Доклад на РМО на тему "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей разного дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр"
материал

Доклад на районном мероприятии с участием музыкальных руководителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_-_itog.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд     №1    

Слайд №2

Слайд №3  

Слайд4

Слайд5

Слад6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

     

Слайд 12,13

Слайд14

Слайд15

Слайд16

Слайд17

Слайд18

Слайд 19

Слайд20

Слайд21

               

Слайды22,23,24,25,26   27,28

   

Сл

сл

Здравствуйте уважаемые коллеги тема моего доклада...»Развитие социально-коммуникативных навыков у детей разного дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр»

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование  у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Игра  является одной из основных форм организации  процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Поэтому приобрести социальный опыт помогает детям сюжетно – ролевая игра.

 Ученые , которые занимаются проблемами сюжетно-ролевых игр считают, ее –  высшей формой развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, берут на себя трудовые или социальные функции взрослых  и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В раннем возрасте , сюжетно-ролевая игра  носит предметно-манипулятивный характер.

Например воспитатель приносит в группу куклу и вначале «кормит», «укладывает спать» сама, комментируя  при этом свои действия, а затем привлекает к этому действию детей, прося сделать это с кошечкой, собачкой, может  предложить ряд последовательных действий- накормить, одеть, погулять и т. д. То есть вначале предлагаются разрозненные игровые задачи, а затем ставятся взаимосвязанные. На данном этапе  повторяются одни и те же знакомые события.

Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. При  условии  сформированности  сюжетно – отобразительной игры это происходит естественным образом примерно к трем годам , но в зависимости от индивидуальных особенностей кто – то из детей готов к принятию роли раньше, а кто – то позднее. Поэтому нельзя четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно – ролевой игре

В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.

В этом возрасте часто еще требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры

У  детей в возрасте от 5до 7 лет у  хорошо развита сюжетно – ролевая игра, дети умеют самостоятельно подбирать атрибуты, продумывать сюжет игры, у них хорошо развито воображение, они умеют включать в свою игру различные  сюжеты. Но остается проблемой нехватка знаний о новых современных  профессиях, таких как менеджеры, банковские служащие, туристические операторы и прочие.

Так как я работаю  в средней группе, ХОТЕЛОСЬ БЫ  КОНКРЕТНО ОСТАНОВИТЬСЯ на этом возрасте.

Передо мной стояла  задача  – создать дружный организованный коллектив детей ,научить их играть.

В средней группе игры детей становятся более

разнообразными, они сознательно предпочитают играть с другими ребятами, а не со взрослыми или в одиночку. В таких играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчинятся правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнёрами, распределять роли, создавать игровую ситуацию.  

Развитие речи, запас знаний воспитанников об окружающем мире, позволяют нам, формировать у них более сложные умения в сюжетно-ролевых играх.. Полноценного развития игра детей достигается лишь тогда, когда мы систематически и целенаправленно формируем эту деятельность, отрабатывая все её основные компоненты.

Так при организации сюжетно – ролевой игры, мы выделяем для ребят, на фоне целостного сюжета и содержания, способы ролевого взаимодействия, помогаем определить последовательность действий, раскрываем смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогаем оценивать достижения сверстников. При этом нам помогают технологические карты, о которых , я хочу рассказать .Карты делятся на два вида для педагогов и детей .Здесь представлена технологическая  карты для игры "транспорт" .Где подробно описан весь ход игры. ( Предварительная работа, сюжетная линия, задачи, атрибуты), в любой момент можно взять  и опираясь на нее  пошагово обыграть ее. При необходимости карту можно дополнить, в зависимости от возраста.

Детская . Вопрос залу? Какие трудности мы испытываем при организации сюжетно-ролевой игры?

(Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.) 

Конечно и я сталкивалась с такими же проблемами.
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры.Поэтому
я в своей практике начала  использовать  технологические карты сюжетно-ролевой игры. Что такое технологическая карта? 
Ответы участников, например,( это схема игры, поэтапное описание игры
Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.

Мы вместе с детьми составили универсальную технологическую карту, пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры.  Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
(1- позовем гостей,2 -распределение ролей, 3-выбрать необходимые атрибуты для данной игры,4- дети играют,4-убираем за собой игрушки)На основе универсальной , мы составили детскую для сюжетно- ролевой игры"парикмахерская"
 Прежде чем нарисовать карту я  провела беседу. Кто из  детей ходил в парикмахерскую, кто там  работает? Какими инструментами пользуется парикмахер?

Обговорили ход игры и нарисовали последовательно от начала до конца. Дети обговаривали свои действия.( вот они идут в парикмахерскую, дети нарисовали себя, здание парикмахерской, парикмахера, сели на стул, парикмахер стрижет, или делает прическу  , внизу, что нужно для работы, и выходят из парикмахерской ).

Зачем мы её составляем? Она помогает  детям как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих .Используя ролевые возможности участника игры, мы побуждаем детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки.

Также одной из первостепенных задач ,является ,обновление, пополнение в группе развивающей  среды, игровых центров. Постарались максимально создать условия для успешной реализации игровых замыслов детей. Таким как  "Парикмахерская","Транспорт""Магазин","Больница", "Столовая,"Почта"","Автобус".Атрибуты, костюмы к ним сделанные , сшиты мною.

Таким образом, чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал социально -коммуникативными умениями, необходимо, чтобы он как можно чаще вступал в контакт со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...