Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Фадеева Ирина Евгеньевна

 

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Цели задачи раздела

Исходя из проблемы я поставила цель  -  повысить уровень эмоционального развития детей.

Задачи:

  1. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений, навык перевоплощения в героев из произведения, навык работы с пиктограммами.
  2.  Развитие   внутренней деятельности детей во время восприятия художественного произведения.
  3. Формирование умения рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение
  4.  Обучение умению детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды, через игру и общение с персонажами.
  5. Воспитание чувства сопереживания, желание помочь чужому горю, нравственные чувства у детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_fadeeva_vosstanovlen.doc652 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

Методическая разработка раздела образовательной

программы ДОУ

Социально-коммуникативное и речевое развитие

                                                   ТЕМА:

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

                   

                                                                     выполнила

                                                                                         воспитатель

                                                                                     II квалификационной                          

                                                                                                        категории

                     Фадеева И. Е.

Городской округ город Выкса  - 2014 г.

  1. Пояснительная записка

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы  детей является художественная литература.

Она открывает перед ребенком мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает весь спектр положительных и отрицательных эмоций. Она содержит множество жанров таких как: стихи, рассказы, сказки и др.

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

  1. Цели задачи раздела

Исходя из проблемы я поставила цель  -  повысить уровень эмоционального развития детей.

Задачи:

  1. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений, навык перевоплощения в героев из произведения, навык работы с пиктограммами.
  2.  Развитие   внутренней деятельности детей во время восприятия художественного произведения.
  3. Формирование умения рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение
  4.  Обучение умению детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды, через игру и общение с персонажами.
  5. Воспитание чувства сопереживания, желание помочь чужому горю, нравственные чувства у детей.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.

Возрастные особенности

         В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. В выражение чувств участвуют и мимика, и жесты. Дети учатся соотносить собственные эмоции  с состоянием природы,  погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.  

Можно выделить следующие особенности эмоционального развития  детей старшего дошкольного возраста:

  • ребенок  осваивает социальные формы  выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности  ребенка,
  • формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  • изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.

4.Ожидаемый результат

  • Формирование умения детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.
  • Глубоко эмоционально осмысливать литературное произведение,  оценивать поведение героев, и  отражать их в играх – драматизациях и др.
  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и

самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками,

создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

5.Обоснование используемых в образовательном пространстве по разделу программы образовательных технологий, методов и приёмов, форм организации деятельности детей.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе.

В своей работе я использовала следующие методы и формы организации детской деятельности:

Используемые методы

     

Наглядные методы:

      Это важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем.                                                                            а)Рассматривание иллюстраций                                                              

    Рассматривание иллюстраций помогало лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учило сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.                    

б )Демонстрация диафильмов,слайдов

 С помощью слайдов иллюстрировался рассказ педагога, что делало его убедительнее, ярче. . При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникала необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание. В ходе совместной деятельности продолжалась работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом я побуждала детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом.

В) «барометр настроения», который представляет  из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставляется флажок. ...) Данный барометр помогал мне  при работе над произведениями, когда нужно было оценивать поступки героев, при этом каждый ребенок мог выразить свое отношение к происходящему.

Практические методы                                                                 

Упражнения:

Словесные упражнения развивают словарный запас детей,воспитывают сочувствие,заботливое отношение к тому о ком говорят дети.(«Скажи ласково о маме»)

      Игровые методы: 

   а )игра-драматизация        
     При проведении игр-драматизаций мы  обыгрывали не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы.Они обучают детей умению драматизироватьотдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами,воспитывают нравственные чувства.  Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.

 (см.план  в Приложении №1)

б) дидактическая игра – игра имеет огромное значение  в работе с детьми дошкольного возраста. Именно наглядность и дидактическая направленность настольно-печатных игр позволяет  совершенствовать  и закреплять знания,  усваивать новый материал и умения, способствует развитию памяти, активизирует умственные процессы, обогащает словарь, формирует умение играть вместе, что, безусловно, положительно влияет на развитие связной речи. Ведь именно речь позволяет   ребенку ребёнку более полно выражать свои эмоции и чувства.

в )сюжетно-ролевая игра-это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Кроме того, сюжетно-ролевая игра является развивающим, коррекционным и диагностическим средством.

     Словесные методы:
а) рассказ воспитателя        

  Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагалось ответить на вопросы. Это давало мне возможность полнее представить, насколько хорошо дети усвоили новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

    б) беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно – следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести свои знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях к окружающим  людям, животным, растениям, объектам неживой природы. Ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.

(см. Приложение №2)

Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.

в) чтение художественной литературы – книга художественного содержания дает богатый материал в представлениях об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.(см. Приложение № 3)



Обосную: почему вышеперечисленные мною формы организации считаю наиболее эффективными.

I.НОД - в ходе образовательной деятельности детьми совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи,закрепляется умение отвечать на вопросы,воспитывается культура речевого общения.Формируется умение самостоятельно характеризовать поступки героев,умение находить доброе и злое,эмоционально откликаться на происходящие события.

Непосредственная образовательная деятельность.(см. Приложение №4)

1.«Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Систематизация знаний детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Интеграция образовательных областей:

 социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие,

познавательное развитие

Виды детской деятельности: 

Игровая,

Коммуникативная,

Музыкально – художественная,

Двигательная.

2.  «Цветик-семицветик»

Цель:Формирование интереса к устному народному творчеству , желание  слушать  сказки и   рассматривать  иллюстрации,умение использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.

Интеграция образовательных областей:

 социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие,

познавательное развитие

Виды детской деятельности: 

Игровая,

Коммуникативная,

Музыкально – художественная,

Двигательная.

3.«Слон» по произведению А. Куприна

Цель: ознакомление детей с произведением А. Куприна «Слон», формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развитие умения с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы; закрепление умения лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность. Воспитание умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

Интеграция образовательных областей:

 социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие,

познавательное развитие

II.Экскурсия  дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности. Такая работа с детьми вызывает у них огромное воодушевление и  позитивный эмоциональный отклик. Они с  большим удовольствием  ходят на экскурсии. Делятся с родителями своими  новыми знаниями и яркими впечатлениями.

1.Экскурсия в библиотеку.

Цель: Ознакомление детей с детской библиотекой, почему она так называется, какое значение имеет в жизни детей. Ознакомление детей с профессией библиотекарь с его обязанностями. Воспитание в детях любви к книге, бережному отношению к ней; воспитание уважения к труду сотрудников библиотеки. Дать детям понятие "Книга - источник знаний".

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

III.Сюжетно-ролевые игры.  (см. Приложение №5)

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые наполнены впечатлениями и опытом детей. Большую роль здесь играет художественная литература.  

1.Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Цель:формирование умения применять  в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. Закрепление представления детей о театре. Формирование положительного взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах. Развитие умения детей разыгрывать спектакль  по знакомой сказке «Лиса,заяц,петух», умение выразительно  передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими «артистами». Совершенствование умения создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

2.Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель: формирование умения развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность, интонационную выразительность речи. Развитие коммуникативных отношений в ходе игры. Побуждать детей к активной связной речи.

IV.Театрализованные представления - известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом  Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения    

(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)

1.Театрализованное представление:« Бабушка Забавушка»

(см. Приложение №6)  

Цель: Обогащение и систематизирование  знаний детей, развитие памяти, мышления, внимания.

Продолжать развивать умение разыгрывать сценки. Совершенствовать исполнительские  умения. Учить чувствовать  и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Совершенствовать двигательные умения и навыки. Учить детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать справедливость, учить чётко выполнять правила игры, действовать быстро, ловко.

V.Игры, направленные на развитие психических процессов (восприятие, память, мышление) - в старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!). У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. В играх  такой направленности активно наблюдаются диалоги между детьми.  Продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. 

С начала учебного года я включила в работу с детьми просмотр презентаций по художественной литературе. У детей это вызвало большой интерес. После просмотра ребята, эмоционально почти без затруднений   отвечали на задаваемые вопросы, сами задавали вопросы, обсуждали увиденное друг с другом, делились впечатлениями с родителями. С помощью имеющейся в наличии видеотеки, слайдов иллюстрировался рассказ педагога, что делало его убедительнее, ярче. При этом имело значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В своей работе я также использовала картинный материал для проведения бесед, игр, упражнений. Все это помогало лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учило сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

6. Система знаний и система деятельности.

Актуальным стала разработка системы работы, направленной на использование художественной литературы как средства развития эмоциональной сферы дошкольников. Для ее создания использовались методические материалы Л.П. Стрелковой, в которых подробно описаны методы и приёмы работы с художественным произведением.

Предлагаемая система предполагает реализацию двух взаимозависимых направлений:

  • воспитательная работа с детьми;
  • просветительная работа с родителями.

Все мероприятия отражены в годовом плане и прописаны на каждый месяц учебного года, их программное содержание, методы и приемы работы. Работа ведётся в течении учебного года по представленному плану(см.план в Приложении№1).

В соответствии с представленным планом с детьми проводятся занятия в течение учебного года 1-2 раза в неделю, в зависимости от общей образовательной загруженности.

       Перечень литературных произведений, состоит из 15 произведений. Подбор художественных произведений очень разнообразен, в него включены сказки, рассказы, стихи, пословицы. Данные произведения выбраны мной с учетом следующих  критериев:

  • эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;
  • социально – нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;
  • соответствие содержания возрасту детей.

Разрабатывая систему работы по данной теме, я учитывала, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому  использовала следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением:

  1. Чтение произведения.
  2. Беседа о прочитанном.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Игры-беседы детей с персонажами.
  5. Этюды на выражение эмоций у детей.
  6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
  7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Я начинала работу над произведением непосредственно с чтения. Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читала не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»). В этом случае делалась пауза, а когда дети успокаивались, продолжалось чтение.

После прочтения произведения мы беседовали  о прочитанном произведении. Готовясь к беседе,  я тщательно продумывала  вопросы, которые задавались  детям в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака мы говорили с детьми, прежде всего о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Спрашивала  у детей, что их больше всего взволновало. Дети отвечали: «Как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках, корчась от  боли, крепко держал девочку». Чтобы правильно ответить на вопросы: «Почему наш герой так быстро ушел? Почему его искали пожарные, милиция и фотографы?», надо было не упустить главного: «Подвиг свой он совершил не ради награды, а просто, чтобы помочь людям!».

Иногда после чтения, практиковался приём «построения пирамиды». Из плотной бумаги мы  вырезали  контур пирамиды. Дети распологали героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Раскладывая картинки, дети вели себя очень эмоционально, замеченные ошибки тут же исправляли. Затем  я спрашивала у детей, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считало себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. Прием «пирамиды» позволяет  более точно определить показатели  эмоционального отношения детей к персонажам.

Ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.

Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.

Следующим шагом детям предлагалось  рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание  я уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках ( «Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?...») Мы  так же    определяли  настроение при рассматривании пейзажных картин.  Через рассматривание иллюстрации я учила детей определять настроение героев, обосновывать своё мнение.

Осмысливая произведение,  детям предлагалось  разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Такая работа велась по всем художественным произведениям. В процессе работы дети пытаются  перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами  своё отношение к ним.

Следующий этап в работе над книгой - это игра-драматизация.

 Для организации таких игр мной  используются  простые и выразительные костюмы и декорации. Мы   изготавливаем их вместе с детьми, распределяем роли. Дети по-разному относятся  к проигрыванию отрицательной роли: одни из них старались ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствовалось формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка.  Есть дети, которые категорически отказываются  играть «плохих» персонажей, поэтому мне  приходится  предлагать таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но есть  и небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывают  роль отрицательного персонажа.  Я  внимательно наблюдаю  за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях «Дюймовочка» Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши). «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы), в рассказе В. Осеевой «Отомстила» и т.д. В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры,  и старалась  показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.

При проведении игр-драматизаций мы  обыгрываем  не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Например, при работе над произведением «Лев и собачка» предлагалась ситуация для разыгрывания  «Собачка выздоравливает», при анализе произведения «Рассказ о неизвестном герое», предлагалась ситуация «Что могло бы случиться, если бы молодой парень проехал мимо». Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.

Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения  ситуаций из произведений в жизнь группы. При работе над произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого была  затронута тема, касающаяся жизни и поведения детей всей группы: «Что значит настоящий, верный друг? Кого из детей нашей группы можно назвать настоящим другом?» Беседа велась от лица персонажа произведения - льва, с примерами из разбираемого рассказа.

При работе над произведением мы использовали, так называемый «барометр настроения», который представляет  из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставляется флажок. У каждого ребенка есть своя меточка, например, (кукла, лисичка, роза ...) Данный барометр практикуется  при работе над произведениями, когда оцениваются поступки героев, при этом каждый ребенок может выразить свое отношение к происходящему.

Так же детям предлагается определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад. При этом легко можно выявить детей с плохим настроением.

Разрабатывая систему работы по данной теме, на начальном этапе (сентябрь 2014г) я проводила мониторинг интегративного качества детей «Эмоциональный, отзывчивый». (Приложение №7).По результатам мониторинга 20% детей имели высокий уровень,60%-средний,20% были на низком уровне.

Начало года

Промежуточный мониторинг (март)

Критерии оценки:

1.Отклик на эмоции близких людей.

       2.Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.

        3.Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

       4.Эмоциональное реагирование на мир природы.

       5.Представление об эмоциональных состояниях.

        6.Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

Проведя большую работу на развитие эмоциональных качеств детей и сделав промежуточный мониторинг(март 2014) я выявила, что высокий уровень развития повысился на 24%,а низкий снизился на 12%.

Мониторинг

Параллельно ведется внедрение комплекса работы с родителями  (см. Приложение №8). Были проведены консультации, родительские собрания, беседы, игры-тренинги, располагается  тематическая информация в родительском уголке. Планирование работы представлено в приложении. С большим желанием родители включаются  в игры -  тренинги, где мы вместе обсуждаем какую – либо ситуацию ( например, «ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»). Родителям предлагалось вспомнить слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях («неаккуратный», «непослушный», «не получишь сладкого»). Предлагалось родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Мне очень понравилось, что ты очень быстро убрал вещи», «Я думаю, что ты сегодня очень устал и сделаешь это утром»). Необходимо стимулировать родителей сделать новый  список таких высказываний   как можно более полным.

Будет  проведено родительское собрания на тему  «Всего важней погода в доме». Родители с желанием посещают  родительские собрания, активно участвуют  в беседах, применяют  полученные знания при общении с детьми.

Вывод: художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.

Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное со...

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цель –теоретически выявить и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами живой природы....