Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора»
методическая разработка

Карпушина Олеся Александровна

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. Однако, существует противоречие между социальным заказом общества на эффективное социально-коммуникативное развитие детей и недостатком педагогических технологий в этой области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_tehnologii.docx67.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров

фольклора»

Направление: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма»

 

Актуальность педагогической технологии

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. Однако, существует противоречие между социальным заказом общества на эффективное социально-коммуникативное развитие детей и недостатком педагогических технологий в этой области. В связи с этим, мной была разработана педагогическая технология «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора».

Фольклор- это:

  1. устное словесное и музыкальное народное творчество (узкий смысл);
  2. совокупность явлений культуры, продукт коллективной или индивидуальной творческой деятельности в рамках коллективного - словесные жанры, язык, верования, обряды, ремесла (более широкий смысл) (Горкин А.П.) [4].

Жанры фольклора: былина, загадка, пословица, причитание. Разновидности фольклора: устное предание, танец, поделки, песни (Горкин А.П.).  

Виды фольклора:

  1. музыкальный (песенный, инструментальный, хореографический);
  2. устное творчество (сказки, легенды, были, загадки, пословицы, поговорки, драмы, скороговорки, приметы, игры и т.д.) (Жиров М.С.) [15].

Содержательная часть педагогической технологии

Цель технологии: социально- коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора.

Задачи технологии:

  1. развитие способности понимать особенности поведения другого человека (когнитивный компонент социально-коммуникативного развития);
  2. формирование отношения к другому человеку как высшей ценности (мотивационый компонент социально-коммуникативного развития);
  3. формирование поведения, адекватного ситуации и социальным нормам (поведенческий компонент социально-коммуникативного развития).

Реализация малых жанров фольклора в различных направлениях деятельности

Реализация форм и методов социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста осуществлялась в следующих направлениях:

  • социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
  • ребенок в семье и сообществе;
  • самообслуживание;
  • формирование основ безопасности.

Направления деятельности  по социальнокоммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора

Задачи

Жанры

Примеры

Где и как применялись

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

Игры-песни календарно-земледельческого круга [6]

Колядки «Уродилась коляда накануне Рождества», Овсени «Овсей, шел по дорожке», Масленичные «О, мы Масленицу устречали», Веснянки «Ты пчелынька, пчелка ярая!», Вьюнишные «Вьюница-молодица! Выходи на крыльцо», Егорьевские «Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали», Семицкие, троицкие «Йо, йо, березынька, кудрявая!», Купальские «Купала, Купала, ой, где ты бывала», Петровские «Петровская кила по зорям ходила», Жнивные «Жали мы, жали, жали, пожинали»

Прослушивание, разучивание, в качестве музыкального оформления праздников, тематических занятий

Воспитание моральных и нравственных качеств

Былины [21], [22]

Былины, в основе сюжета которых борьба героя за жену (Садко), борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками (Добрыня и Василий Каземирович)

Чтение детям вслух, инсценировка, обсуждение прочитанного

Формирование умения оценивать поступки, взаимодействовать  

Сказки

«Крошечка-Хаврошечка»

«Иван-царевич и серый волк»

«Снегурочка»

«Зимовье зверей» и др.

Чтение, инсценировка, обсуждение прочитанного, сюжетно- ролевые игры

Развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим

Хороводы-шествия

Шествия, имитирующие заботу о детях, животных, домашние хлопоты: «гуськом»- «Ай, во поле липенька», «змейкой»- «Змейка», «рядами»- «Стенка на стенку»

Фольклорные праздники, прогулка

Потешный фольклор

Короткие ритмизованные песенки с забавным содержанием, отражающие какое-либо яркое событие (прибаутки, небылицы)

Прогулка, развлечения

Попевки, пестушки

«Котя-коток», «Андрей-воробей»

По ситуации

Приговорки

Приговорки божьей коровке (с пожеланием «полететь на небко»), мышке (с просьбой заменить выпавший зуб новым), дождю (чтобы перестал лить или начался)

По ситуации

Формирование готовности к совместной деятельности, самостоятельному разрешению конфликтов

Считалки

Рифмованные стихотворения, предназначенные для распределения ролей и очередности в игре

Распределение ролей в игре

Командные игры

«Растеряхи», «Гуси», «Шатёр»

Фольклорные праздники, прогулка

Хороводные игры

«Золотые ворота», «Платочек», «У бабушки маланьи»

Прогулка

Игры – забавы

«Чья тройка лучше», «Бабка-Ёжка»

Прогулка

Ребенок в семье и сообществе

Формирование чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в ДОУ

Комплексное применение нескольких малых жанров фольклора

«Осенины», «Святки-колядки», «Просыпайся, весна красна», «Кому на Руси жить хорошо», «Яблочный Спас не пройдет без нас», «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим», «Троица- праздник цветов и березок»

Фольклорные праздники в ДОУ

Формирование гендерной, семейной принадлежности

«Осенние посиделки»

«Масленица»

«Светлое Христово Воскресение»

Фольклорные праздники с родителями

«Народные игры и забавы»

Спортивные развлечения

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

Подвижные игры

«Огородник», «Гори ясно», «Волки и овцы», «Пчелы»

Прогулка

Формирование первичных представлений о труде взрослых, позитивных установок к труду и творчеству

Подвижные игры

«Здравствуй дедушка Прокоп», «Дедушка Мазай»

Прогулка

Загадки

О труде и его результатах

Занятия

Заклички

Просьба к явлениям природы полить, обогреть, осветить и т.д.

Фольклорные праздники, целевые прогулки

Формирование ответственного отношения к порученному заданию

Пословицы, поговорки

Землю красит солнце, а человека — труд. Делу — время, а потехе — час. Кто не работает, тот не ест. Труд кормит, а лень портит. Всякий человек на деле познаётся.

Беседы

Занятия

По ситуации

Формирование основ безопасности

Формирование представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе

Сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Гуси- лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Колобок»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и дрозд»

Чтение, инсценировка, обсуждение прочитанного, сюжетно- ролевые игры

Использование  малых жанров фольклора в ходе занятий

На занятиях по формированию целостной структуры мира я приучала детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, знакомила с явлениями и праздниками календарно-земледельческого цикла, личным примером побуждала к использованию в речи пословиц, поговорок.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений использовала загадки.

На занятиях по развитию речи дети разыгрывали небольшие отрывки из народных сказок, учили потешки, считалки, скороговорки, загадки. Я систематизировала дидактические игры, направленные на социально- коммуникативное развитие с использованием фольклора и применяла их на занятиях .

        На занятиях лепкой, рисованием, аппликацией кроме наглядного материала дети прослушивали произведения музыкального фольклора, знакомила их с видами народного декоративно-прикладного искусства (виды росписи, керамика, игрушки), учила создавать узоры по мотивам народных росписей, выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. На занятиях рисованием предлагала выполнять коллективные рисунки к фольклорным сказкам.

В ходе занятий содействовала возникновению положительного эмоционального отклика детей на произведения народного искусства за счет наглядного материала (иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта); хвалила детей, которые проявляли интерес к предметам народного и декоративно-прикладного искусства.

Включение средних дошкольников в фольклорную деятельность, направленную на социально- коммуникативное развитие

Я разработала цикл фольклорных занятий «Фольклорный календарь», направленных на социально- коммуникативное развитие и реализовывала его в рамках кружковой деятельности . При разработке занятий я опиралась на виды традиционного детского фольклора Белгородской области (календарный, потешный, игровой) и классификацию фольклорных игр, предложенную старшим научным сотрудником Белгородского государственного центра народного творчества Климовой Я.М.) [7].

При подборе содержания занятий я исходила из того, что за средним дошкольным возрастом наступает старший дошкольный возраст, предшествующий началу обучения в школе. Согласно ФГОС ДО, в направлении социально-коммуникативного развития формирование у детей предпосылок к обучению в школе содержит следующие целевые ориентиры: овладение основными культурными способами деятельности; способность проявлять инициативу, самостоятельность, выбирать себе род занятий, осуществлять совместную деятельность; положительное отношение к миру, труду, окружающим и себе; чувство собственного достоинства; учёт интересов и эмоционального состояния окружающих, способность сопереживать, проявлять чувства, адекватные ситуации; стремление разрешать конфликты; умение ориентироваться на правила и социальные нормы, проявлять силу воли, хорошее владение устной речью, соблюдение правил безопасного поведения. В соответствии с указанными целевыми ориентирами я осуществляла подбор фольклорного материала для занятий.

Создание предметно пространственной среды

        Для обеспечения насыщенности предметно- пространственной среды были изготовлены папки для рассматривания с иллюстрациями Ю. Васнецова («Кот, петух и лиса. Русская сказка», иллюстрации из сборников «Радуга-дуга» и «Ладушки), М. Н. Яковлева (цикл иллюстраций к сказке «Коза-дереза»), А.А. Шишкина («Былина», «Последний защитник», «В глуши лесной», «Родник», «Травник», «Краса девица», «По ягоды», «Странник», «Колыбельная», «Наречение именем», «Благословение ратника», «Сказка», «Память», «Семья», «Владимир храбрый», «Евпатий Коловрат»), Б Кустодиева («Масленица», «Ямарка»), рисунками детей. Также я систематизировала познавательную литературу (иллюстрированные книги, содержащие пословицы, поговорки, песни, загадки, потешки и т.д.). С помощью сил активной родительской общественности предметное содержание было пополнено предметами русского быта (прялка, самовар, горшки, кувшины, игрушки из глины, кадки, и т.д.), предметами народных промыслов, поделками. Используя социальное партнерство, приобретены диски с фольклорными песнями «Петушок - Золотой голосок», «Лучшие потешки- детям»; музыкальное оборудование (ложки, трещётки, балалайки); макет русской избы с печкой, прялкой, предметами утвари и быта, русскую народную одежду (сарафаны, косоворотки, кокошники и т.д.). С использованием указанных предметов мы с детьми оформили в группе «Полочку русской красоты», на которой разместили предметы народных промыслов, поделки детей и взрослых; создали фольклорные центры (Уголок ряжения, мини- музеи «Русская изба», «В гостях у Марьи-искусницы», «Город мастеров»).

        Для обеспечения трансформируемости предметно- пространственной среды старалась вносить изменения в зависимости от конкретной образовательной ситуации (на месте «Города мастеров» организовала мини- музей «Русская изба», меняла содержание альбомов для рассматривания, «Полочки русской красоты» и т.д.).

        Для обеспечения полифункциональности предметно- пространственной среды использовала одного и то же оборудование для разных педагогических целей (например, материалы из Уголка ряжения, мини- музеев, с «Полочки русской красоты» применялись в качестве предметов- заместителей во время сюжетных игр, на фольклорных праздниках).

        Для обеспечения вариативности предметно- пространственной среды я условно поделила группу на зоны активности: познавательно-речевая зона (содержит дидактический, наглядный материал для работы со сказками, пословицами, поговорками), зона социально-личностного развития (место для проведения фольклорных игр), зона художественно-эстетического развития (место для хороводов, песен, танцев).

        Чтобы образовательное пространство предметно- пространственной среды было доступным, детям был обеспечен свободный доступ к фольклорному оборудованию.

Процессуальная часть технологии

Методы формирования социального поведения:

  • упражнения в процессе фольклорных игр по правилам (например, игры «Горелки», «Панас», «Кот и мыши», направленные на формирование способности к контролю за поведением, осуществлению совместной деятельности);
  • поручения- дежурства по фольклорным центрам (поддержание порядка, выполнение обязанностей дежурных при подготовке к занятиям, проводимым в фольклорном центре), труд в природе в соответствии с календарно- обрядовыми праздниками (например, помощь на участке в сборе капусты на праздник Сергия – капустника);
  • воспитывающие ситуации - анализ произведений устного народного творчества (например, на День Ильи Муромца беседа с детьми о социально приемлемых нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности былинного героя Ильи Муромца), инсценировка (например, «Наумов день» (аналог 1 сентября в Древней Руси);

Методы формирования социального сознания:

  • объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа - для усиления эмоционального воздействия использовала пословицы, поговорки, памятные даты (например, формирование активной социальной позиции, усвоение моральных норм и ценностей, принятых в обществе в ходе беседы, посвященной дню памяти воинов Куликовской битвы на «Дмитриев день»);
  • личный пример- демонстрировала знание фольклора в повседневных ситуациях.

Методы эмоционального стимулирования:

  • поощрение, одобрение;
  • соревнование- используется на фольклорных праздниках, в играх (например, игра – соревнование «Скакули», «Пересегушки»).

Формы использования малых жанров фольклора для социально- коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

  1. Экскурсии, в том числе, виртуальные на фольклорные фестивали этнографические праздники, проводимые в Белгородской области:
  • Международный фольклорный фестиваль «Лето красное» (с. Холки Чернянского района);
  • Фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья» (с. Кострома, Прохоровский район);
  • Международный фестиваль-ярмарка славянской культуры «Белгородская слобода» (г. Белгород);
  • Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (с. Хотмыжск Борисовского района).
  1. Целевые прогулки;
  2. Фольклорные праздники;
  3. Занятия;
  4. Чтение художественной литературы (например, фольклорные сказки «Бобовое зернышко», «Заяц-хваста», «Медное, серебряное и золотое царства», «Как мужик гусей делил», «Кот, петух и лиса», «Поди туда- не знаю куда, принеся то-не знаю что») [1];
  5. Игры (в ходе реализации технологии использовались детские фольклорные игры, записанные Климовой Я.М.).

Виды детских фольклорных игр

Виды фольклорных игр

Особенности

Примеры

Для формирования поведенческого компонента

Хороводные

Припевки, словесные повторения при танцевальном прохождении

«Завивание капусты», «Селезень утку загонял», А мы просо сеяли», «Редя», «Золотые ворота», «Золотые ворота», «Коршун», «Дударь – дударище», «Две птички» [14]

Подвижные

Командная основа, наличие соревнований, имеют конкретную цель (выполнить задание)

«Дедушка Мазай», «Салки с мячом», «Овцы и волки», «Петушиный бой», «По отвагу», «Кот и мыши», «Задрать козлу бороду», «Белочка и охотник», «Иголка, нитка, узелок», «Рукопожатие», «Плетень», «Пересегушки», «Вороны и воробьи» [5]

Для формирования поведенческого, когнитивного компонента

Интеллектуальные

Задания угадать, продолжить, сосчитать

«Не моргни», «Замри», «Прялица»

Для формирования мотивационно - эмоционального компонента

Забавы

Форма развлечений, потехи

«Стенка на стенку» «Золотые ворота», «Чья тройка лучше», «Катание яиц» [17]

7. Выставки

Использование малых жанров фольклора на выставках

Название выставки

Фольклорное содержание

Для формирования когнитивного компонента

Выставка поделок из природного материала «Осеница – царица»

Загадки

Выставка рисунков «Спиридон-солнцеворот» [11]

Заклички солнца

Выставка фотографий (с использованием ИКТ) «Масленица в нашем доме»

Пословицы, поговорки («Не житьё-бытьё, а Масленица», «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост»)

Для формирования мотивационно – эмоционального компонента

Выставка поделок «Рождественский сочельник»

Колядки

Для формирования поведенческого компонента

Выставка поделок «Вербная ярмарка»

Подвижные игры с использованием палочек, веточек («Малечина-калечина»)

Выставка аппликаций «Светлая Пасха»

Песни с движением «Мы весняночку поем»

Диагностика результативности педагогической технологии

Для осуществления рефлексии эффективности педагогической технологии была проведена педагогическая диагностика, основанная на структуре социально-коммуникативного развития, описанной выше.

Мониторинг результативности технологии проводился один раз в год в течение трех лет с целью выявления динамики социально-коммуникативного развитию детей среднего дошкольного возраста.

Результаты исследования сформированности компонентов социально- коммуникативного развития

Компоненты,

уровень

1-ый диагностический срез

2-ый диагностический срез

3-ый диагностический срез

Когнитивный компонент

Высокий уровень

5 детей (23%).

7 детей (32%)

12 детей (55%)

Средний уровень

 9 детей (41%)

11 детей (50%)

8 детей (36%)

Низкий уровень

 8 детей (36%)

 4 ребенка (18%)

2 детей (9%)

Мотивационный компонент

Высокий уровень

1 ребенок (5%)

3 ребенка (14%).

5 детей (23%)

Средний уровень

8 детей (36%)

9 детей (41%)

13 детей (59%)

Низкий уровень

 13 детей (59%)

10 детей (45%)

4 детей (18%)

Деятельностно - практический компонент

Высокий уровень

1 ребенок (5%).

3 ребенка (14%)

5 детей (23%)

Средний уровень

9 детей (41%)

11 детей (50%)

12 детей (54%)

Низкий уровень

12 детей (54%)

8 детей (36%)

5 детей (23%),

Среднее значение

Высокий уровень

2 ребенка (9%)

4 ребенка (18%)

7 детей (32%)

Средний уровень

9 детей (41%)

11 детей (50%)

11 детей (50%)

Низкий уровень

11 детей (50%)

7 детей (32%)

4 ребенка (18%)

1-ый диагностический срез показал, что преобладает низкий уровень социально-коммуникативного развития. 2-ой и 3-ий диагностические срезы показали, что повысилось количество детей с высоким и средним уровнями социально-коммуникативного развития, уменьшилось количество детей с низким уровнем. Преобладает средний уровень социально-коммуникативного развития.

Результаты исследования

Представленные результаты педагогической диагностики свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Таким образом, результативность педагогической технологии доказывает эффективность использования малых жанров фольклора для социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Новизна технологии заключается в рационализации и усовершенствовании отдельных сторон педагогического воздействия на социально- коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора. Практическая значимость - в разработке средств педагогического воздействия на формирование компонентов социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Представленные материалы могут применяться педагогами ДОУ при использовании фольклора для социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.


Библиографический список

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЭлизеТрэйдинг, 2004 – 112 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 
  3. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 362 с.
  4. Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.–М: Росмэн, 2016. – 984 с.
  5. Игровой фольклор. Белгородский государственный центр народного творчества http://bgcnt.ru/cultural-heritage/90.html
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста/ Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2015.– 144 с.
  7. Климова Я.М. Праздники и обряды Белгородчины.–Белгород: Белгородская областная типография, 2007. – 108 с.
  8. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.– М.: АРКТИ, 2005.–258 с.
  9. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.–М.: Ленанд, 2011.–320 с.
  10. Концепция развития образования РФ до 2020 г. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
  11. Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество (Исторические традиции и современные эстетические проблемы). - М.: Сфера, 1995.– 128 с.
  12. Кутьина Н.Б. Программа Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.– 208 с.
  13. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры – М.: ЦГЛ, 2015.– 128 с.
  14. Мищенко Е. А. Народные игры с припевками: репертуарный сборник. –Белгород: издание БГЦНТ, 2003. – 21 с.
  15. Народная художественная культура Белгородчины /под ред. Жирова М. С. –Белгород: Облтипография, 2000. – 266 с.
  16. Народные традиции Грайворонского района. Методическое пособие для работников культуры и преподавателей школ/ сост. Алиханова Е.В.– Белгород, 1998.– 270 с.
  17. Науменко Т.М. Фольклорная азбука.– М.: Сфера, 2016. – 136 с.
  18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 325 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Интегрированное занятие по развитию речи детейсреднего дошкольного возраста с использованиеммалых форм фольклора...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном...

Тема: «Развитие навыков социально-коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Презентация из опыта работы "Развитие навыкрв социально - коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста чепез театрализованную деятельность"....