Программа «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»
рабочая программа (старшая группа)
Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.
Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.
Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»
Пояснительная записка
Первый раздел. Целевой.
Пояснительная записка
Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.
Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.
Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленным исследованиям уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, побудить в них интерес к литературным произведениям, уважение к книге.
Актуальность обращения к объективной проблеме приобщения детей к поэтам и писателям Алтайского края обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике не определено место и время деятельности по ознакомлению детей с произведениями детских Алтайских писателей и поэтов. Дошкольникам читают мало, бессистемно и зачастую книги, которые случайно оказываются под рукой у воспитателя.
Художественная литература как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир русского литературного языка служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
По результатам аккредитации детскому саду был присвоен государственный статус «ЦРР – 1 категории». В ДОУ особое внимание уделено познавательно-речевому развитию.
Выбранная мною тема рабочей программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» способствует не только развитию познавательных интересов, но и формирует любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
Задачи программы :
- формировать представление об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;
- способствовать развитию речи через заучивание произведений поэтов Алтайского края;
- способствовать развитию речи через инсценировку произведений детских писателей Алтайского края;
- способствовать развитию речи через пересказ произведений детских писателей Алтайского края;
- формировать умение использовать полученные представления в разнообразных жизненных ситуациях.
Основные принципы и подходы реализации программы :
1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе обучения дети выступают как активные исследователи; партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения с детьми; ориентация на личность ребенка, обеспечение условий для творчества детей и проявления уникальности каждого ребенка).
2. Принцип наглядности (широкое представление соответствующих изучаемому материалу наглядных пособий (иллюстрации, фотографии, книги и др.) и технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным).
3. Принцип последовательности ( изучение материала происходит последовательно: переход с менее объемных произведений к произведениям, которые сложнее по содержанию, по количеству событий и по количеству героев, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; первоначально знакомство с творчеством, а затем с самими произведениями детских писателей и поэтов Алтайского края).
4. Принцип занимательности (изучаемый материал для детей предлагается интересным, увлекательным с целью формирования желания у них выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата).
5. Принцип научности (на занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления и знания. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа) .
6. Принцип доступности (учебный материал программы понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание связано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом).
7. Принцип креативности (ребёнок имеет возможность осознать свои способности и реализовать их, согласно интересам, в различных видах деятельности).
8. Принцип интеграции («Художественное творчество» (в рамках его интеграции «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»).
9. Принцип коллективности (у детей формируются способы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях совместной деятельности).
10. Принцип добровольной активности (дети не принуждаются, а заинтересовываются деятельностью).
11. Принцип безоценочности (со стороны воспитателя не даются отрицательные оценки деятельности детей,
12. Принцип индивидуализации (при проведении мероприятий создаются условия для подготовки и демонстрации детской инициативы).
13. Принцип эффективного и позитивного взаимодействия с родителями (мотивированное, заинтересованное и совместное проведение мероприятий, общение – когда родители являются активными участниками мероприятий).
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- по собственной инициативе поддержать диалог по особенностям творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;
- самостоятельно рассказать об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;
- самостоятельно и выразительно рассказать наизусть произведение (или отрывок) детских поэтов Алтайского края;
- самостоятельно пересказать произведение детских писателей Алтайского края;
- инсценировать произведения и отрывки из произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;
- по собственной инициативе создавать иллюстрации к произведениям детских писателей и поэтов Алтайского края;
- самостоятельно узнавать по отличительным характеристикам поэтов и писателей Алтайского края и их произведения;
- самостоятельно строить устное высказывание по содержанию произведения (оценка события, характеристика героя др.);
- самостоятельно использовать полученные представления в различных жизненных ситуациях;
- делить впечатлениями со сверстниками о сюжетах, поступках героев.
После реализации рабочей программы в группе :
- оформлен в книжном «островке» тематический раздел с фотографиями и произведениями «Поэты и писатели Алтайского края»;
- изготовлены атрибуты к инсценировкам произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;
- собрана коллекция иллюстраций о природе Алтайского края;
- оформлена выставка книг детских писателей и поэтов Алтайского края;
- оформлена фотовыставка по результатам экскурсии в районную детскую библиотеку.
Второй раздел. Содержательный.
Прежде чем определить направления и основное содержание работы, выбрать наиболее эффективные основные методы и приёмы, необходимо создать условия, важные для успешного воспитания и развития ребё нка в детском саду:
• создание учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических условий;
• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда;
• осуществление личностно-ориентированного подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания. Демократический (партнёрский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнёр, но партнёр инициатор и консультант);
• создание положительного микроклимата в коллективе;
• высокий профессиональный уровень педагогов;
• поиск новых путей в построении развивающей среды и жизненного пространства в детском учреждении в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия).
В календарно-тематическом планировании «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» целесообразно использовать следующие способы, формы и методы образовательного сотрудничества:
- литературные исследования по художественным произведениям и творчеству детских писателей;
- проведение экскурсий, викторин, игр-путешествий;
- инсценировка литературных произведений;
- встречи с детскими поэтами и писателями Алтайского края;
- творческие конкурсы чтецов;
- презентация детьми продуктов собственной творческой деятельности (стихотворения, иллюстрации, фотографии и др.);
- тематические беседы;
- оформление выставок;
- наблюдение;
- прослушивание аудиозаписи;
- пересказ;
- дидактические игровые упражнения;
- разучивание наизусть;
- выразительное рассказывание;
- рассматривание иллюстраций;
- конкурсы и др.
ыПлан работы по развитию речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края
+ Заказать документы
Месяц Тема Цель Примерное содержание работы
Сентябрь
Устное народное творчество. Формировать представление о традициях, обычаях и особенностях жизни своего народа через народное искусство. Приобщить к культуре своего народа. Пробудить эмоционально-положительное к народному творчеству. Представить разнообразие жанров во всех видах деятельности. Формировать любовь и уважение к русским народным традициям. Ежедневно знакомить детей на занятиях и в музыкальной деятельности с хороводами, плясками, музыкальными играми, потешками, пословицами, поговорками, считалками, закличками, припевками и др. жанрами народного искусства. Разучивание песен и танцевальных движений. Чтение легенд и Алтайских народных сказок. Беседы об особенностях жизни своего народа. Прослушивание аудиозаписей и рассматривание иллюстраций.
Октябрь
Знакомство с творчеством поэта В. М. Нечунаева Познакомить с особенностями творчества и произведениями В. М. Нечунаева. Определить, созданы ли условия для приобщения ребенка к детской художественной литературе Алтайского края. Формировать мотивацию родителей к образовательному сотрудничеству с детским садом в интересах своих детей. Пробудить интерес к художественной литературе через юмористические короткие стихотворения. Формировать бережное отношение к книге. Чтение и разучивание произведений. Экскурсия в библиотеку. Анкетирование и консультация для родителей «Как выбрать книгу для ребенка», «Что и как читать нашему ребенку». Выставка рисунков «Самое интересное стихотворение». Конкурс чтецов. Литературная мини-викторина.
Ноябрь
Знакомство с творчеством О. В. Такмаковой Познакомить с особенностями творчества и произведениями О. В. Такмаковой. Продолжать учить запоминать и выразительно рассказывать стихотворения. Развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения. Учить отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Развивать слуховое внимание и память. Привлечь родителей к образовательному сотрудничеству с дошкольной организацией в становлении культуры детей. Чтение и разучивание произведений с помощью мнемотаблицы. Фотовыставка для родителей «Страничка нашего путешествия». Вопросы по содержанию и игровые дидактические упражнения. Литературная мини-викторина. Консультация для родителей «Творчество поэтов и писателей Алтайского края»
Декабрь
Знакомство с творчеством Г. Я. Швец-Некрасовой Познакомить с особенностями творчества и произведениями Г. Я. Швец-Некрасовой. Развивать умение слушать и понимать поэтический текст. Воспитать любовь к природе, бережное отношение к животным. Развивать интонационную выразительность речи, учить голосом выделять ключевое слово в стихотворении. Способствовать развитию слухового восприятия и памяти. Совместное чтение с помощью мнемотаблицы и инсценировка произведений. Вопросы по содержанию и творческие задания. Выборочное разучивание отрывка наизусть. Рисование по произведениям (учить изображать животных в нетрадиционной технике рисования). Организация выставки «Животные Алтайского края». Литературная викторина. Просмотр видеозаписи «Животные Алтайского края». Выставка работ из пластилина «Животные края, в котором я живу». Театр на фланелеграфе.
Январь
Знакомство с творчеством И. Цхай Познакомить с особенностями творчества и произведениями И. Цхай. Учить воспринимать на слух произведение и эмоционально откликаться на него. Учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Активизировать грамматически правильную речь. Чтение и пересказ с помощью мнемотаблицы. Инсценировка отрывка из произведения. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с выставкой произведений писателя. Изготовление атрибутов. Мини-викторина по сказкам. Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж». Изготовление атрибутов к разыгрыванию сказок.
Февраль
Знакомство с творчеством В. А. Новичихиной Познакомить с особенностями творчества и произведениями В. А. Новичихиной. Продолжать объяснять жанровые особенности стихотворения. Учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Развивать память и воображение. Продолжать учить запоминать и выразительно читать стихотворения наизусть. Чтение и разучивание произведений с помощью мнемотаблицы. Вопросы по содержанию и дидактические игровые упражнения. Конкурс чтецов для малышей. Конкурс чтецов. Выставка рисунков по прочитанным стихотворениям «Самое интересное стихотворение». Мини-викторина. Организация литературного вечера с родителями «Мы читающая семья».
Март
Знакомство с творчеством А. С. Денисова Познакомить с особенностями творчества и произведениями А. С. Денисова. Развить познавательные интересы через многообразный мир природы. Воспитать любовь и бережное отношение к природе. Развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности. Чтение и разучивание произведений с помощью мнемотаблицы. Рисование, основанное на словесном иллюстрировании и экскурсии «Природа– богатство Алтайского края». Оформление выставки «Природа Алтайского края». Конкурс чтецов. Просмотр видеозаписи «Природа Алтайского края». Прослушивание аудиозаписи «Мир природы». Конкурс рисунков «Природа в разные времена года».
Апрель
Знакомство с творчеством В. Ф. Марченко Познакомить с особенностями творчества и произведениями В. Ф. Марченко. Формировать умение выражать свое отношение к героям рассказов. Развивать артистические способности, воображение и связную речь. Работать над построением грамматически правильного предложения в процессе обсуждения прочитанного. Воспитывать умение смотреть на себя со стороны. Закрепить умение внимательно слушать, отвечая на вопросы полными предложениями и связно. Упражнять в умении вносить в рассказ элементы творчества. Воспитать доброту и отзывчивость. Чтение рассказов. Пересказ через задания творческого характера. Инсценировка отрывков из произведений. Дидактические игровые упражнения (типа «Подбери иллюстрацию», «Установи последовательность событий»). Вопросы по прочитанному. Игры (типа «Ты поступи по-другому»). Рассматривание иллюстраций. Беседы (типа «Похожая жизненная ситуация у меня»). Литературная мини-викторина. Экскурсия в библиотеку «Известные мне детские поэты и писатели Алтайского края».
Май
Обобщение и актуализация изученного материала Систематизировать и закрепить знания детей о прочитанных произведениях детских поэтов и писателей Алтайского края. Способствовать пониманию родителями важности чтения детских книг для позитивной социализации ребенка. Способствовать формированию стремления к общению с книгами. Привлечь родителей к участию в итоговой литературной викторине. Способствовать формированию уважительного отношения к книге. Организация тематической выставки в книжном «островке» «Поэты и писатели Алтайского края». Галерея творческих работ по изученным произведениям. Итоговая литературная викторина «Знаем и любим поэтов и писателей Алтайского края». Презентация материалов, разработанных в ходе реализации рабочей программы (для родителей и коллег). Экскурсия родителей детей по выставке. Благотворительная акция «Подари книгу детскому саду». Запись в книге добрых слов и пожеланий.
Продолжительность занятия по ознакомлению детей с художественной литературой детских Алтайских поэтов и писателей составляет в старшей группе 20-25 минут. Мероприятия, связанные с речевым творчеством дошкольников (викторины, литературные вечера, праздники детской книги и др.) могут продолжаться до 30 минут.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада).
Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Педагогические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Третий раздел. Организационный.
Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях по рисованию, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром) и через образовательную деятельность в процессе режимных моментов (утром до завтрака или ежедневно в течение 20-30 минут).
Условия реализации программы.
1. Материально – технические условия:
- наличие помещения для проведения игр-драматизаций, театрализованных игр, занятий по изобразительной деятельности;
- наличие транспорта для экскурсий;
- наличие видео и аудиоаппаратуры.
- наличие современного оборудования ИКТ.
2. Методические условия:
- наличие методической литературы;
- наличие развивающей и обучающей среды, (большое количество материалов для «исследований», много пособий, дидактических игр;
Особенности организации предметно – пространственной среды:
- составление каталога дидактических игр, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста;
- изготовление наглядно – дидактических пособий и сюжетных картин в центре художественно-речевого творчества;
- наличие книг для чтения по теме рабочей программы;
- наличие иллюстраций и фотографий для рассматривания по теме рабочей программы;
- наличие в центре сюжетно-ролевых игр атрибутов (фигурки животных из картона, маски др.
- в центре продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...

Рабочая программа педагога "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка"
Рабочая программа педагога...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и достопримечательностями родного города
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкол...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»
Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...
