Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора
план-конспект занятия (средняя группа)

Волгутова Елена Владимировна

Интегрированное занятие по развитию речи детей

среднего дошкольного возраста с использованием

малых форм фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи детей

среднего дошкольного возраста с использованием

малых форм фольклора

                       «Путешествие в сказку»

               Разработали:  воспитатель Волгутова Е.В.

                                       воспитатель Кравцова Н.В.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей :

Утром встали малыши,
В детский сад они пришли.
Вам мы рады как всегда,
Гости здесь у нас с утра.

Собрались все дети в круг. 

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Слышен плач за дверью

Воспитатель: Кажется, сегодня не все радуются и улыбаются.

В группу заходит гость (в народной рубахе) в руках корзина.

Кто это? Посмотрите, мальчик, да не простой, а сказочный.

- О чём ты плачешь, малыш? Чем ты огорчен?

Сказочный герой(Жихарка): Я пошел погулять и заблудился, а кто я и из какой сказки не помню. Ребята, помогите мне найти мою сказку и моих друзей.

Восп-ль: Ребята, поможем?

Восп-ль Дорогой гость мы тебе обязательно поможем, но вот только как, что нам для этого надо сделать?

Жихарка: Не знаю

Воспт-ль: А что это у тебя за корзинка?

Жихарка:  Какой-то листочек (достает  из корзинки 1-й листочек с загадкой.)

Воспит-ль: Это листочек-загадка

 Не артист, а голосист.

 Не ездок,а шпоры у ног.

(Дети отгадывают).

Воспит-ль : (потешка)

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас может знает потешку про петушка? (дети рассказывают потешки)

Петя зёрнышко нашёл.

В гости воробей зашёл.

Пока Петя песни пел,

Воробей находку съел.    

Петя, Петя-петушок,

Золоченый гребешок,

Масляна головушка,

     Шёлкова бородушка.

Петя по двору ходил,

Перо Петя уронил.      

Восп-ль: Назовите русские народные сказки, где есть петушок

(«Петушок и бобовое зернышко»,«Заюшкина избушка»,«Кот, петух и лиса»).

Жихарка  ой ребята я вспомнил ведь это про моего друга петушка.  Он тоже со мной в сказке живет. Спасибо вам большое.

А вот следующая подсказка(достаёт из корзинки конверт)

Воспитатель: Чтобы отгадать кто еще живет с тобой в сказке  надо сложить картинку.

Дети собирают разрезную картинку «ЛИСА» (ср.у.- 6 ч ).

Воспитатель: Ребята посмотрите на лису. Какая она?(Хитрая, ловкая)

А давайте покажем какая лисичка?

Танец лисы

Лиска, Лиска, попляши!-
Красоту всем покажи.
Пройдись, лиска, павушкой
По шелковой травушке.
Топни, лиска, лапочкой,
Закружись-ка бабочкой.

Воспитатель: А кто знает потешку про лисичку?  

Шла лисичка на базар,
  Разузнать почём товар:
  Куры, утки, гусачок,
  Что б купить за пятачок.  

Восп-ль: Назовите  русские народные сказки, в которых есть лиса (Дети называют сказки) «Лисичка сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Колобок».

Жихорка  Ой ребята так ведь лисоньку я тоже припоминаю, она меня съесть хотела.

Воспитатель: Ну что ты вспомнил кто ты, и из какой сказки?

Жихарка: Нет

Воспитатель: Ну  смотри , что у тебя еще есть в корзинке. (И заглядываю к Жихорке в корзинку). Ой ребятки,

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это — (кот)и достает  кота из корзинки

Жихорка  ой ребята так ведь  котик тоже живет в моей сказке. И он очень любит играть    в игру «Кот и мыши» хотите поиграть?

Воспит: Ребята, а как нам выбрать кота?

Дети:  Считалочкой!

 Ушки, глазки, носик, хвостик,
Получился добрый котик,
Он считает до пяти,
Тот, кто пятый выходи.

Русская народная игра «КОТ И МЫШИ»

(координация речи с движением):

Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в

соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду»,

качают головой – «не дружат» ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота»:

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

Но с котами не дружили.

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Нас попробуй, догони!

Воспитатель: Конечно, весело играть. Пора загадку отгадать.

(Жихарка достаёт из корзинки мешочек  с ложками)

Миша достань из мешочка, что здесь?

"Сама точеная, А ручка золоченая."

Про какую ложку эта загадка?

Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая,

пластмассовая, деревянная.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?

(варианты детских ответов)

Жихарка  ой ребята я вспомнил это же я Жихарка ведь это моя ложка точёная, ручка золочёная. Спасибо вам огромное за то что помогли мне вспомнить кто я, кто мои друзья и из какой я сказки.

Воспитатель: А давайте с вами вместе вспомним сказку Жихарка?

 ( Рассказ русской народной сказки "Жихарка" с показам слайд-шоу)

Воспитатель: О ком эта сказка?( О мальчике, которого звали Жихарка)

Жихарка:Кто ещё жил со мною?(петушок и кот)

Воспитатель: Что делал Жихарка, когда кот и петух уходили на охоту?

( обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.)

Воспитатель: правильно, работал по дому- значит домовничал. В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?

( В доме всегда должен быть хозяин)

Жихарка: Кто меня в лес унёс? (лиса)

-А как я перехитрил лису?  (никак не мог сесть на лопату)

Воспитатель: Какой же ты Жихарка маленький, удаленький, находчивый и сообразительный

 Покажем, какой он… (Проводится физминутка).

          Жихарка наш молодец,

          Жихарка наш удалец!

          Подметёт, наварит щей,

          Угостит своих друзей!

Жихарка: Спасибо вам друзья, ну а мне пора возвращаться в сказку к моим друзьям, а за то что вы мне помогли, у меня есть для вас угощение «баранки к чаю», до свидания.

Итог.

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли попасть в сказку?

(Жихорке)

Воспитатель: А из какой он сказки?

(Из русской народной "Жихарка")

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами продолжали знакомиться с русской народной сказкой "Жихарка" и ее героями

Воспитатель: Назовите героев этой сказки

(Жихарка, петушок, кот и лиса)

Воспитатель: Как мы помогали Жихарке вспомнить из какой он сказки?

(Отгадывали загадки, рассказывали потешки, собирали картинки, играли, танцевали)

Воспитатель: А чему учит нас эта сказка?

(быть добрыми, заботливыми, помогать друг другу, быть настоящими друзьями)

Воспитатель: Молодцы ребята, да, настоящие друзья никогда не оставят в беде друг друга, никогда не обидят никого.

-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и отведаем угощения нашего друга Жихарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм.

общие сведеньякопии документовфотографииработа с родителямиметодическая копилка...

Методическая работа на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм".

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.2.Актуальность опыта.3. Ведущая педагогическая идея.4. Педагогический опыт.4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.4.2 Загадка.4....

конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием малых форм фольклора "Как мы Снегурушку искали"

Программное содержание: 1.Побуждать детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества.2.Дать первоначальное представление о лесе: лес – это дом деревьев, птиц, зверей; каждое живо...

Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора»

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. ...

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...