Программа «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»
рабочая программа (старшая группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.

Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_regionalnyy_komponent.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»

                                 Пояснительная записка

Первый раздел. Целевой.

Пояснительная записка

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.

Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленным исследованиям уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, побудить в них интерес к литературным произведениям, уважение к книге.

Актуальность обращения к объективной проблеме приобщения детей к поэтам и писателям Алтайского края обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике не определено место и время деятельности по ознакомлению детей с произведениями детских Алтайских писателей и поэтов. Дошкольникам читают мало, бессистемно и зачастую книги, которые случайно оказываются под рукой у воспитателя.

Художественная литература как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир русского литературного языка служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

По результатам аккредитации детскому саду был присвоен государственный статус «ЦРР – 1 категории». В ДОУ особое внимание уделено познавательно-речевому развитию.

Выбранная мною тема рабочей программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» способствует не только развитию познавательных интересов, но и формирует любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.

Задачи программы :

- формировать представление об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- способствовать развитию речи через заучивание произведений поэтов Алтайского края;

- способствовать развитию речи через инсценировку произведений детских писателей Алтайского края;

- способствовать развитию речи через пересказ произведений детских писателей Алтайского края;

- формировать умение использовать полученные представления в разнообразных жизненных ситуациях.

Основные принципы и подходы реализации программы :

1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе обучения дети выступают как активные исследователи; партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения с детьми; ориентация на личность ребенка, обеспечение условий для творчества детей и проявления уникальности каждого ребенка).

2. Принцип наглядности (широкое представление соответствующих изучаемому материалу наглядных пособий (иллюстрации, фотографии, книги и др.) и технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным).

3. Принцип последовательности ( изучение материала происходит последовательно: переход с менее объемных произведений к произведениям, которые сложнее по содержанию, по количеству событий и по количеству героев, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; первоначально знакомство с творчеством, а затем с самими произведениями детских писателей и поэтов Алтайского края).

4. Принцип занимательности (изучаемый материал для детей предлагается интересным, увлекательным с целью формирования желания у них выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата).

5. Принцип научности (на занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления и знания. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа) .

6. Принцип доступности (учебный материал программы понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание связано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом).

7. Принцип креативности (ребёнок имеет возможность осознать свои способности и реализовать их, согласно интересам, в различных видах деятельности).

8. Принцип интеграции («Художественное творчество» (в рамках его интеграции «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»).

9. Принцип коллективности (у детей формируются способы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях совместной деятельности).

10. Принцип добровольной активности (дети не принуждаются, а заинтересовываются деятельностью).

11. Принцип безоценочности (со стороны воспитателя не даются отрицательные оценки деятельности детей,

12. Принцип индивидуализации (при проведении мероприятий создаются условия для подготовки и демонстрации детской инициативы).

13. Принцип эффективного и позитивного взаимодействия с родителями (мотивированное, заинтересованное и совместное проведение мероприятий, общение – когда родители являются активными участниками мероприятий).

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

- по собственной инициативе поддержать диалог по особенностям творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно рассказать об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно и выразительно рассказать наизусть произведение (или отрывок) детских поэтов Алтайского края;

- самостоятельно пересказать произведение детских писателей Алтайского края;

- инсценировать произведения и отрывки из произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;

- по собственной инициативе создавать иллюстрации к произведениям детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно узнавать по отличительным характеристикам поэтов и писателей Алтайского края и их произведения;

- самостоятельно строить устное высказывание по содержанию произведения (оценка события, характеристика героя др.);

- самостоятельно использовать полученные представления в различных жизненных ситуациях;

- делить впечатлениями со сверстниками о сюжетах, поступках героев.

После реализации рабочей программы в группе :

- оформлен в книжном «островке» тематический раздел с фотографиями и произведениями «Поэты и писатели Алтайского края»;

- изготовлены атрибуты к инсценировкам произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;

- собрана коллекция иллюстраций о природе Алтайского края;

- оформлена выставка книг детских писателей и поэтов Алтайского края;

- оформлена фотовыставка по результатам экскурсии в районную детскую библиотеку.

Второй раздел. Содержательный.

Прежде чем определить направления и основное содержание работы, выбрать наиболее эффективные основные методы и приёмы, необходимо создать условия, важные для успешного воспитания и развития ребё нка в детском саду:

• создание учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических условий;

• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда;

• осуществление личностно-ориентированного подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания. Демократический (партнёрский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнёр, но партнёр инициатор и консультант);

• создание положительного микроклимата в коллективе;

• высокий профессиональный уровень педагогов;

• поиск новых путей в построении развивающей среды и жизненного пространства в детском учреждении в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия).

В календарно-тематическом планировании «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» целесообразно использовать следующие способы, формы и методы образовательного сотрудничества:

- литературные исследования по художественным произведениям и творчеству детских писателей;

- проведение экскурсий, викторин, игр-путешествий;

- инсценировка литературных произведений;

встречи с детскими поэтами и писателями Алтайского края;

творческие конкурсы чтецов;

- презентация детьми продуктов собственной творческой деятельности (стихотворения, иллюстрации, фотографии и др.);

- тематические беседы;

- оформление выставок;

- наблюдение;

- прослушивание аудиозаписи;

- пересказ;

- дидактические игровые упражнения;

- разучивание наизусть;

- выразительное рассказывание;

- рассматривание иллюстраций;

- конкурсы и др.

ыПлан работы по развитию речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края
+ Заказать документы

Месяц Тема Цель Примерное содержание работы

Сентябрь

Устное народное творчество. Формировать представление о традициях, обычаях и особенностях жизни своего народа через народное искусство. Приобщить к культуре своего народа. Пробудить эмоционально-положительное к народному творчеству. Представить разнообразие жанров во всех видах деятельности. Формировать любовь и уважение к русским народным традициям. Ежедневно знакомить детей на занятиях и в музыкальной деятельности с хороводами, плясками, музыкальными играми, потешками, пословицами, поговорками, считалками, закличками, припевками и др. жанрами народного искусства. Разучивание песен и танцевальных движений. Чтение легенд и Алтайских народных сказок. Беседы об особенностях жизни своего народа. Прослушивание аудиозаписей и рассматривание иллюстраций.

Октябрь

Знакомство с творчеством поэта В. М. Нечунаева Познакомить с особенностями творчества и произведениями В. М. Нечунаева. Определить, созданы ли условия для приобщения ребенка к детской художественной литературе Алтайского края. Формировать мотивацию родителей к образовательному сотрудничеству с детским садом в интересах своих детей. Пробудить интерес к художественной литературе через юмористические короткие стихотворения. Формировать бережное отношение к книге. Чтение и разучивание произведений. Экскурсия в библиотеку. Анкетирование и консультация для родителей «Как выбрать книгу для ребенка»«Что и как читать нашему ребенку». Выставка рисунков «Самое интересное стихотворение». Конкурс чтецов. Литературная мини-викторина.

Ноябрь

Знакомство с творчеством О. В. Такмаковой Познакомить с особенностями творчества и произведениями О. В. Такмаковой. Продолжать учить запоминать и выразительно рассказывать стихотворенияРазвивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения. Учить отвечать на вопросы строчками из стихотворенияРазвивать слуховое внимание и память. Привлечь родителей к образовательному сотрудничеству с дошкольной организацией в становлении культуры детей. Чтение и разучивание произведений с помощью мнемотаблицы. Фотовыставка для родителей «Страничка нашего путешествия». Вопросы по содержанию и игровые дидактические упражнения. Литературная мини-викторина. Консультация для родителей «Творчество поэтов и писателей Алтайского края»

Декабрь

 Знакомство с творчеством Г. Я. Швец-Некрасовой Познакомить с особенностями творчества и произведениями Г. Я. Швец-Некрасовой. Развивать умение слушать и понимать поэтический текст. Воспитать любовь к природе, бережное отношение к животным. Развивать интонационную выразительность речи, учить голосом выделять ключевое слово в стихотворении. Способствовать развитию слухового восприятия и памяти. Совместное чтение с помощью мнемотаблицы и инсценировка произведений. Вопросы по содержанию и творческие задания. Выборочное разучивание отрывка наизусть. Рисование по произведениям (учить изображать животных в нетрадиционной технике рисования). Организация выставки «Животные Алтайского края». Литературная викторина. Просмотр видеозаписи «Животные Алтайского края». Выставка работ из пластилина «Животные края, в котором я живу». Театр на фланелеграфе.

Январь

 Знакомство с творчеством И. Цхай Познакомить с особенностями творчества и произведениями И. Цхай. Учить воспринимать на слух произведение и эмоционально откликаться на него. Учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Активизировать грамматически правильную речь. Чтение и пересказ с помощью мнемотаблицы. Инсценировка отрывка из произведения. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с выставкой произведений писателя. Изготовление атрибутов. Мини-викторина по сказкам. Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж». Изготовление атрибутов к разыгрыванию сказок.

Февраль

Знакомство с творчеством В. А. Новичихиной Познакомить с особенностями творчества и произведениями В. А. Новичихиной. Продолжать объяснять жанровые особенности стихотворения. Учить вслушиваться в ритм поэтического текстаРазвивать память и воображение. Продолжать учить запоминать и выразительно читать стихотворения наизусть. Чтение и разучивание произведений с помощью мнемотаблицы. Вопросы по содержанию и дидактические игровые упражнения. Конкурс чтецов для малышей. Конкурс чтецов. Выставка рисунков по прочитанным стихотворениям «Самое интересное стихотворение». Мини-викторина. Организация литературного вечера с родителями «Мы читающая семья».

Март

Знакомство с творчеством А. С. Денисова Познакомить с особенностями творчества и произведениями А. С. Денисова. Развить познавательные интересы через многообразный мир природы. Воспитать любовь и бережное отношение к природе. Развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности. Чтение и разучивание произведений с помощью мнемотаблицы. Рисование, основанное на словесном иллюстрировании и экскурсии «Природа– богатство Алтайского края». Оформление выставки «Природа Алтайского края». Конкурс чтецов. Просмотр видеозаписи «Природа Алтайского края». Прослушивание аудиозаписи «Мир природы». Конкурс рисунков «Природа в разные времена года».

Апрель

Знакомство с творчеством В. Ф. Марченко Познакомить с особенностями творчества и произведениями В. Ф. Марченко. Формировать умение выражать свое отношение к героям рассказов. Развивать артистические способности, воображение и связную речь. Работать над построением грамматически правильного предложения в процессе обсуждения прочитанного. Воспитывать умение смотреть на себя со стороны. Закрепить умение внимательно слушать, отвечая на вопросы полными предложениями и связно. Упражнять в умении вносить в рассказ элементы творчества. Воспитать доброту и отзывчивость. Чтение рассказов. Пересказ через задания творческого характера. Инсценировка отрывков из произведений. Дидактические игровые упражнения (типа «Подбери иллюстрацию»«Установи последовательность событий»). Вопросы по прочитанному. Игры (типа «Ты поступи по-другому»). Рассматривание иллюстраций. Беседы (типа «Похожая жизненная ситуация у меня»). Литературная мини-викторина. Экскурсия в библиотеку «Известные мне детские поэты и писатели Алтайского края».

Май

Обобщение и актуализация изученного материала Систематизировать и закрепить знания детей о прочитанных произведениях детских поэтов и писателей Алтайского края. Способствовать пониманию родителями важности чтения детских книг для позитивной социализации ребенка. Способствовать формированию стремления к общению с книгами. Привлечь родителей к участию в итоговой литературной викторине. Способствовать формированию уважительного отношения к книге. Организация тематической выставки в книжном «островке» «Поэты и писатели Алтайского края». Галерея творческих работ по изученным произведениям. Итоговая литературная викторина «Знаем и любим поэтов и писателей Алтайского края». Презентация материалов, разработанных в ходе реализации рабочей программы (для родителей и коллег). Экскурсия родителей детей по выставкеБлаготворительная акция «Подари книгу детскому саду». Запись в книге добрых слов и пожеланий.

Продолжительность занятия по ознакомлению детей с художественной литературой детских Алтайских поэтов и писателей составляет в старшей группе 20-25 минут. Мероприятия, связанные с речевым творчеством дошкольников (викторины, литературные вечера, праздники детской книги и др.) могут продолжаться до 30 минут.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада).

Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Педагогические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Третий раздел. Организационный.

Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях по рисованию, развитию речиознакомлению с художественной литературой и окружающим миром) и через образовательную деятельность в процессе режимных моментов (утром до завтрака или ежедневно в течение 20-30 минут).

Условия реализации программы.

1. Материально – технические условия:

- наличие помещения для проведения игр-драматизаций, театрализованных игр, занятий по изобразительной деятельности;

- наличие транспорта для экскурсий;

- наличие видео и аудиоаппаратуры.

- наличие современного оборудования ИКТ.

2. Методические условия:

- наличие методической литературы;

- наличие развивающей и обучающей среды, (большое количество материалов для «исследований», много пособий, дидактических игр;

Особенности организации предметно – пространственной среды:

- составление каталога дидактических игр, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста;

- изготовление наглядно – дидактических пособий и сюжетных картин в центре художественно-речевого творчества;

- наличие книг для чтения по теме рабочей программы;

- наличие иллюстраций и фотографий для рассматривания по теме рабочей программы;

- наличие в центре сюжетно-ролевых игр атрибутов (фигурки животных из картона, маски др.

- в центре продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и достопримечательностями родного города

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкол...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...