Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Менщикова Марина Александровна

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности"

Мир состоит из разных людей, – разных по национальности, религии, образованности, характеру. Но всем нам суждено жить на одной планете, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга. Общество составляет свое мнение о каждом из нас по нашим поступкам, манерам поведения, образу жизни и даже по нашим друзьям.

Каждый человек должен научиться общаться с миром, в котором он живет. Прежде всего, надо сердцем понять, что такое чуткость, деликатность, корректность, благородство души, честь, совесть. Необходимо научиться любить всех и все, что нас окружает. Отсутствие в человеке должного воспитания приводит к конфликтам и с обществом, и с самим собой. Начало всему воспитание в детстве. Маленький человек учится правилам поведения у всех: родителей, воспитателей, сверстников. Окружающие взрослые не только условие, но и главный источник, двигатель психического развития. Научиться говорить, пользоваться предметами, понимать различные явления, думать, чувствовать, рассуждать, все это он сможет освоить только с другими людьми и только через общение с ними.

Не маловажную роль в социально-коммуникативной компетентности ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Произведения художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.

Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом, и потребностями развивающейся личности.

Такие особенности жизни и психики детей – дошкольников обусловливают наивное, непосредственное отношение к художественной литературе и стремление немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях.  

Дети стремятся восхитившие их поступки героя воспроизводить в своей жизни и избегать поступков персонажей им не понравившихся. При этом, поскольку они еще мало способны к обобщению, они могут воспроизводить в своей жизни поступки героев только в том случае, когда в их жизни имеется такая же ситуация и можно повторить поступок героя в той же самой форме. Если же такой подходящей ситуации в их жизни нет, и прямо поступок героев не может быть ими воспроизведен, тогда они стремятся осуществить его в игре.

Игра – основной, наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В играх ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования

Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Воспитатель: Менщикова Марина Александровна

Мир состоит из разных людей, – разных по национальности, религии, образованности, характеру. Но всем нам суждено жить на одной планете, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга. Общество составляет свое мнение о каждом из нас по нашим поступкам, манерам поведения, образу жизни и даже по нашим друзьям.

Каждый человек должен научиться общаться с миром, в котором он живет. Прежде всего, надо сердцем понять, что такое чуткость, деликатность, корректность, благородство души, честь, совесть. Необходимо научиться любить всех и все, что нас окружает. Отсутствие в человеке должного воспитания приводит к конфликтам и с обществом, и с самим собой. Начало всему воспитание в детстве. Маленький человек учится правилам поведения у всех: родителей, воспитателей, сверстников. Окружающие взрослые не только условие, но и главный источник, двигатель психического развития. Научиться говорить, пользоваться предметами, понимать различные явления, думать, чувствовать, рассуждать, все это он сможет освоить только с другими людьми и только через общение с ними.

Не маловажную роль в социально-коммуникативной компетентности ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Произведения художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.

Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом, и потребностями развивающейся личности.

Такие особенности жизни и психики детей – дошкольников обусловливают наивное, непосредственное отношение к художественной литературе и стремление немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях.  

Дети стремятся восхитившие их поступки героя воспроизводить в своей жизни и избегать поступков персонажей им не понравившихся. При этом, поскольку они еще мало способны к обобщению, они могут воспроизводить в своей жизни поступки героев только в том случае, когда в их жизни имеется такая же ситуация и можно повторить поступок героя в той же самой форме. Если же такой подходящей ситуации в их жизни нет, и прямо поступок героев не может быть ими воспроизведен, тогда они стремятся осуществить его в игре.

Игра – основной, наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В играх ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Поэтому целью моей работы является: знакомство с художественной литературой, как средством социально – коммуникативного развития, создание игровых ситуаций, стимулирующих активность детей, побуждающих их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Исходя из цели, мною были выдвинуты следующие задачи:

  • повысить адаптационные возможности детей к окружающей среде: выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить уверенность в себе;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков в общении «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;
  • развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
  • развивать инициативу, творческие способности, умение передавать разные эмоциональные состояния в имитационно образных, театрализованных играх, развивать диалогическое общение;
  • пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, героев произведений, животных и желание помочь, пожалеть, утешить.
  • воспитывать доброжелательность, взаимоподдержку, взаимопомощь, чувство коллективизма, стремление радовать старших хорошими поступками.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми второй младшей группы по теме самообразования «Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

через художественную литературу и различные виды игровой деятельности»

Календарные сроки

Форма и тема совместной деятельности

Программное содержание

Сентябрь

1. Чтение потешек, песенок

Сорока, сорока…».

Кисонька – мурысенька.

Идет лисичка по мосту.

Заучивание потешек

«Петушок, петушок», «Как у нашего кота».

2. Знакомство с русскими народными сказками

«Колобок», обработка К. Ушинского.

«Теремок», обработка Е. Чарушина.

3. Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием иллюстраций.

4. Рассказывание сказки «Репка» с использованием театра на магнитной основе».

5. Моделирование русской народной сказки «Репка».

6. Знакомство с рассказами

Чтение рассказов К. Ушинский

«Петушок с семьей», «Васька», «Лиса Патрикеевна».

7. НОД «Проза Константина Ушинского».

8. Упражнение «Скороболтушка».

Испугались лягушонка,

Еж с ежихой и ежонком.

9. Пальчиковая игра «Веселые ежата».

10. Разучивание готового литературного диалога «Ежик пыхтун».

11. Дидактическая игра «Свой грибочек ты найди, а чужой не бери».

12. Дидактическая игра «Песенка про ежа».

13. Подвижная игра «Ежик».

14. Игра с мячом «Кто как разговаривает? »

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Познакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм: песенки, потешки. Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность, ритмичность малых форм фольклора. Побуждать детей интонационно воспроизводить выразительность отдельных фраз потешек и песенок. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

Познакомить детей с устным народным творчеством последовательных сказок, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест, песенок.

Формировать умение воспринимать текст сказки, рассказываемый воспитателем. Способствовать формированию умения воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации, театр на магнитной основе. Развивать все формы устной речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Познакомить детей с новым литературным жанром – прозой (рассказом). Формировать у дошкольников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспринимать литературный текст и его содержание. Побуждать называть игрушки, их качества (цвет, форму, величину), отвечать на вопросы воспитателя. Закреплять правильное и четкое произношение мягких и твердых согласных звуков в словах и фразах. Воспитывать любовь к животным.

Познакомить детей с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. Формировать у детей целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивать у детей память, речь, силу голоса, высоту и длительность звучания, интонационную выразительность.

Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию, память, интонационную выразительность речи, творческое воображение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Развивать пространственную ориентировку, наблюдательность, зрительную память. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивать память, речь, умение звукоподражать животным, творческие способности.

Развивать двигательную активность детей, умение соотносить текст с движениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры.

Побуждать детей поддерживать речевое и игровое взаимодействие со взрослым. Расширять словарный запас. Развивать быстроту реакции. Воспитывать интерес к игровой деятельности.

Октябрь

1. Чтение потешек, песенок

«Купите лук…», шотландская песенка в переводе И. Токмаковой.

«Тень – тень – потетень».

«Еду – еду, к бабе, к деду».

«Мыши водят хоровод».

Заучивание потешек

«Огуречик, огуречик».

«На улице три курицы».

2. Знакомство с народными сказками

Итальянская народная сказка «Ленивая Бручолина».

Шотландская сказка «Крошка – Малышка».

3. Пересказ русской народной сказки «Колобок» с использованием иллюстраций.

4. Моделирование русской народной сказки «Колобок».

5. Знакомство с рассказами

Рассказ Л. Толстого «Спала кошка».

Рассказ О. Альфаро «Козлик – герой».

Рассказ Д. Биссета «Лягушка в зеркале».

6. Чтение и инсценирование произведения К.И. Чуковского «Муха – цокотуха».

7. Беседа «Не только в детском саду».

8. НОД «Найдем себе друзей!»

9. Развлечение «Дрема в гостях у детей».

10. Стихи руками «Ласковые ручки».

11. Разучивание готового литературного диалога «».

12. Действия с предметами и игрушками «Петрушкины игрушки».

13. Игра парами «Угадай на ощупь».

14. Подвижная игра «Дети по лесу гуляли».

Показать ритмическое звучание, напевность и мелодичность песенок, потешек, помочь детям понять содержание. Развивать желание повторять и использовать песенки и потешки самостоятельно в повседневной жизни.

Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, понимать сюжет и содержание, выделять героев сказки, определять их поступки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Помогать детям эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании. Учить детей точно отвечать на вопросы воспитателя. Формировать умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации, инсценирование. Развивать творческую инициативу, интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать нравственные качества.

Формировать умение внимательно слушать поэтическое произведение. Привлекать детей в беседу по содержанию произведения, к рассказыванию отрывков произведения с опорой на иллюстрации. Воспитывать умение сопереживать героям произведения.

Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу о ближних, эстетические норы поведения, опираясь на литературные примеры в произведениях русских и зарубежных писателей. Развивать навык культурного общения и поведения в общественных местах. Воспитывать взаимовыручку, партнерские отношения, уважение к старшим.

Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое содержание рассказа и пословиц. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Познакомить детей со смысловым значением содержания потешек и песенок. Побуждать детей соблюдать интонационную выразительность во время чтения малых форм фольклора. Развивать активный словарь, упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным

Развивать память, речь, умение согласовывать визуальное, аудиальное восприятие с моторными действиями.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым, использовать формулы вежливости (приветствие, прощание, благодарность). Составлять небольшие рассказы – описания. Активизировать слова. Обозначающие части тела, детали предметов. Обобщать обобщающие наименования «игрушки», «животные».

Обучать диалогическому общению: ориентироваться на высказывания партнера, выслушивать его высказывания, соблюдать очередность ходов. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Побуждать детей вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Разыгрывать ролевые диалоги. Развивать двигательную и речевую активность, побуждать соотносить слова и выразительные движения.

Ноябрь

1. Знакомство со сказками разных народов.

Эскимосская народная сказка «Как лисичка бычка обидела».

Узбекская народная сказка «Упрямые козы».

Удмуртская народная сказка Мышь и воробей».

Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева «Два жадных медвежонка.

2. Заучивание наизусть

В. Берестов «Петушки».

Н. Саконская «Где мой пальчик?»

3. Пересказ русской народной сказки «Теремок» с использованием иллюстраций.

4. Рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра».

5. Моделирование русской народной сказки «Теремок».

6. Знакомство с рассказами

В. Бианки «Лис и Мышонок».

Г. Балл «Желтячок».

Т. Александрова «Медвежонок Бурик».

7. НОД «Волшебный сундучок кота Мурлыки!»

8. Речедвигательная гимнастика «Мишка и шарик».

9. Упражнения «Рисуем шарики для мишки», «Скатай шарики».

10. Подвижные игры «Как под горкой снег, снег», «Мишка косолапый».

11. Упражнение «Скороболтушка».

Зайка с мышкою дружил.

Ее в гости пригласил

И морковкой угостил.

Т. Трясорукова

12. Физкультурная минутка «Зайчишки на зарядке».

13. Разучивание готовых литературных диалогов «Зайчик и лиса», «Мишкин сон».

14. Дидактическая игра «Зайка и зеркальце».

15. Релаксационное упражнение под музыку «Мы зайчишек позовём и немного отдохнем».

16. Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

17. Настольный театр «Знакомство с костюмом куклы Маши».

Продолжать знакомить детей со сказками разных народов; обратить внимание на выразительные средства языка сказок. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять и объяснять их поступки, поведение.

Развивать память, речь. Воспитывать интерес к стихотворному жанру.

Формировать умение воспринимать текст сказки, рассказываемый воспитателем; формировать умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации, настольный театр. Развивать все формы устной речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Познакомить детей с рассказами о животных русских и зарубежных писателей. Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу. Воспитывать заботливое, дружеское отношение к животным.

Продолжать знакомить детей с рассказом. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Дать основы общения людей и животных. Учить детей подражать голосам животных. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, творческие способности. Воспитывать желание оказывать помощь другим.

Развивать слуховое внимание, умение концентрироваться на стихотворных образах. Развивать память, умение говорить в быстром темпе.

Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту. Воспитывать интерес к подвижным играм, дружеские отношения друг к другу.

Развивать слуховое внимание, умение концентрироваться на стихотворных образах. Развивать память, умение говорить в быстром темпе.

Развивать двигательную активность детей, координацию движений. Снижать эмоциональное и телесное напряжение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Развивать слуховое внимание, умение концентрироваться на стихотворных образах. Развивать двигательную координацию, творческие способности детей.

Формировать умение отдыхать всем вместе, снимать эмоциональное и телесное напряжение.

Развивать двигательную активность детей, умение соотносить текст игры с движениями. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Познакомить детей с русским народным костюмом. Воспитывать любовь к Родине.

Декабрь

1. Знакомство с рассказами.

Л. Воронкова «Снег идет», «Маша – растеряша».

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

3. Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с украинской народной сказкой «Коза – дереза».

4. Пересказ русской народной сказки «Снегурушка и лиса» с использованием иллюстраций.

7. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме

О Высотская «Холодно», «Елочка», «На санках»

З. Александрова «В рукавичках».

Э. Мошковская «Капризы».

Е. Ильина «Наша елка».

К. Чуковский «Елка».

8. НОД «В гостях у Снегурочки».

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

10. Упражнение «Скороболтушка».

Скоро, скоро у ворот

Мы увидим Новый год.

11. Пальчиковая игра «Пальчики сейчас попляшут».

12. Разучивание готового литературного диалога «Вьюга песенки поет».

13. Этюды «Дует ветер», «Вьюга».

14. Дидактическая игра «Снежный колобок».

16. Действия с игрушками «Бей, барабан!»

Продолжать знакомить детей с жанром рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа. Развивать интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать у детей нравственные качества характера.

Продолжать знакомить детей с народными сказками; обратить внимание на повторяемость сюжета в сказках. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение. Учить детей соотносить название сказки с ее содержанием. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; формировать умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации, выражать свои впечатления в совах, мимике, жестах. Формировать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Познакомить детей с произведениями русских поэтов о зиме. Показать детям красоту русской природы через восприятие поэтического текста, умение понимать соединение рифмы и содержание литературного текста. Воспитывать любовь к природе.

Продолжать знакомить детей с произведениями о зиме. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Развивать интонационную выразительность, передавать в речи радость, торжество. Воспитывать интерес к художественной литературе, к народным традициям.

Формировать связную речь детей. Учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя наводящие вопросы воспитателя. Закрепить в активном словаре названия предметов по теме «Игрушки», их качества и свойства. Развивать произвольную память и словарный запас детей.

Развивать слуховое внимание, умение концентрироваться на стихотворных образах. Развивать память, умение говорить в быстром темпе.

Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию, память, интонационную выразительность речи, творческое воображение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Учить детей понимать и оценивать природные явления. Учить детей передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях.

Формировать умение играть всем вместе. Развивать речь, память, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время игры.

Отрабатывать умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом игры. Воспитывать желание играть всем вместе.

Январь

1. Знакомство с произведениями русских поэтов.

А.С. Пушкин «Свет наш, солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», А. Кольцов «Дуют ветры…», С. Городецкий «Колыбельная ветровая», А. Майков «Колыбельная песня», М.Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

2. Знакомство со сказками разных народов.

Сербская сказка «Почему у месяца платья нет?»

Словацкая сказка (пер. С. Могилевской и Л. Зориной) «У солнышка в гостях».

Знакомство с украинской народной сказкой

«Рукавичка», обработка Е. Благининой.

3. Пересказ коротких рассказов Л. Н. Толстого.

Л.Н. Толстой «Таня знала буквы».

Л.Н. Толстой «Был у Пети и Миши Конь».

4. Чтение и инсценирование произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

5. НОД «Литературная викторина кота Мурлыки».

6. Развлечение «Волшебный сундучок бабушки Арины».

7. Упражнение «Скороболтушка».

«Киска, кисонька, кисуля, -

Позвала котенка Уля. –

Поиграй, дружок, со мной!»

И погладила рукой.

Т. Трясорукова

8. Пальчиковая игра «Котятки».

9. Разучивание и инсценирование готовых литературных диалогов «Котик, котик, где ты был?», «Кисонька – мурысенька».

10. Дидактическая игра «Котенок потерялся».

112. Упражнение «Фотограф».

12. Этюды «Кот и сметана», «Ласковая кошечка», «Сердитая кошечка».

13. Подвижные игры «Кот Васька». «Воробышки и кот».

14. Действия с предметами, игрушками «Оркестр».

Познакомить детей с поэтическим наследием А.С. Пушкина, А. Кольцова. М.Ю. Лермонтова и другими поэтами. Помочь детям осмысленно воспринимать поэтические литературные тексты.

Продолжать знакомить детей со сказками разных народов. Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Формировать умение внимательно слушать рассказ, понимать его содержание. Побуждать детей пересказывать небольшой по объему литературный текст. Развивать интонационную выразительность речи.

Познакомить детей с произведением Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр». Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим), грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Обогатить игровой опыт детей.

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества, выявить представления детей о жанровых особенностях сказки. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Приобщать детей к наследию мировой литературы, побуждать воспринимать поэтический текст великого классика русской поэзии А.С. Пушкина. Развивать интонационную выразительность речи, осмысление сюжета литературного текста, воспитывать любовь и интерес к поэзии мировой литературы и творчеству А.С. Пушкина.

Развивать слуховое внимание, умение концентрироваться на стихотворных образах. Развивать память, умение говорить в быстром темпе.

Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию, память, интонационную выразительность речи, творческое воображение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Развивать слуховое внимание, умение концентрироваться на стихотворных образах. Развивать двигательную координацию, творческие способности детей.

Расширять представление детей об эмоциях. Формировать произвольные пантомимические движения.

Учить детей в процессе игры умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.

Развивать двигательную активность детей, умение передавать характерные движения животных, соотносить текст с движениями. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Побуждать детей поддерживать речевое и игровое взаимодействие со взрослым и сверстниками. Закрепить представления детей о разных музыкальных инструментах. Формировать умение образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время игры.

Февраль

1. Знакомство со стихотворениями С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».

2. Знакомство с народными сказками.

Русская народная сказка «Лиса и заяц» (обр. В. Даля).

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской).

Латышская народная сказка «Лиса, петух и тетерев».

Болгарская народная сказка «Храбрец – молодец».

3. Пересказ русской народной сказки «Лиса и заяц» с использованием иллюстраций.

4. Рассказывание сказки «Лиса и заяц» с использованием настольного театра.

5. Моделирование русской народной сказки «Лиса и заяц».

6. Инсценирование русской народной сказки «Лиса и заяц» с использованием вязаных шапочек, масок – наголовников.

7. Знакомство с рассказами.

Ч. Янчарский «В магазине игрушек», «Друзья», «Самокат».

Г. Балл «Новичок на прогулке».

8. НОД «Сказки о лисе».

9. Чтение и инсценирование произведения К.И. Чуковского «Краденое солнце».

10. Упражнение «Скороболтушка».

Вот идут на задних лапках

Две лисички в модных шляпках.

11. Пальчиковая игра «Две лисички, два зайчишки».

12. Инсценирование готового литературного диалога «Зайчик и лиса».

13. Дыхательная гимнастика «Шла лисичка».

14. Упражнение - рисовалка «Хитрый лис».

15. Игра – имитация «Лиса».

16. Театр игрушек «Кто такие домашние животные».

На литературном поэтическом наследии С. Яковлевича Маршака показать детям ритм стихотворной речи, побуждать детей понимать содержание поэтических текстов.

Познакомить детей с народными сказками о лисе. Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках, на отличительные черты характера лисы, ее поступков и поведение.

Формировать умение воспринимать текст сказки, рассказываемый воспитателем. Формировать умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации. Развивать все формы устной речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Продолжать вызывать интерес детей к сказкам. Учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию. Учить воспроизводить действия персонажей сказки, быть актерами во время игры, совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь героям, попавшим в беду.

Формировать умение внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать нравственные качества у дошкольников. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Формировать у детей образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие устного народного творчества. Учить детей соотносить название сказки с его содержанием и главными героями. Побуждать детей при высказывании использовать выразительные средства языка, интонацию. Активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качества. Воспитывать любовь и уважение к литературному жанру – сказке.

Формировать интерес к книгам. Следить за развитием действий, вступать в беседу по прочитанному, сопереживать героям произведения. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказки. Воспитывать умение слушать новые литературные сказки.

Развивать у детей память, речь, силу голоса, высоту и длительность звучания, интонационную выразительность.

Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию, память, интонационную выразительность речи творческое воображение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Формировать умение плавно и длительно выдыхать.

Развивать зрительное внимания, умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать творческие способности.

Учить детей координировать свою речь и движения в процессе общения.

Познакомить детей с домашними и дикими животными. Дать понять, в чём различие. Воспитывать бережное отношение к животным.

Март

1. Знакомство с народными сказками.

Мозамбикская сказка «Свинья и Коршун».

Шотландская сказка, пер. М. Колягиной – Кондратьевой «Петух и лиса».

2. Повторное чтение и пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» с использованием иллюстраций.

3. Знакомство с рассказами.

Й. Чапек (пер. с чешского Г. Лукина) «Трудный день», «В лесу».

А. Карайличев (пер. с болгарского М. Качауновой) «Маленький утенок».

Б. Поттер (пер. с английского О. Образцовой) «Ухти – Тухти».

4. Чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит».

5. НОД «Сказки о петушке».

6. Беседа «Друзья познаются в беде».

7. Упражнение «Скороболтушка».

Маму я свою люблю,

Я ей песенку спою

8. Пальчиковая игра «Помощники».

9. Организованная игра «Мама – кошка».

10. Дидактические игры «Назови ласково», «Ласковая песенка».

12. Подвижная игра «Наседка и цыплята».

13. Игра парами «Нанижем бусы».

Формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обратить внимание детей на название сказки и сюжет в русских народных и зарубежных сказках. Побуждать детей понимать и объяснять поступки, поведение, выделять положительных и отрицательных героев сказок.

Формировать умение воспринимать текст сказки, рассказываемый воспитателем, умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации. Развивать все формы устной речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Формировать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать положительные качества характера. Развивать умение оценивать свои поступки. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Пополнить литературный багаж детей сказкой К.И. Чуковского «Айболит». Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Формировать эмоциональную отзывчивость в процессе чтения произведения.

Формировать у детей эмоциональное восприятие литературного жанра – сказки, интонационную выразительность речи. Побуждать младших дошкольников активно участвовать в инсценировке и драматизации отдельных отрывков. Активизировать в своей речи прилагательные и глаголы. Воспитывать партнерские отношения, чувства уважения и взаимопомощи.

Закрепить знания детей об игрушках, животных и детях.

Развивать внимание, слуховое восприятие литературного текста, образных выражений. Учить детей высказывать свои суждения о поступках и поведении героев рассказов русских и зарубежных писателей. Воспитывать творческую активность и партнерские отношения на занятии.

Развивать у детей память, речь, силу голоса, высоту и длительность звучания, интонационную выразительность.

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Стимулировать творческие способности детей.

Формировать умение образовывать общий круг, играть всем вместе, соблюдать общий темп и ритм движений. Учить детей ориентироваться на внешний вид, голос партнеров. Развивать речевое и игровое взаимодействие.

Формировать умение подбирать уменьшительно – ласкательное имя для мамы, пробуждать в детях чувство радости. Воспитывать добрые чувства, нежность к самому родному и дорогому человеку – маме.

Развивать двигательную активность детей, умение соблюдать правила игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Учить детей использовать в речи высказывания – побуждения и отвечать на них соответствующими действиями. Обосновывать (в случае необходимости) несогласие с действиями партнера. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Апрель

1. Знакомство с русскими народными сказками.

Русская народная сказка (обр. М. Булатова) «Гуси – лебеди».

Русская народная сказка (обр. М Булатова) «Бычок – черный бочок, белые копытца».

2. Пересказ русской народной сказки «Гуси – лебеди» с использованием иллюстраций.

3. Знакомство со стихотворениями К. И. Чуковского «Слониха читает», «Ежики смеются», «Радость», «Черепаха», «Чудо – дерево».

4. Инсценирование отрывка из сказки К.И. Чуковского «Путаница».

5. Развлечение «В стране путаницы – перепутаницы».

6. НОД «Книжкин дом».

7. Упражнение «Скороболтушка».

Гуси сели на качели.

Га – га – га они запели.

8. Пальчиковая игра «Гуси и гусята».

9. Разучивание готового литературного диалога «Хозяйка и гуси».

10. Дидактическая игра «Повторялка».

11. Этюд «Гуси».

12. Подвижная игра «Гуси – гуси».

13. Игра с мячом «Подскажи словечко».

Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то — нет.

Формировать умение внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обратить внимание детей на поступки главных героев, их поведение. Побуждать детей понимать сюжет сказок, определять добро и зло. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Формировать умение воспринимать текст сказки, рассказываемый воспитателем. Формировать умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации, театр на магнитной основе. Развивать все формы устной речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Показать тематическое разнообразие лирики автора. Формировать нравственные качества и взаимоотношения детей. Учить детей понимать юмористический стихотворный текст. Воспитывать интерес к поэтическому жанру.

Продолжать знакомить детей с поэтическим наследием выдающегося детского писателя К. и. Чуковского. Побуждать детей понимать юмористический характер литературных текстов. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность, умение использовать все знакомые средства для восприятия отдельных стихотворных строк. Воспитывать любовь к литературе.

Побуждать детей воспроизводить короткие рассказы близко к тексту. Развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность. Воспитывать трудолюбие, желание слушать и самостоятельно пересказывать литературные тексты.

Развивать у детей память, речь, силу голоса, высоту и длительность звучания, интонационную выразительность.

Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию, память, интонационную выразительность речи, творческое воображение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Развивать речь, внимание слуховую память. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Учить детей в процессе игры умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.

Развивать двигательную активность детей, умение соотносить текст с движениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры.

Побуждать детей поддерживать игровой диалог со взрослым. Развивать мышление, быстроту реакции.

Май

1. Знакомство с русскими народными сказками.

Русская народная сказка (обр. М. Булатова) «Как коза избушку построила».

Русская народная сказка (обр. М. А.Н. Толстого) «Волк и козлята».

2. Пересказ русской народной сказки «Волк и козлята» с использованием иллюстраций.

3. Рассказывание сказки «Волк и козлята» с использованием настольного деревянного и плоскостного театра.

4. НОД «Чему нас учат сказки кота Мурлыки?»

5. Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского.

6. Упражнение «Скороболтушка».

Шмель на завтрак варит кашку,

Хочет накормить букашку.

7. Пальчиковая игра «Мошка».

8. Физкультурная минутка «Мушка Жужа».

9. Разучивание и инсценирование готового литературного диалога «Жук и мошка».

10. Этюды «Бабочки», «Таракашки», «Мошки».

11. Подвижные игры «Веселое новоселье», «Божьи коровки и воробьи».

12. игра с мячом «Чей домик? »

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

13. Театр кукол «Играют девочки, играют мальчики».

14. Игра парами «Угадай на ощупь».

Продолжать знакомство детей с русскими народными сказками. Обратить внимание детей на поступки главных героев, их поведение. Побуждать детей понимать сюжет сказок, определять добро и зло. Воспитывать интерес к сказкам.

Формировать умение воспринимать текст сказки, рассказываемый воспитателем, умение воспроизводить текст сказки, используя иллюстрации, настольный деревянный и плоскостной театр. Развивать все формы устной речи. Воспитывать интерес к театрализованной игре.

Закрепить понятие литературного жанра – сказка. Формировать устойчивый интерес к прослушиванию новых и драматизации уже знакомых сказок. Побуждать детей проводить простейший анализ сказок, выделять главных героев, объяснять название сказки, понимать ее содержание. Познакомить детей с присказками. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Закрепить знания детей по сказкам К. И. Чуковского. Развивать творческие способности, интерес к театрализованной игре, речь, память. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивать у детей память, речь, силу голоса, высоту и длительность звучания, интонационную выразительность.

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений; умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Стимулировать творческие способности детей.

Развивать двигательную активность детей, координацию движений; снижать эмоциональное и телесное напряжение.

Используя воспроизведение готовых литературных диалогов приучать детей выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора, помочь детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную. Развивать творческие способности.

Учить детей в процессе игры умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.

Развивать двигательную активность детей, умение соотносить текст с движениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры.

Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых, употребление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками.

Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на высказывания партнера, выслушивать его высказывания, соблюдать очередность ходов. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с родителями детей второй младшей группы по теме самообразования «Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

через художественную литературу и различные виды игровой деятельности»

Формы работы с родителями

Родительские собрания

Консультации

Памятки, рекомендации, папки – передвижки, буклеты

Другое

Сообщение на родительском собрании «Социально –коммуникативное развитие младших дошкольников посредством художественной литературы и через различные виды игровой деятельности».

Семинар – практикум «Играем пальчиками».

«Роль семьи в Социально –коммуникативном развитии ребенка».

«Воспитание дружеских взаимоотношений в игре».

«Использование игровой деятельности в работе с неуверенными детьми».

«Как играть и общаться с ребенком младшего дошкольного возраста».

«Когда ребенок не умеет общаться».

«Роль готовых литературных диалогов в развитии коммуникативных отношений детей».

«Игры детей с игрушками-персонажами».

«Учим с детьми чистоговорки и потешки».

«Чтение скороговорок – как средство развития речи ребёнка».

«Как воспитать у ребенка любовь к книге».

«Приобщение детей к национальной культуре»

Памятка «Читаем сказки детям».

Папка – передвижка «Игрушки своими руками».

Буклет «Домашняя игротека».

Буклет «Игры для непосед».

Буклет «Примерный список произведений для чтения детям во второй младшей группе».

Индивидуальные беседы с родителями «Умеем ли мы общаться с детьми».

Привлечение родителей к подготовке праздников.

Привлечение родителей к облагораживанию игровой площадки.

Привлечение родителей к пополнению предметно – пространственной среды.

Фотовыставка «В мире сказок».

Фотогазета «Мы играем в театр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути....

Образовательная деятельность по социально-коммуникативному и речевому развитию в младшей группе "Поможем своей семье"

Цель: обогащать и активизировать словарь етей с помощью общей и мелкой моторики; закрепить знания о семье.Задачи:...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...