«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnoe.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «социально-коммуникативное развитие» детей является важным структурным элементом Программы, так как направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей.

Целью программы является формирование социально-коммуникативных навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения.

Задачи воспитателя при работе в данном направлении:

Формирование коммуникативных навыков:

Заложить умение начать, поддержать,   завершить   диалог,   беседу;   умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)

Обучить умению вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;    умение    использовать    при    разговоре    жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

Формирование социальных навыков:

Обучить умению выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);

Обучить умению регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации

Для достижения поставленных целей и задач необходимо:

1. В процесс непосредственно-образовательной деятельности включать упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости детей.  

Мною подготовлена и используется в работе картотека «Упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям, для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения», сборник регулярно пополняется.

Например, упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность  в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

2. Для налаживания диалогического общения используйте настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото,  домино, игры с правилами.

3. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном  они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

4. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Примеры Сюжетно-ролевых игр приведены в рекомендациях для педагогов, такие игры, как:

«Автобус», «Теремок», «Больница», «Дочки-матери» (на фото).

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность  среднего дошкольного возраста.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей  поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

5. Именно поэтому так важно, какой пример взаимоотношений дети видят в семье.

С целью установления контакта с родителями и формирования единого подхода к развитию детей мною разработаны консультации для родителей по развитию социально- коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, темы консультаций:

«Социальный мир и окружающие взрослые»

«Значимость взрослого»

«Психология игры»

«Игра и нравственное развитие ребенка»

«Общение ребенка со сверстниками»

«Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки».

6. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое

средство развития диалога, дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

В заключении мне хотелось бы подвести несколько итогов:

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Проделанная работа даёт положительные результаты: в процессе участия в играх и выполнении заданий дети стали более открытыми, заинтересованными в общении друг с другом, появилось умение и желание строить партнёрские, дружеские отношения. На смену индивидуализму пришла работа в команде

Главные задачи  социально-коммуникативного развития  - научить детей:

Легко входить в контакт со сверстниками и взрослыми,

Общаться в различных ситуациях, вести конструктивный диалог;

Успешно взаимодействовать с партнерами, распределять роли и следовать им;

Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;

Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Соотносить свои желания и стремления с интересами других людей;

Отстаивать своё мнение

Это поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям общественной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализовываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Развитие певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста на занятиях музыки в детском саду

Ведущим направлением музыкального воспитания считается пение, как наиболее доступная для детей форма музыкальной деятельности.В процессе пения развивается детский организм, а также решаются воспитател...

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста на второе полугодие 20-- /20-- учебного года в разновозрастной группе (4-5, 5-6) «Малинка»

Данный план может стать основой для составления своего плана на конкретную группу. В плане представлены основные педагогические приёмы по развитию коммуникативной компетенции у детей средней группы а ...

Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополу...

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность      Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...