Развитие певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста на занятиях музыки в детском саду
учебно-методический материал по музыке

Вирюкина Любовь Павловна

Ведущим направлением музыкального воспитания считается пение, как наиболее доступная для детей форма музыкальной деятельности.

В процессе пения развивается детский организм, а также решаются воспитательные задачи, связанные с личностью ребёнка.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат певческие навыки. Формирование правильных приемов певческой деятельности и доведение их до автоматизма является первостепенной задачей обучения пению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.docx39.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №61

 «Золотая рыбка»

 «Развитие певческих навыков у детей

 среднего дошкольного возраста

на занятиях музыки в детском саду».

Музыкальный руководитель:

Вирюкина Любовь Павловна.

Брянск 2019

Содержание:

Введение

1. Понятие певческих навыков в психолого-педагогической литературе.

2.Психофизиологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

3. Средства формирования певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста на занятиях музыки.

Заключение

Список литературы

Введение

Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для современной молодежи.

Ведущим направлением музыкального воспитания считается пение, как наиболее доступная для детей форма музыкальной деятельности.

В процессе пения развивается детский организм, а также решаются воспитательные задачи, связанные с личностью ребёнка.

Детское пение является предметом не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствоведения, медицины.

Актуальность темы обусловлена необходимостью  более качественного обучения детей пению, так как только правильное пение, которое достигается путём развития певческих навыков, приносит пользу. Не владение певческими навыками, напротив,  при  пении неправильно, может нанести вред голосу ребёнка. Отсюда вытекает необходимость решения проблемы пения на занятиях музыки, без владения певческими навыками, путём формирования этих навыков. Комплексный, системный подход к проблеме всестороннего развития певческих навыков детей среднего дошкольного возраста требует активного поиска эффективных средств формирования певческих навыков.

1. Понятие певческих навыков в психолого-педагогической литературе.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат певческие навыки. С.И. Ожегов в словаре русского языка, даёт определение  навыкам, как умениям, созданным упражнениями, привычками.

По психологическому словарю В.П.Зинченко, навыки определяются, как  приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью.

Что касается пения, то это, согласно определению, вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства.

Итак, певческие навыки — это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта.
Певческие навыки включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка — это правильная поза во время пения

Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикций.

Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.

Итак, необходимым условием формирования певческих навыков является «певческая установка». Здесь имеется ввиду комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию.

Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Правильным положением корпуса считается прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно. Не следует класть ногу на ногу при положении сидя, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука, а также оно служит важным резонатором.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Большое внимание уделяется тому, чтобы певческое дыхание было  естественным, глубоким и ровным. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции, а правильному формированию певческого звука способствует манера произношения слов – дикция.

Все пение протекает исключительно на гласных звуках, то есть на протяженных звуках.

Гласные должны звучать выровнено и одинаково. Смена гласных должна производиться плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемнено и ровно.

Гласные являются основой пения и должны тянуться как можно дольше. Инструментом четкой дикции является, так называемый артикуляционный аппарат (нижняя челюсть, зубы, губы, небо, язык).

При пении в группе или хором необходимо, также работать над ансамблем. Ансамбль это совместное и согласованное исполнение произведения.

Работа над певческими навыками представляет основу выразительного исполнения произведений. Эта работа требует определенных знаний, умений и навыков.

Формирование правильных приемов певческой деятельности и доведение их до автоматизма является первостепенной задачей обучения пению.

2. Психофизиологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

Детский голос находится в постоянном развитии, изменении, в зависимости от роста организма ребенка.

Многолетний опыт показывает, что пение в детском возрасте очень полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов

Детскому организму противопоказано громкое пение, так как голосовая мышца еще не сформирована.

У ребенка в 5-6 летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых, грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, еще в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остается небольшая щель во всю их длину        

У необученных детей чаще всего отсутствует разграничение между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное певческое воспитание.

Рабочий диапазон детей 5-6 лет сравнительно невелик и колеблется между ре1и ре2. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории

Что касается психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, то в этом возрасте в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Усложняется конструирование, постройки могут включать 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, дети запоминают до 7-8 названий предметов. В этом возрасте начинает складываться произвольное запоминание, начинает развиваться образное мышление, продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания.

 В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, в группах начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность, соревновательность.

Основные достижения среднего дошкольного возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, позитивной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

3. Средства формирования певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста на занятиях музыки.

Музыкально-эстетическое образование в детском саду нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех ее дарований и на формирование системы дальнейшего духовного самораскрытия.

Основными видами музыкальной деятельности на занятиях музыки являются:

1. Слушание, восприятие музыки. Слушание музыки - ознакомление детей с доступной им музыкой  известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, ее выразительных средствах и музыкантах. Восприятие музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.                                

2. Разучивание, исполнение музыкального произведения – пение, формирование певческих навыков.

3. Музыкально-ритмические движения, или движения под музыку. Этот вид деятельности представляет собой восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении.

4. Игра на детских музыкальных инструментах. Основная направленность этого вида музыкальной деятельности в общеобразовательной школе выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах (по указанию учителя) мелодию произведения, "играть" выразительно, в соответствии с настроением музыки. Отличительной особенностью этого занятия является то, что оно приемлемо для всех детей без исключения.

5. Импровизация и драматизация детских песен. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений.

Занятие  музыки является одной из основных форм приобщения детей к миру искусства.

На музыкальных занятиях в группах дошкольного возраста мы придерживаемся следующего построения занятий:

1. Приветствие. Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить.

2. Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.

3. Развитие чувства ритма, музицирование. Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух.

4. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуко-высотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-е - мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу-гем - мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

5. Слушание музыки. Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений.

6. Распевание, пение. Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые несенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

7. Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей - это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

Заключение

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат певческие навыки.

Певческие навыки включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Многолетний опыт показывает, что пение в детском возрасте очень полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Методические принципы работы с детьми.

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.

• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем.

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Когда группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Список литературы

  1. Бочкарев Л.Л.. Психология музыкальной деятельности. -  М.; Классика; 2008г.
  2. Вайкль Б.О.. О пении и прочем умении / Вайкль. Б.О.. – М.; Аграф; 2002г.
  3.  Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981
  4. Далецкий О.В.. Обучение пению / Далецкий О.В.. – М.; Махаон; 2003г.
  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. С – П., 1997
    5. М.Ю.Картушина Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. 2010
  6. Кабалевский Д.Б.. Как рассказывать детям о музыке? – М.; Просвещение; 2005г.
  7. Малинина Е.М.. Вокальное воспитание детей / Малинина Е.М.. – Л.; Музыка; 1967г.
  8. Мухина B.С.. Возрастная психология. Феноменология развития. / Мухина B.С. Изд. 10-е, перераб. и доп. - М.; Академия; 2006г.
  9. Орлова Т.М. Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет) – М., 1987
  10. Радынова О.П. Методика музыкального воспитания дошкольников» - М., 1994
  11. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности - С – П., 1999
  12. Стулова Г.П.. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -  М.; Прометей; 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...