Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"
статья (средняя группа) на тему

 «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материалы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sheshko_o._a.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МАДОУ ЦРР № 17 центра развития ребенка  

Шешко Оксана Александровна

Приоритетное направление: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

 «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы, поскольку Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «социально-коммуникативное развитие» детей является важным структурным элементом Программы, так как направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей.

Целью программы является формирование социально-коммуникативных навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения.

Задачи воспитателя при работе в данном направлении:

Формирование коммуникативных навыков:

  • Заложить умение начать, поддержать,   завершить   диалог,   беседу;   умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
  • Обучить умению вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;    умение    использовать    при    разговоре    жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

Формирование социальных навыков:

  • Обучить умению выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
  • Обучить умению регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации

Для достижения поставленных целей и задач необходимо:

1. В процесс непосредственно-образовательной деятельности включать упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости детей.  

Мною подготовлена и используется в работе картотека «Упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям, для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения», сборник регулярно пополняется.

Например, упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность  в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

2. Для налаживания диалогического общения используйте настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото,  домино, игры с правилами.

3. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном  они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

4. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Примеры Сюжетно-ролевых игр приведены в рекомендациях для педагогов, такие игры, как:

«Автобус», «Теремок», «Больница», «Дочки-матери» (на фото).

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность  среднего дошкольного возраста.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей  поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

5. Именно поэтому так важно, какой пример взаимоотношений дети видят в семье.

С целью установления контакта с родителями и формирования единого подхода к развитию детей мною разработаны консультации для родителей по развитию социально- коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, темы консультаций:

  • «Социальный мир и окружающие взрослые»
  • «Значимость взрослого»
  • «Психология игры»
  • «Игра и нравственное развитие ребенка»
  • «Общение ребенка со сверстниками»
  • «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки».

6. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития диалога, дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

В заключении мне хотелось бы подвести несколько итогов:

  • Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
  • Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
  • Проделанная работа даёт положительные результаты: в процессе участия в играх и выполнении заданий дети стали более открытыми, заинтересованными в общении друг с другом, появилось умение и желание строить партнёрские, дружеские отношения. На смену индивидуализму пришла работа в команде

Главные задачи  социально-коммуникативного развития  - научить детей:

  • Легко входить в контакт со сверстниками и взрослыми,
  • Общаться в различных ситуациях, вести конструктивный диалог;
  • Успешно взаимодействовать с партнерами, распределять роли и следовать им;
  • Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
  • Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • Соотносить свои желания и стремления с интересами других людей;
  • Отстаивать своё мнение

Это поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям общественной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

При подготовке статьи были использованы материалы следующих авторов:

  1. Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 30 - 32.
  2. Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
  3. Галигузова, П.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
  4. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-С. 21-28.
  5. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 23 с.

Все перечисленные в статье материалы и наработки  вы сможете найти в моём портфолио по адресу: http://nsportal.ru/sheshko-oksana-aleksandrovna