят. 
Сорока без причины не стрекочет. 
Сорока на хвосте принесла. 
Сорока не ворона; в одно перо не родится. 
Сорока сама сказывает, где гнездо свила. 
Утка и рыбка - божья дань. 

                                       Пословицы и поговорги о селе

В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Язык до Киева доведет.
Киев - мать городов русских.
Один в Москве, другой в Вологде, а оба голодны.
Москва - всем городам мать.
Москва слезам не верит, ей дело подавай.
Деревня родима краше Москвы.
Фома в Москву пришел да скоро и родню нашел.
Москва верстой далека, да сердцу рядом.
В Москве калачи что огонь горячи.
Москва кому мать, кому мачеха.
Казань-городок - Москвы уголок.
Москва от копеечной свечки сгорела.
Девичья коса - на всю Москву краса.
В Москве деньги беречь - себя не стеречь.
Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.
Копна от копны - как от Ростова до Москвы.
В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
Всякому в Москве не перекланяешься.
В Москве толсто звонят, да тонко едят.
Не вдруг Москва строилась.
Матушка-Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная.

                                                   Потешки про осень

Небо тучки затянули,
Плачут тучки-капризучки,
Улетела птичья стая,
Ну, а мы дома остались!

Красит осень в жёлтый цвет,
Травку, листики в рассвет,
Паутинки полетели,
Листьев жёлтые метели!

Осень, осень, погоди!
И  с дождями не спеши,
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.

Тучка с солнышком опять                      
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

Осень…осень…осень
Стало холодней.
Зонтики мы носим,
Прячась от дождей.
Ветер дует сильно,
Листики дрожат…
Падают, кружатся,
По ветру летят.
А в лесу зверятам —
Некогда играть,
Нужно им запасов
На зиму собрать.
Птицы улетают
В теплые края.
Говорит нам осень:
«Вот такая я!»
                                               

                                           Потешки про животных

  По дорожке, по дорожке
Ходит маленькая кошка
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет-
Коготки поточет.
Цап-царап! 

***

Мы купили кошке
К празднику сапожки,
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!

***

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.

***

Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы-цапы за лапочки!

***

Котя, котенька-коток,
котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.

***

Божья коровка, 
Где твои детки: 
Во глубокой ли норе, 
На высокой ли горе? 

    * * *

Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.

***

Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька -
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

***

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

***

У медведя во бору
Грузди, рыжики беру.
А медведь молчит,
Не рычит и не урчит.
Я и меду наберу.
«Ррру!» А я убегу.

***

Мишка полосатый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою "топ".

***

На дворе горка,
Под горкой норка.
В этой норке крот
Норку стережет.

***

Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!

***

Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушко
Ранним-рано поутру
Нам споёт - ку-ка-ре-ку!

***

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заяньке усатому, 
Кому в зобок, 
Кому в платок, 
Кому в лапочку. 



Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!

***

Как у нас-то козел
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

***

Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке:
– Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!

***

Козушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.

***

Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек -
Спратался!

***

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

***

Медведь топтучий,
Разгони тучи.
Разгони тучи -
Дам овса кучу.
Разгони туман -
Дам пирог румян.

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.

***

- Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

***

На бочке,
Как на троне,
Сидит петух в короне.
Курами правит.
Сам себя славит.

***

- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!

***

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка. 
У них шейки голубые, 
У них перья золотые, 
Красные кафтанчики, 
Синие карманчики. 
На дубу они сидят, 
Меж собою говорят: 
Всё про Вареньку, 
Всё про маленьку... 

***

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

***

Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

***

Борзые кобели
У нас козу увели,
На печке доили,
Козлятушек поили.

***

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.

***

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

***

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!

***

- Девица, девица, 
Сходи за водицей! 
- Рака боюсь! 
Рак на болоте 
В доску колотит: 
Трах-трах-трах! 
Страх, страх, страх! 

***

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.
Вздумалось козлику в лес погулять,
Вот как, вот как, в лес погулять,
Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот как, серые волки.
Оставили бабушке рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

***

Села баба на клюку,
Поехала к старику.
Старик Корнил
Поросят кормил.
Поросята полосаты,
Они на небо глядят.

Они на небо глядят –
С неба звездочки летят.
С неба звездочки летят,
Рассыпаются,
Поросята полосаты
Разбегаются! 

***

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

***

Коза-дереза,
По боку луплена,
За три гроша куплена.

***

На воротах сорока,
На заборе ворона,
На дороге воробей –
Клюет конопель.

***

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

    * * *

Ранним-рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

    * * *

Повадился журавель, журавель
На бабину конопель, конопель.
Такой, такой журавель,
Такой, такой носастый,
Такой, такой длинный.
Конопельку щиплет.
Уж того я журавля
Изловлю, изловлю.
Сетью крылья
Обовью, обовью.

***

Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

***

Как на нашем на лугу
Стоит чашка тврогу.
Прилетели две тетери,
Наклевались, улетели.

***

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
Клевать колосок.

                                                          Загадки про одежду

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
Ответ: (
Валенки)

Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
Ответ: (
Панама)

Большая голова,
Да узок ворот.
Ответ: (
Пуговица в петле)

По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
Ответ: (
Брюки)

По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
Ответ: (
Штаны)
В тёплой пещере
Два лаза,
В оба войдёшь
И выйдешь сразу,
Ходы коротки,
Не для ноги.
Ответ: (
Футболка)

Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
а на самом деле зашел.
Ответ: (
Рубашка)

Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит.
Ответ: (
Рубашка)

Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
Ответ: (
Плащ)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу?
Ответ: (
Очки)

Вы себе представьте только
Эти странные чулки:
Если вычесть их из гольфов,
То останутся носки.
Ответ: (
Гетры)
Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
Ответ: (
Галоши, сапоги)

В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
Ответ: (
Вешалка)

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
Ответ : (
Пальцы и перчатки)

Домики для пальчиков
Девочек и мальчиков.
Ответ: (
Перчатки)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
Ответ: (
Тапочки)

Гуляю я и в дождь, и в зной,

Характер у меня такой.
Ответ: (
Зонт)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
Ответ: (
Зонт)
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
Ответ: (
Шарф)

Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела.
Ответ: (
Шарф)

У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка -
Держит две косички.
Ответ: (
Бантик)

Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
Ответ: (
Шуба)

Странный зверь:
Две лапы впереди,
Мех снаружи –
Да пусто внутри.
Ответ: (
Шуба)

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
Ответ: (
Шляпа)

Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
Ответ: (
Варежки)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
Ответ: (
Варежки)

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Ответ: (
Варежки)

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?
Ответ: (
Варежки)

Удав-ползун
Отточил зуб:
Кольцом скрутился
Да в хвост вцепился,
Из этого круга
Выбраться трудно:
Нужно круг разбить –
Хвост от зуба отцепить.
Ответ: (
Ремень)

То, чем женщины подчёркивают талию.
Ответ: (
Пояс)

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Ответ: (
Шапка)

Яркая, короткая
Тканая бородка
По рубашке бежит –
На груди лежит.
Ответ: (
Галстук)

Шутовской колпак
С головы снят,
На ноги надет,
Бубенцов нет.
Кто его надевает.
Тот холода не знает.
Ответ: (
Колготки)

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
Ответ: (
Детские ботинки)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
Ответ: (
Башмаки)

Варежки для ног
Ответ: (
Носки)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
Ответ: (Ботинки, тапочки)
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
Ответ: (
Резиновые сапоги)

Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет — у нас работа:
Топать-шлепать по болотам.
Ответ: (
Галоши)

 Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.
Ответ: (
Сапоги)

                                                   Все о транспорте

На лошадке ехали, 
До угла доехали. 

Сели на машину, 
Налили бензину. 
На машине ехали, 
До реки доехали. 

 

Трр! Стоп! Разворот. 
На реке - пароход. 
Пароходом ехали, 
До горы доехали. 

 

Пароход не везёт, 
Надо сесть в самолёт 
Самолёт летит, 
В нём мотор гудит: 
У-у-у!

 

 (Ирина Токмакова)

Паровозик, паровозик
Всех он возит, всех он спросит
Подвезти ли вас корова
А корова - я готова
Вам до леса?

Мне до хлева
Это прямо и налево

 

Поезд-электричка очень он гудит
На кого то лично, очень он сердит
На того кто стоя, прямо на пути
Очень-очень скорым не дает пройти

Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли,
Спи, машина, не шали.

 

Вдруг машина заболела:
Не пила, она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была... (и т.д.)

                                         Пословицы и поговорки к 23 февраля

Родина – мать, умей за неё постоять.
Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
Тот герой, кто за Родину горой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Жить - Родине служить
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Нет земли краше, чем Родина наша.
За правое дело сражайся смело.
Всякому мила своя сторона.
Смелее иди в бой – Родина стоит за тобой.
Российский флот – Родине оплот.
Одна у человека мать, одна и Родина. 
Береги землю любимую, как мать родимую.
Своя земля и в горсти мила.
При солнце тепло, при Родине добро.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Русский солдат не знает преград.
Оружие – сила бойца, используй его до конца.
Один за всех, все за одного.
Смелый боец в бою молодец.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Где смелость - там и победа.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Дружба и братство - дороже любого богатства.
Закон бойца - стойкость до конца.
Смелый побеждает, трус погибает.
С песней дружить - и в бою не тужить.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Друзья познаются в бою.
В бою побывать — цену жизни узнать.
Изучай умело военное дело.
Головой думай, а силой борись.
Мало победы ждать, надо победу взять.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Кто хорошо бьется, тому и победа дается. 
Для русского солдата граница свята.
Нашей Армии сыны - Родине верны.
Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.

                                                    Потешки про птиц. весна

Ты лети, сорока,
Далёко – далёко,
Принеси конфетки
Для маленькой детки.

Утка Утица
Плавать учится.
Только курица 
Не научится.

Петя зёрнышко нашёл.
В гости воробей зашёл.
Пока Петя песни пел,
Воробей находку съел.

Соловей – соловушка –
Певчая головушка,
Утром к Оле прилетай.
Песни громко распевай,
Дочку в садик поднимай.

Курочка  Пеструшечка,
Сшей для нас подушечку
С цветочками, кружевами
Для доченьки нашей Тани.
Будет спать Танюшка
Сладко на подушке.

А. Лаптев
"Где была, сорока?"-
"Далеко-далеко!"-
"Что несешь?"- " Игрушки"-
"Где нашла?"- в Избушке,
На окошке- брошки,
На столе- сережки,
Колечки- на печке,
Гвозди- на крылечке,
Шпильки да иголки
Утащила с полки..."

О. Теплякова
Сорока, сорока
Была белобока
Печку топила,
Кашку варила!
Гостей созывала,
Кашку раздавала:
Кому в роток,
Кому в платок,
Кому в лапочку,
Кому в шапочку.
А нашей киске –
В бо-о-льшую миску!

Тетушка Ау
Синички, синички,
Красивые птички.
Семечки клюют,
Песенку поют!
Песенка ясна:
- К нам идет весна!

А. Тесленко
Курица,курица,
Не ходи на улицу,
Лучше по двору ходи,
Своих деток береги.

М. Корнеева
Бим - Бом, Тили - Бом,
Строим, строим новый дом.
В этом доме птица
Хочет поселиться.

ТА, ТА, Тра-та-та,
В чистом поле темнота,
На сосне зелёной
Спят в лесу ворОны.

В.Черных
Ай, ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Сидит ворон на суку.
Сплетни собирает,
Всё на свете знает.

Ай, си-си, си-си, си-си!
Галка вызвала такси.
Говорит: "Устала,
Старенькая стала!".

А. Соколик
Галка скачет по дорожке.
Галка – тоненькие ножки.
Черная головка,
Серый плащ-обновка.

Т. Второва
Сорока-белобока
Жила неподалёку,
Трещала, как трещётка,
Хвостом по околотку,
Летала недалёко –
Не низко, не высоко.
Все новости сызнова –
Вызнала, вызнала!
Хвостом завертела
И в лес улетела –
Фрррр! 

А. Алферова
Селезень и уточка
Сели на минуточку
Отдохнуть на лавочку.
– Отдохнём минуточку, –
Предложила уточка, –
И пойдём вразвалочку.

Ходит по двору индюшка:
Брень-брень-брень...
Рядом с ней индюк гуляет –
Гребень набекрень.
Он индюшкою гордится,
Брень-брень-брень.
Для него на свете птицы 
Нет родней.

Заглянул индюк в кастрюлю,
Раскричался:
- Боюлю! Брюлю!
Говорил тебе, индейка,
По кастрюлям грамотейка,
Чтобы их, все до одной,
Обходила стороной!

Две синицы – две соседки
Ели вишенку на ветке.
А из вишни червячок
Показал им язычок.
– Цвинь-цвилинь! – поёт синица. –
Так дразниться не годится!
Ням-ням-ням – на язычок...
Зря дразнился червячок!

- Цинь-цвилинь... – поёт синица, -
Если червячок приснится -
Это хорошо, к добру –
Будет завтрак по утру.
Продолжала петь синица: 
- Если солнышко приснится,
Значит, у ворот весна –
Скоро будет не до сна...

– Тень, тень, тень! Новый день! –
пел скворец-удалец. –
Два птенца для скворца –
красота! Не спроста
Я пою, как люблю
трель весной, край лесной!..
Мир земной, пой со мной! 
Новый день! Тень, тень, тень!

Воробей нахохлился,
Скок-поскок...
– Намочился в лужице
Поясок.
Поясок из пёрышек,
Чик-чирик...
Но купаться в лужице
Я привык.

Говорил грачонку грач:
- Ты, грачонок – птица-врач! 
Все грачата и грачи 
Разгалделись: "Мы врачи! 
Кра-крачи! Кра-крачи! 
Мы хорошие врачи!"

Пела ласточка:
– Тивит...
У меня приметный вид:
Я летаю низко –
Значит дождик близко.

Е. Володина
Синичка, синичка,
Весёлая птичка.
Летает ловко,
Щебечет плутовка.
Птичка – синичка
Ростом невеличка,
Наша синичка-
Воробью сестричка.

Д. Игошин
Ай, Дуду-Дуду-Дуду!
Сидит Ворон на Дубу.
Он играет во трубу,
В позолоченную...
Труба ладная, 
Песня складная

Летели три Кукушки
Через три избушки:
Как Они летели -
Все Люди глядели;
Как Они садились-
Все Люди дивились!

Прилетел Воробей.
Прыг-скок!
Прилетел в песок,
Иступил носок.
Пошел по водичку,
Нашел Молодичку.
Сама с вершок -
Голова с горшок!

В. Донская
Воробей, воробей!
Подлетай, не робей!
Семечки поклюй с ладошки,
Попляши на тонких ножках!
Только хитрый воробьишко
Не слетает близко слишком. 
Осторожно смотрит с ветки
Не заманишь и конфеткой!

Т. Турбина
Маленькие детки
уселись на ветке,
Чистят свои перышки
малыши-воробышки.
А повыше, средь ветвей,
скачет папа-воробей.
Мама воробьиха
смотрит зорко. "Тихо
Малыши, сидите
и вокруг глядите!"
Кошка вышла в сад гулять.
Значит нужно улетать
Крыльями взмахнули -
С ветки упорхнули.

Т. Второва
Чики-рики воробей
Прыгал по дорожке,
И таскал у голубей
Зернышки и крошки.
Чики-рики распевал
Весело и звонко,
Быть повсюду успевал
И дразнил котенка.
Чики-рики упорхнул,
Пересел на ветку,
Покачался, отдохнул –
Улетел в беседку! 

С. Красинская
А у бабы Нюры
Модницы куры
Ходят пО двору кругом
Перед Петей петухом:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Следить за модой не легко!»

Н. Варгус
У курочки квочки,
Есть цыплятки дочки,
Так же есть сыночки,
Пушистые комочки.
Подрастаю гребешки
Задиристые петушки
А как встретят червяка,
Наклюют ему бока.

З. Соснина
Раскрасавец – петушок,
Всем хохлаткам пастушок,
Приглашает на лужок:
- Здесь, подружки, нет червей.
Побежим за мной скорей.
Там у речки, на лугу
Корм искать вам помогу.

В. Гвоздев
Тух! Тух! Тух! Тух!
Расплясался наш петух.
Пляшет Петька гопака
Так, что вымокли бока.
Тух! Тух! Тух! Тух!
Ах, какой плясун петух!
Ты пляши, пляши и пой.
Мне по нраву голос твой!
Тух! Тух! Тух! Тух!
Раззадорился петух.
Пляшет бойко и поёт
Так, что за душу берёт.
Тух! Тух! Тух! Тух!
Возгордился мой петух,
И пропел: – Ку-ка-ре-ку!
Допляшу и убегу!

                                                    Пословицы о космосе                                              

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото — светило бы солнышко.

На одно солнце глядим, да не одно едим.

На смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь.

Что позволено юпитеру не позволено быку.

Нет на Меркурии лета и осени, нет ни зимы, ни весны.

Все дети — с Марса.

Любимая пословица Марсиан: «Незванный гость – хуже Гагарина».

Что позволено юпитеру не позволено быку.

Многих радует, когда метеоритом падаешь.

Нет на Меркурии лета и осени, нет ни зимы, ни весны.

Вечерняя роса хороша, а рога луны остры - к ведру.

Взойдет луна - увидит весь мир.

Во время новолуния не кажи луне пустой мошны: век пуста будет.

Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.

Сто звезд не равны одной луне.

Если очень захотеть можно в космос полететь.

Давление - как у космонавта!

Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

Кометы небо подметают перед божьими стопами.

Много в твёрдом ядре у кометы водяных, углекислых, метановых льдин.

Земля берет труд, а отдает пуд.

Земля врагу - могила, а нам - защита.

Земля всех питает, а сама всех поглощает.

Земля заботу любит.

Счастливые под счастливой звездой родятся.

Сто звезд не равны одной луне.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Галактика — суровая штука. Чтобы в ней выжить, надо знать, где твое полотенце.

Мир - волна. Мирская волна - морская волна. Мир - нетленная риза. Небо - нетленная риза господня.

В мире жить - мирское (рядовое) и творить.

                                          Загадки про насекомых

У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)

 На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … . (Муравьи)

Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – (Оса)!

 На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки)

 детские загадки про насекомых

На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
«Да ведь это …»(Бабочка)

Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт. (Муха)

На травинке возле ног
Заметался огонёк,
Но недолго он горел —
Вместе с ветром улетел. (Мотылёк)

 Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)

Надоел жуку
Гамак,
Да не вырваться никак. (Паутина)

Кто над нами
Вверх ногами
Ходить не страшится
И упасть не боится? (Муха)

По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок —
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек! (Божья коровка)

 На поверхности воды
летом обитает,
Под корой, без суеты,
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног –
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог?
Только… (Водомерка)

 В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики)

 Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт. (Майский жук)

Кружится, летает.
Где присядет, незадолго,
Дырку оставляет!
Шерсть ей, будто шоколад,
Сладкий, для ребенка!
В доме ей никто не рад —
Маленькой плутовке!
Есть она и пищевая,
Точит хлеб и крупы,
Ей не вкусна только соль.
Кто ж она, детишки? (Моль)

 Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей
Мчится пулей
И что-то прячет в уголок? (Пчела)

 Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

 Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора… (Пчела)

 Холодный взгляд в полоску брюшко,
Но пчёлкам вовсе не подружка,
Ужасна нам её краса.
Летит коварная …(Оса).

 Разрешенья не спросил,
Подлетел — и укусил! (Комар)

 Музыкальный кроха очень!
Всё надкрыльями стрекочет.
И не только на опушке,
Но за печкою в избушке. (Сверчок)

Крылатый вредитель —
Растений губитель.
Хозяйству он шкодит!
На сверчка походит.(Саранча)

 Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?(Комар)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Задачи:- связная речь:  учить пересказывать сказку  вместе с воспитателем;- звуковая культура речи:  приучать  отчетливо и правильно  произносить звук «С» изолированно и в сло...

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...