Главные вкладки

    Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
    рабочая программа (подготовительная группа)

    Богучарская Елена Вячеславовна

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnyy_pesok_programma.docx77.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Согласовано

    Заведующий МАДОУ ЦРР №16

    ___________ С.А.Фахрутдинова

    Программа  

    «Волшебный песок»

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

             Составила педагог-психолог МАДОУ ЦРР №16

    Богучарская Е.В.

                                                I     Пояснительная записка

    Настоящая программа носит развивающий характер. Она предназначена для детей 5-7 лет,  посещающих общеразвивающие и комбинированные группы ДОУ. Данная программа разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и основана на авторских программах Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстегнеевой.

        Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:

    • Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций“»;
    • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
    • Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ с учетом примерной основной образовательной программы «Детство»;
    • Устав ДОУ.

    Актуальность

            Человек есть частица мира. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее реализация всех возможностей человека. Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. И знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых приспособительных реакций. Гармонично развитая личность легко «вписывается» в любую обстановку и ситуацию, легко находит контакт с самыми разнообразными людьми, комфортно ощущает себя даже в незнакомой среде. Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие.

            Причинами эмоционального неблагополучия ребенка могут быть неудовлетворенность общения со взрослыми или сверстниками, индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира. Все это может привести к дезорганизации деятельности, к затруднениям в общении, может существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

    Практика показывает, что в каждой группе есть дети, имеющие проблемы развития эмоциональной сферы. Зачастую это проявляется в поведении детей: двигательной расторможенности, повышенной тревожности, агрессивных проявлениях и др.

            В данной программе для развития и коррекции эмоциональной сферы детей используются игры с песком.

            Согласно Ж.Пиаже (1951), игра – основной способ развития детей в дошкольном возрасте. Песок и вода – прекрасные инструменты, они притягивают ребенка как магнит, автоматически пробуждая непосредственную игру. Принцип терапии песком был предложен К.Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком, как методика консультирования, была впервые использована в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальф. Основную идею песочной терапии Кальф сформулировала так: «Игра с песком предоставляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью эстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики». Сама структура песка – он состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает  негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

            Преимущества игр с песком выражаются в том, что они:

    • способствуют процессу индивидуализации;
    • обеспечивают непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
    • являются естественным языком для детей
    • гармонизируют психоэмоционального состояния ребенка;
    • предоставляют ребенку возможность для самореализации и самовыражения;
    • дают ребенку возможность проигрывать различные жизненные ситуации, и моделировать различные пути решения тех или иных проблем;
    • облегчают процесс коммуникации, установления отношений со сверстниками;

    Цель программы: создание условий для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Совершенствовать умения и навыки практического общения.
    2. Способствовать снижению психоэмоционального и мышечного напряжения, снижение тревоги и неуверенности в себе.
    3. Развивать  тактильную чувствительность, воображение, образное мышление.
    4. Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.
    5. Развивать  умение  владеть своими эмоциями, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игре.

    Концептуальная основа программы «Волшебный песок».

    Содержание программы строится на принципе личностно-ориентированного подхода (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили) предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

    Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственный данному возрасту.

    В основе работы лежит идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К.Роджерс)

    Педагогическая целесообразность занятий заключается в умении использовать различные формы и методы  песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения:

    • создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность;
    • спонтанность проявлений ребенка во время игр с песком;
    • исключение негативной оценки действий и результатов ребенка;
    • максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;
    • проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов;
    • доброжелательное отношение к детям.

    Данная система занятий сочетает в себе  несколько методов воздействия: песочная терапия – способствует самовыражению, дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств; сказкотерапия – сказки в увлекательной форме и доступными словами показывают детям окружающий мир, поступки людей, описывают нравственные ценности, помогают ребенку ощутить себя творцом и создателем; игротерапия – является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка.

    Показаниями к использованию программы могут служить следующие особенности развития детей:

    • повышенная тревожность, различные страхи;
    • повышенная обидчивость, ранимость;
    • конфликтность, агрессивность;
    • повышенная возбудимость, двигательная расторможенность;
    • эмоциональная неустойчивость;
    • проблемы общения.

    Так же программа может использоваться для любых детей с целью развития эмоциональной сферы. Для более эффективного проведения занятий предполагается включение в состав группы так называемых «фоновых» детей, эмоционально-коммуникативное развитие которых будет служить примером для остальных детей.

    Занятия проводятся с группой детей до 6 человек, так же занятия могут проводиться и индивидуально.

            Программа состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.  

    Время проведения каждого занятия – 30 – 40 минут.

            Срок реализации: 3 месяца.

    Общая структура занятий.

    Вводная часть.

    1. Приветствие.
    2. Правила работы с песком.
    3. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Основная часть.

    Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей или решение проблем детей.

    Заключительная часть.

    4. Рефлексия.

    5. Ритуал «выхода» из Песочной страны.

            В программе используются два вида занятий: «спонтанная игра в песочнице» и «ведомая игра». «Спонтанная игра в песочнице» предполагает спонтанное погружение детей в игру с песком, а «ведомая игра» предполагает тематическую игру.

    Предполагаемые результаты:

    • Снижено психоэмоциональное напряжение.
    • Положительная динамика в умении устанавливать контакт с окружающими.
    • Уменьшение признаков проявления агрессивности, количества страхов.
    • Снижено количество проявлений демонстративных реакций.
    • Повысится уверенность в себе, самооценка.
    • Снизится уровень тревожности.

    Оценка результативности программы.

    В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка используются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.

    При оценке эмоционального развития дошкольников учитываем следующие параметры, разработанные Л.П.Стрелковой:

    • адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
    • дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
    • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
    • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

    Для оценки результативности программы используются следующие методики:

    1. Графический проекционный тест «Рисунок семьи».
    2. Опросник страхов И.А.Захарова.
    3. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.)
    4. ЦТО Цветовой тест отношений. А.М.Эткинд.
    5. Графическая методика «Кактус».
    6. Исследование  «Лесенка» (Н.В.Нижегородцева).

    II Содержание образовательной деятельности.

    Занятие  1

    «Знакомство с Песочной Страной».

    Задачи:

    • познакомить детей с правилами занятий в песочнице;
    • развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению окружающих;
    • способствовать снижению уровня  напряженности;
    • развивать  тактильно-кинестетическую чувствительность.

    Ход занятия.

     Дети заходят в кабинет и становятся вокруг песочницы.

    1. Приветствие.

    Психолог. Сегодня я пригласила вас для того, чтобы познакомить с удивительной Песочной страной.

            Здесь в нашей песочнице живет хранитель песка -Песочный Человечек, он очень веселый, знает много игр. Но раскрывать свои секреты он может только тем, кто готов выполнять определенные правила. Песочный человек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог. Для того чтобы попасть в Песочную страну необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки.

    Психолог вместе с детьми выполняет эти действия.

    - А теперь, пусть каждый из нас назовет свое имя. Ребята называют свои имена. « А теперь давайте поведаем Песочному Человечку о наших добрых делах. Но, мы договоримся, что каждый рассказывает о добрых делах другого. Так мы расскажем песочному Человечку, что мы настоящие волшебники. Ведь они постоянно совершают добрые дела. Песочный человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам он не доверяет, поэтому мы должны доказать, что мы достойны узнать его тайны и игры. Дети рассказывают друг о друге. Если ребенок затрудняется назвать доброе дело, ведущий и другие ребята стараются ему помочь. Кроме того, ведущий подсказывает ребятам вербальные формы вежливости. Это чрезвычайно важно для формирования коммуникативных навыков. Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, специалист просит их разъединить руки и положить свои раскрытые ладошки в песочницу. Закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!

    Звучит музыка и в руках у взрослого появляется кукла-марионетка в золотистой одежде. «Открываете, пожалуйста, глаза и давайте знакомиться с песочным человечком. Послушаем, что он нам скажет,  говорит ведущий и продолжает голосом Песочного Человечка:

    3. Правила работы в песочнице. Произносит Песочный Человечек.

    Я вас слушал, я вас слышал,

    Вы такие молодцы!

    Вы – волшебники, творцы.

    Я открою вам секреты,

    Только надо знать при этом

    Правила моей страны.

    Очень все они просты!

    Я сейчас их расскажу,

    Крепко выучить прошу!

    Вы готовы мне внимать?

    Значит можно начинать!

    Повторяйте все за мной!

    Вредных нет детей в стране –

    Ведь не место им в песке!

    Здесь нельзя кусаться, драться!

    И в глаза песком швыряться!

    Можно строить и чудить,

    Можно много сотворить:

    Горы, реки и моря,

    Чтобы жизнь вокруг была!

    Никого не обижать,

    Стран чужих не разорять!

    Песок – мирная страна.

    Дети, поняли меня?!

    Или надо повторить,

    Чтоб запомнить и дружить?

    Несколько раз ребята повторяют правила работы с песком, начиная со слов «здесь нельзя кусаться, драться... В таком варианте правила игры в песочнице несут нагрузку и «ритуал входа» в Песочную страну. (В дальнейшем можно повторять ритуал «входа» с некоторыми изменениями.)

    Песочный Человек: «Добро пожаловать в мою страну! Ребята, я очень рад с вами познакомиться, сегодня вы в первый раз пришли ко мне в гости и я предлагаю вам поиграть»

    Упражнения и анализ проводятся от имени Песочного Человечка.

    4. Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности.

              «Чувствительные ладошки».

                 Положите  ладошки на песок, закройте глаза, почувствуйте, какой он. Откройте глаза, расскажите, что вы чувствовали

                  Сделайте тоже самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих чувствах.

                  «Рисунки на песке».

    • Скользите ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
    • Выполните те же движения, поставив ладонь на ребро.
    • Сделайте отпечатки кулачков, костяшек кистей рук. Ребрами ладоней сделайте причудливые узоры. Найдите  сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик).
    • Пройдитесь по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т.д.).
    • Поиграйте на поверхности песка, как на пианино или компьютере.
    • Погрузите  в песок кисти рук и начинайте ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.
    • Освободите руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

    Анализ упражнений:

    • Что вы чувствовали когда играли с песком?
    • Вам было приятно или нет?
    • Вам понятны были задания?
    • Что легче – говорить или понимать (чувствовать)?

    Упражнение «Отпечатки наших рук»

       На ровной поверхности песка дети делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения.

       Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.

    А что чувствуете вы?»

    Упражнение «Змейки».

    Инструкция: возьмите Змейки (простые веревочки с узелком в начале веревочки) за голову или хвост и проведите ею по песку. Теперь возьмите веревочку так, как ручку, плавно пройдите по змеиному следу.

       Дети берут змейки за голову и пишут узоры: кружочки, петельки, палочки.

    Змейки на песке играли

    И хвостом слова писали,

    За узором шли петельки-

    Это письма маме-змейке.

    Но пронесся ветерок

    И засыпал все в песок…

    И в печали мама –змейка:

    «Письма не прочесть никак!

    Как узнать ей о змеятах?

    Что случилось? Где? И как?

    Ты теперь у нас волшебник!

    Напиши скорей слова,

    Помоги ты маме- змейке

    Доброй силой волшебства.

    5. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог. Сегодня мы познакомились с Песочным человеком, который научил нас правилам игры с песком, выполнили много интересных упражнений. У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас? Что вам понравилось больше всего?

    6. Ритуал  «выхода» из Песочной страны.

    Завершая работу в песочнице, дети разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам подрасти помог!

    Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 2.

    «Сказочная страна».

    Задачи:

    • формирование доброжелательной атмосферы;
    • снижение психофизического напряжения;
    • развитие воображения.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

     Дети заходят в кабинет и становятся вокруг песочницы.

    Психолог. Здравствуйте, ребята. Сегодня нас опять ждет встреча с Песочным  человеком.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем. Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

    3. Правила работы.

    Появляется Песочный Человечек. Дети вместе с ним вспоминают правила работы в песочнице.

         4. Создание Сказочной страны.

    Песочный Человек: «Добро пожаловать в мою страну! Ребята, я очень рад встрече с вами, вы вновь пришли ко мне в гости и я предлагаю вам построить Сказочную страну на песке, вы ведь волшебники, покажите - какой вы представляете Песочную Страну, как вы можете её сотворить, кто будет в ней жить».

    Дети берут игрушки и начинают строить сказочную страну. Затем Песочный Человечек просит рассказать их о стране, которую они построили, о жителях. По ходу можно обыгрывать различные сюжеты.

    • Что это за страна?
    • Какие существа ее населяют? Какой у них характер?
    • Что они умеют?
    • Откуда они пришли в эту страну?
    • В каких взаимоотношениях они находятся между собой?
    • Всем ли существам хорошо в этой стране? Если нет, то что можно изменить?
    • Какие события будут происходить в этой стране?
    • Что будут делать герои дальше?

    5. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог. Вы построили замечательную страну. Я узнала много интересного о ее жителях.  У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас? Что вам понравилось больше всего?

    6. «Ритуал выхода». Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие  3

    «В царстве любопытного Водяного».

    Задачи:

    • содействовать развитию способности осознания и преодоления ребенком своих страхов;
    • развитие способности к сотрудничеству;
    • развивать уверенность в собственных силах.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Сегодня мы с вами снова встретимся с Песочным человеком. Он очень ждал встречи с вами. А вы ждали?

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем. Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

            3. Сказка «В царстве любопытного Водяного».

    Песочный Человечек.

    Сегодня, друзья мои,  мы с вами побываем в подводном мире. Посмотрим - что там происходит. А кто же главный под водой? Кто охраняет и заведует всем в подводном царстве? Конечно же - это Водяной. Водяной добрый и очень любопытный. Давайте построим Подводный мир и дорогу, по которой можно путешествовать по подводному царству. Но дорога эта не простая, на ней много препятствий (строится шесть препятствий) и преодолев все препятствия можно...

    «В одном подводном царстве жила Маленькая Принцесса, она была очень красивая, добрая, любила играть с жителями Подводной страны. Но она была ужасной трусихой. Стоило только где-то булькнуть маленькому пузырьку - она ужасно пугалась. Стоило только рядом с ней чихнуть господину Крабу - ей казалось, что это начинается ураган. С каждым днем она боялась все больше и больше, и вот случилась беда. Ею завладел Король страх и посадил ее в самую темную пещеру Подводного царства».

    Сможете ли вы, дорогие мои путешественники, освободить Маленькую принцессу, пройдя весь волшебный путь и преодолев все препятствия? Да? Тогда в путь! (Дети выбирают себе фигурку для путешествия встают в начало пути). Нужно преодолеть все препятствия и любопытный Водяной откроет много, секретов, которые вам еще не раз пригодятся. Скорее в путь!

    Вот первое препятствие. Водяной поможет нам его преодолеть, и у Водяного есть первый секрет: «Тот, кто несет в своем сердце любовь к своей семье, непобедим в борьбе со страхом, чтобы победить страх, вспомни о своей семье» (желающие рассказывают о своей семье) и Водяной пропускает их через первое препятствие.

    Вот второе препятствие. Водяной не пропустит тебя дальше, пока ему не расскажешь о том, что приносит тебе радость, в каких ситуациях ты её испытываешь. Если расскажешь, пройдешь, препятствие и Водяной откроет тебе волшебный секрет (желающие рассказывают о своей радости): «Только тот, кто умеет переживать радость и надолго сохраняет её в своем сердце, способен победить Короля страха».

    Вот и треть препятствие. Расскажи, как ты преодолеваешь свой страх. Одни преодолевают страх с помощью специальных заклинаний, другие просят помощи у более сильных, третьи - прячутся. Что ты делаешь, когда тебе страшно? Если расскажешь - сумеешь пойти дальше и Водяной откроет тебе еще один секрет: (дети рассказывают, как они преодолевают страх) «У каждого есть свой способ победить страх. Тот, кто открыл для себя этот способ - становится непобедим».

    Четвертое препятствие. Чтобы преодолеть его, расскажи о тех переменах, который были недавно в твоей жизни и какие чувства ты испытал. Некоторые путешественники говорят, что перемены их пугают. А тебя пугают перемены? Переменой можно даже назвать ту ситуацию, когда ты остаешься дома один. Как ты это переживаешь? Если расскажешь - пройдешь дальше, и Водяной откроет тебе следующий секрет: «Только тот, кто не боится перемен, смело идет навстречу ветру и солнцу - становится победителем».

    Пятое препятствие. Водяной не пропустит дальше, пока не расскажешь о том, что с тобой происходит, когда ты испытываешь страх. Что ты слышишь, какие запахи тебя окружают, что ты видишь? Какой страх на вкус и каково его прикосновение? Что тебе хочется сделать, когда ты боишься? Если расскажешь - пройдешь препятствие и Водяной откроет еще один секрет:

    «Страх приносит с собой образы, звуки, запахи, вкус и даже прикосновение. Но это означает лишь одно - его можно изучить, за ним можно наблюдать. Только тот, кто сразу не закрывает глаза, а изучает страх, способен его победить и посадить на цепь!»

    Шестое - последнее препятствие. Преодолеть его можно, только если расскажешь Водяному, что с тобой происходит, когда ты оказываешься во власти страха. У одних пропадает дар речи, другие начинают кричать, третьи закрывают глаза, четвертые дрожат. Что происходит с тобой. Рассказав, ты преодолеешь последнее препятствие, и Водяной откроет тебе свой секрет:

    «Только тот, кто хоть раз оказывался во власти страха, имеет против него иммунитет, и он должен об этом знать».

    Преодолев все препятствия, дети освобождают Маленькую принцессу. Все вместе радуются. Маленькая принцесса благодарит детей и говорит, что слышала все секреты Водяного и теперь не будет ничего бояться. Дети прощаются с Подводным царством.

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог. Песочный человек познакомил нас с удивительной подводной страной. Вы преодолели много препятствий и помогли освободить принцессу. Вы были внимательны друг к другу, дружны и добры.    У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас? Что вам понравилось больше всего?

    5. «Ритуал выхода». Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 4.

    «Ссора».

    Задачи:

    • обучение отреагированию эмоций в конфликте;  
    • формирование адекватных форм поведения;
    • воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Сегодня мы с вами снова встретимся с Песочным человеком. Он очень ждал встречи с вами. А вы ждали?

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем. Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

            3. Сказка «Ссора».

            Песочный Человечек: «Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, давайте попробуем все вместе создать Сказочную Страну.

            (Дети с помощью психолога создают реку (озеро), сажают лес.)

            А теперь подойдите к полке с фигурками и выберите себе фигурку того героя, кем вы сегодня будете в сказочной стране». (Фигурки животных).

            Возможен и другой вариант работы: можно заранее приготовить фигурки тех персонажей, которые встречаются в сказке, и предложить детям выбирать героев из их числа.

            Психолог берет фигурку в последнюю очередь,  в соответствии с теми персонажами, которых взяли дети, или же зайца (во  втором варианте).

            «Ну  вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в нашей сказочной Стране?»

            Дети по очереди рассказывают о своих персонажах, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Психолог о своем герое говорит в последнюю очередь, после чего начинает рассказывать сказку. В ходе изложения сказки дети вместе с психологом обыгрывают все ситуации, тем самым принимая активное участие в рассказываемой истории.

    Ссора.

            Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Медвежонок.

    • Эй, медвежонок, давай играть! – прокричал Зайчонок в  самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.
    • Давай, а во что мы будем играть?
    • В догонялки. Я, чур,  убегаю,  а ты догоняешь!

    Начали зверята  играть, да только ничего у них не  вышло. Как ни старался  Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получилось.

    • Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!
    • А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь как черепаха!

    Расплакался медвежонок от обиды и домой ушел. А зайчонок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Бобренок с Барсучонком замок из песка строят.

    • Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, - воскликнул зайчонок.
    • Строй, только сначала тебе нужно воды из речки принести, чтобы песок намочить, - ответили зверята.
    • Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.

    С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой. И она упала.

    • Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!
    • Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

    И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно построенного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где веселились зверята, ученики лесной спортивной школы.

    • Эй, во что это вы здесь играете?
    • В футбол, хочешь с нами играть?
    • Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо!

    Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота, ударил Лисенка, сделал подножку бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчонок схватил мяч и побежал к воротам.

    • Ты что маленьких обижаешь! – закричал Волчонок. – Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то наподдаем сейчас!

    Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

    С тех пор Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

    • Спасите, помогите, тону! – закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

    Зверята услышали крик  Зайчонка и всей гурьбой бросились ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал?   Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех прощения». И в самом деле, Зайчонок  попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дружить с ним. А Зайчонок никогда больше никого не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

            Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

            «Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно потрудились. Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях. А теперь пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшебного зеркальца отправимся в обратный путь.

            (Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.)

            Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог.    У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас? Что вам понравилось больше всего?

    5. «Ритуал выхода». Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 5

     «Золотая рыбка».

    Задачи:

    • формирование адекватных форм поведения;
    • коррекция негативных поведенческих  реакций;
    • развитие коммуникативных навыков.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Дорогие ребята, заходите побыстрее, я очень рада вас видеть.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте позовем песочного человека.  Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

            3. Сказка «Ссора».

            Песочный Человечек:  «Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в новое путешествие.  

    Это будет морское путешествие. Но сначала нам надо построить морскую страну. Возьмите все необходимое и приступайте к строительству».

    (Дети строят морскую страну и населяют ее жителями).

    - А теперь выберите одну рыбку, это будет ваш сказочный герой.

    (Психолог играет за главного героя Волнистого Хвостика).

    «Золотая рыбка»

            В теплом Черном море жила стайка золотых рыбок. Их было так много, что в течение дня они успевали и весело провести время, и поспорить друг с другом. Все рыбки очень любили путешествовать по морю и искать необыкновенные камушки, кораллы и ракушки.

            Самым шустрым в стайке был Волнистый Хвостик.  Он плавал быстрее друзей и поэтому все, что встречал на своем пути, рассматривал очень невнимательно. После путешествий рыбки всегда собирались вместе и рассказывали друг другу о своих удивительных находках. Волнистый Хвостик выслушивал друзей, а потом начинал громко смеяться над ними:

    • Вы увидели  только по одному предмету, а я – пять; вы проплыли по одному километру, а я за это же время преодолел целых три.

    Но как только рыбки начинали объяснять, чем же удивительна одна их находка, Волнистый хвостик замолкал, потому что он ничего необычного и интересного в своих ракушках и кораллах не замечал.

    Однако, немного помолчав, Волнистый Хвостик с возмущением начинал обвинять своих друзей:

    • Ты не показал мне изгиб своей ракушки, - говорил он Золотой Спинке.
    • А ты не обратил моего внимания на удивительный цвет моего коралла, - упрекал он Красного Плавничка.
    • И вообще, вы постоянно отстаете от меня,  -  добавлял Хвостик, глядя на всех.

    Рыбки растерянно замолкали, веселье исчезало, и они тихо расплывались по своим домикам.

    Однажды, когда друзьям надоело слушать постоянные упреки,  они решили найти большого Зеркального Карпа:

    • Попросим его отправиться в путешествие вместе с Хвостиком на пару дней, а сами уплывем в другую сторону. Пусть Волнистый сам отвечает за свои поступки. А если он снова начнет нас стыдить, покажем ему настоящего виновника всех проблем.

    Сказано – сделано. Несколько дней зеркальный Карп плавал рядом с Волнистым Хвостиком. Хвостик видел свое отражение и был очень этим доволен. Он и не заметил, как друзья снова остались далеко позади.

    Когда путешествие закончилось, рыбки собрались вместе и стали делиться новыми впечатлениями.

    -Я видел серебристый коралл, - сказал Толстый Лобик. – Он удивителен тем, что светится даже в темноте.

    • А я видела огромную ракушку. Она была такая большая, что вся наша стайка могла бы в ней поместиться, - поделилась с  друзьями Золотая Спинка.
    • А я, - стал говорить Красный Плавничок, - я…
    • «А я, а я…», - прервал его Волнистый Хвостик. – Вот я видел пять таких ракушек и десять таких кораллов. И вообще, вы  снова бросили меня.

    Вдруг он увидел, что  он говорит не друзьям, а своему отражению в зеркале: это дядюшка Карп близко подплыл и остановился между ним и остальными рыбками. Внезапно Волнистый Хвостик понял, что все недовольство, которое он выражает друзьям, он говорит себе: ведь это он вечно торопится и не рассматривает каждую свою находку так же внимательно, как  они.

    Хвостик замолчал и быстро уплыл.

    Два дня его никто не видел, а на третий день он подплыл к стайке и сказал:

    • Извините меня, друзья. Я многое понял и больше не стану ругать и обвинять вас в своих ошибках.

    С тех пор, если Волнистый Хвостик хотел увидеть что-то интересное, он плыл медленно и рассматривал все дары моря очень внимательно, любуясь их неповторимостью и красотой. А если он хотел порезвиться, то плыл быстро-быстро и получал от этого огромное удовольствие. Со временем все забыли, каким сварливым был Волнистый Хвостик.  С ним  стало интересно и увлекательно плавать, разыскивать удивительные камушки, ракушки и кораллы, делиться впечатлениями и просто дружить.

    Когда сказка рассказана до конца, Песочный человечек говорит:

    «Дорогие ребята. Вы сегодня побывали в удивительном путешествии. Теперь вам пора возвращаться домой. Ставьте  фигурки на место, до свидания».

    Психолог говорит:

    Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, в какой сказке мы сегодня побывали?

    Возможные вопросы при анализе сказки:

    1. Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?
    2. Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали  Волнистый Хвостик и его друзья?
    3. Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?
    4. Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?
    5. Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?
    6. Чему научила нас эта сказка?

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог.    У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас? Что вам понравилось больше всего?

    5. «Ритуал выхода». Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 6

    «Научная экспедиция»

    Задачи: 

    • развитие навыков взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе;
    • развитие воображения;
    • формирование интереса детей к сотрудничеству.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Дорогие ребята, заходите побыстрее, я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с песочным человеком.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем.  Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

    3. Игра «Путешествие на неизвестную планету».

    Песочный человек. Друзья, сегодня мы с вами отправляемся в научно-исследовательскую экспедицию на еще неизученную планету «Альтаир». Из центра управления полетами поступил приказ провести раскопки, изучить находки, сделать выводы о том, была ли раньше жизнь на этой планете.

    Чтобы оказаться на  планете «Альтаир» нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова «отправляемся в полет, новая планета ждет».

    Дети выполняют все действия и оказываются перед песчаной пустыней.

                    Заранее необходимо наполнить недра «планеты»-песочницы содержимым, которое потом раскопает экспедиция.

            Планета хранит следы человеческой цивилизации. В песочнице можно закопать целый замок из кубиков или конструктора. Некоторые части могут стоять, некоторые — выполнять роль обрушившихся. У стен можно закопать какие-нибудь детали украшений. В одном из углов песочницы можно закопать игрушечную посуду. Игрушечная посуда не соответствует по размерам замку или дворцу. Это обстоятельство — своеобразная интрига. Звездолетчики получают инструкцию: копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая находки. (Самый дешевый вариант — использовать для игры кисти для малярных работ.)

            Кто мог жить в замке? Во дворе постройки дети могут обнаружить портреты с изображением инопланетян и составить представление об их внешнем виде. Какого роста они были? Об этом можно судить по величине арок и дверей. Их надо измерить с помощью мерки. Обнаружив, что часть постройки разрушена, дети должны сделать предположение о том, что послужило причиной разрушений. Возможно, землетрясение. А возможно — война. Только кого с кем?

            Может, на планете жили и другие обитатели? Для этого требуется обследовать еще не изученные уголки песочницы. В одном из углов дети откопают посуду, которая по размерам явно не соответствует росту предполагаемых жителей замка. Видимо, из нее ели существа, размеры которых были намного больше. Может, великаны? Кроме посуды, в этом углу песочницы найдены гигантский лук и кости каких-то животных. Видимо, великаны были дикарями. Они не умели строить, а жили охотой. Но, видимо, они умели пользоваться огнем, потому что недалеко от костей животных члены экспедиции нашли угольки. 

    Звездолетчики собирают все предметы, обнаруженные при раскопках, укладывают в коробочки, присваивают номер и зарисовывают в блокнотиках. Психолог. Друзья, из  Центра управления полетом пришел  приказ восстановить постройки, обнаруженные на планете, и определить, пригодны ли они для жилья.

    Дети восстанавливают постройки, при желании заселяют планету новыми обитателями.

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог.    Мы с вами побывали в удивительном путешествии. Узнали много нового и интересного. Что вам понравилось больше всего? У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас?

    5. «Ритуал выхода». Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 7  

    «Научная экспедиция»

    Задачи:

    • развитие навыков взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе;
    • развитие воображения;
    • формирование интереса детей к сотрудничеству.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Дорогие ребята, заходите побыстрее, я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным человеком.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем.  Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

            3. Игра «Путешествие на неизвестную планету».

    Песочный человек. Друзья мои, мы продолжаем путешествие по неизведанным планетам. Сегодня мы отправимся с вами  на планету «Омнитус», где необходимо будет провести раскопки и исследовать обнаруженные объекты.

    Чтобы оказаться на  планете «Омнитус» нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова «отправляемся в полет, новая планета ждет».

    Дети выполняют все действия и оказываются перед песчаной пустыней.

                    Заранее необходимо наполнить недра «планеты»-песочницы содержимым, которое потом раскопает экспедиция.

            Научная экспедиция не находит на этой планете следы человеческой жизни. Зато во время раскопок ей удается обнаружить останки древних ящеров. (С ящерами есть некоторая проблема, потому что, согласно принципу правдоподобности, дети должны были бы обнаружить части скелетов, однако таких игрушек наша промышленность не выпускает. Но черепа можно сделать из соленого теста.) Вокруг ящеров в изобилии найдены раковины моллюсков и камушки, обточенные водой. Почему же ящеры погибли? То ли потому, что на планете случилось наводнение, то ли наоборот: ящеры жили у воды, а потом климат изменился, температура воздуха резко повысилась, водоемы пересохли, и это привело к гибели животных. Еще в песке были обнаружены кусочки янтаря. О чем это свидетельствует? О том, что когда-то на планете росли хвойные деревья, смола которых за многие тысячи лет превратилась в янтарь. На планете можно добывать этот ценный поделочный материал!

            А еще в песке были обнаружены три яйца (из папье-маше). Вдруг спрятанные в них зародыши не погибли? Экспедиция получает задание провести эксперименты с найденными яйцами. При каких условиях из них могли бы вылупиться животные? Наверное, нужно создать подходящий режим влажности — как во времена жизни ящеров. И вот яйца помещают в резервуары с водой. Через три недели они трескаются, и из них вылупляются животные. Звездолетчики решают создать на планете научный заповедник по разведению ящеров и наблюдению за ними. Часть территории обносится забором. Туда помещают «новорожденных». Другая часть остается для разработки залежей янтаря. Звездолетчики зарисовывают свои находки, составляют отчет экспедиции и возвращаются домой.

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог.    Мы с вами побывали в удивительном путешествии. Узнали много нового и интересного. Что вам понравилось больше всего? У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас?

    5. «Ритуал выхода». Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 8

    «Солнечный мальчик»

    Задачи:

    • развитие умения сотрудничать;
    • воспитание доброго отношения к окружающим;
    • развитие уверенности в собственных силах.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Дорогие ребята, заходите побыстрее, я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным человеком. Он приготовил для вас одну удивительную историю.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем.  Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

    3. Сказка «Солнечный мальчик».

    Песочный человек. Друзья мои. Садитесь поудобнее, я расскажу вам одну интересную историю.

    Звучит музыкальное сопровождение.

    «В песочной стране жил Солнечный мальчик. Он любил смотреть на все красивое, безобразное же под его взглядом превращалось в удивительное и прекрасное. Он любил слушать мелодичные нежные звуки, но если он слышал, что кто-то зовет на помощь, спешил к этому человеку, животному или растению и согревал его теплом своей души, делился всем чем мог. Доброта-самая главная защита! Обитатели волшебной страны очень любили его.

    Солнечный мальчик был великим фантазером: перед тем как заснуть, он закрывал глаза и представлял, как летает над морями, океанами, лесами, горами, снегами, погружается в морские пучины, взлетает к звездам, забирается в расщелины скал, перепрыгивает пропасти, спускается в пещеры.

    «Ах, как красива наша планета! – думал Солнечный мальчик. – Как сделать ее еще прекрасней? Какими сильными должны быть лучи моей любви, чтобы растопить зло, оставшееся на Земле! Какими добрыми и умелыми должны быть мои руки, чтобы превратить ее в цветущий розовый сад!»

    4. Создание песочной «картины».

    Музыка затихает.

         Песочный человек. Друзья мои, как мы можем помочь Солнечному мальчику превратить Землю в цветущий сад?

    Дети высказывают предположения. 

    -Давайте создадим Мир счастья на «песочном листе».

    Звучит музыка. Дети создают песочную «картину».

    Песочный человек. Вот и получилась у нас картина. У меня на душе спокойно и светло. Я знаю: зло никогда не поселится в нашей сказочной Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки.

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог.    Песочный человек познакомил нас сегодня с Солнечным мальчиком, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему  счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы.

    Что вам понравилось больше всего? У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас?

    5. «Ритуал выхода». Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком.

    Занятие 9

    «Заколдованный город»

    Задачи:

    • развитие умения сотрудничать;
    • воспитание доброго отношения к окружающим;
    • развитие уверенности в собственных силах.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Психолог. Дорогие ребята, заходите побыстрее, я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным человеком. Он хочет поделиться с вами своим секретом.

    2. Ритуал «входа» в Песочную страну.

    Психолог.  Давайте его позовем.  Для этого надо положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести следующее заклинание:

    «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный человек, приди!»

    3. Сказка «Заколдованный город».

    Песочный человек. Друзья мои. Садитесь поудобнее, я расскажу вам одну интересную историю.

    Звучит музыкальное сопровождение.

    «В Песочной стране был один сказочный город. В нем жили добрые жители. Каждый из них занимался своим делом. Они ходили друг к другу в гости, дарили на праздники подарки. У многих из них были домашние животные. Был в этом городе и король с королевой. В один чудесный день родилась у них дочь. Красивая и добрая девочка. А когда она выросла, то посватался к ней злой Принц. Он хотел жениться на принцессе и стать королем в этом городе, чтобы командовать всеми его жителями. Ведь в его родном  городе уже всех жителей заколдовал, так как был всеми недоволен и знал черную магию. Слава об этом Принце дошла и до нашей Принцессы, поэтому ему она отказала. Тогда он разозлился и нагнал злую силу на город Принцессы – задули сильные ветры так, что засыпали весь город песком.

    Песочный человек. Ребята, давайте поможем жителям этого города и откопаем его из песка.

    Дети находят фигурки в песке и стараются на ощупь отгадать, что это за фигурки.

    Песочный человек. Посмотрите, какой красивый город у нас получился!

    4. Рефлексия. Психолог обращается к детям от своего имени.

    Психолог.    Песочный человек познакомил нас сегодня с жителями одного очень красивого города. Что вам понравилось больше всего? У меня сейчас хорошее настроение. А какое настроение у вас?

    5. «Ритуал выхода». 

    Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

    «В ладошки наши посмотри, Мудрее стали ведь они! Спасибо милый наш песок, Ты нам ведь подрасти помог! Произнеся эти слова, ребята прощаются с Песочным Человечком».

    Занятия 10 - 12. Спонтанная игра.

    Задачи:

    • снятие эмоциональной напряженности;
    • развитие умения сотрудничать;
    • развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.

    Ход занятия.

    1. Приветствие. Приглашение Песочного человечка.

    2. Правила работы.

    3. Строительство.

    Дети по желанию строят в песочнице то, что им хочется в данный момент.

    4. Анализ игры (обсуждение).

    5. Ритуал выхода.

    Тематический план

    № занятия

    Тема

    Содержание

    Задачи

    Занятие 1

    «Знакомство с Песочной страной»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Беседа о песке. Знакомство с Песочным человечком, с правилами работы в песочнице.

    Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • познакомить детей с правилами занятий в песочнице;
    • развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению окружающих;
    • способствовать снижению уровня  напряженности;
    • развивать  тактильно-кинестетическую чувствительность.

    Занятие 2

    «Создание Сказочной страны»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Создание Сказочной страны.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • формирование доброжелательной атмосферы;
    • снижение психофизического напряжения;
    • развитие воображения.

    Занятие 3

    «В царстве Водяного»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Сказка «В царстве любопытного Водяного».

    Создание песочной картины.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • содействовать развитию способности осознания и преодоления ребенком своих страхов;
    • развитие способности к сотрудничеству;
    • развивать уверенность в собственных силах.

    Занятие 4

    «Ссора»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Сказка «Ссора».

    Создание песочной картины.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • обучение отреагированию эмоций в конфликте;  
    • формирование адекватных форм поведения;
    • воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей.

    Занятие 5

    «Золотая рыбка»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Сказка «Золотая рыбка».

    Создание песочной картины.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • формирование адекватных форм поведения;
    • коррекция негативных поведенческих  реакций;
    • развитие коммуникативных навыков.

    Занятие 6

    «Научная экспедиция»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Игра «Путешествие на неизвестную планету».

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • развитие навыков взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе;
    • развитие воображения;
    • формирование интереса детей к сотрудничеству.

    Занятие 7

    «Научная экспедиция»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Игра «Путешествие на неизвестную планету».

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • развитие навыков взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе;
    • развитие воображения;
    • формирование интереса детей к сотрудничеству.

    Занятие 8

    «Солнечный мальчик»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Сказка «Солнечный мальчик».

    Создание песочной картины.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • развитие умения сотрудничать;
    • воспитание доброго отношения к окружающим;
    • развитие уверенности в собственных силах.

    Занятие 9

    «Заколдованный город»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Сказка «заколдованный город».

    Создание песочной картины.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • развитие умения сотрудничать;
    • воспитание доброго отношения к окружающим;
    • развитие уверенности в собственных силах.

    Занятие 10

    «Спонтанная игра»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Спонтанное строительство.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • снятие эмоциональной напряженности;
    • развитие умения сотрудничать;
    • развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.

    Занятие 11

    «Спонтанная игра»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Спонтанное строительство.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • снятие эмоциональной напряженности;
    • развитие умения сотрудничать;
    • развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.

    Занятие 12

    «Спонтанная игра»

    Приветствие.

    Ритуал «входа» в песочную страну.

    Спонтанное строительство.

    Рефлексия.

    Ритуал «выхода» из Песочной страны.

    • снятие эмоциональной напряженности;
    • развитие умения сотрудничать;
    • развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.

    III Организация образовательной деятельности

    Материально-техническое обеспечение программы.

    1. Деревянный поднос с песком, дно и борта которого выкрашены в голубой цвет,  размеры в сантиметрах 70х70х8.
    2. Столы: один для подноса с песком, второй для расположения коллекции миниатюрных фигур.
    3. Рабочее пространство: отдельная зона песочной терапии в кабинете психолога.
    4. Раковина для мытья рук и фигурок, салфетки или полотенца для рук.
    5. Коллекция миниатюрных фигур, высотой до 10-12 сантиметров, от предметов повседневности до фантастических образов.
    6. Фигурка Песочного человечка (кукла-марионетка).
    7. Музыкальный центр.

    Программно-методическое сопровождение программы.

    1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПб:«Речь», 2002г.
    2. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб:«Речь», 2006г.
    3. Эль Г. Человек, играющий в песок. СПб: «Речь», 2004г.
    4. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. . СПб:«Речь», 2006г.
    5. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.  СПб:«Речь», 2005г.
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб:«Речь», 2000
    7. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб:«Речь», 2006г.
    8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
    9. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2000.
    10.  Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-  волевой  и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007. Январь-Февраль. -   с.50-52.
    11. Кулакова Н., Грабенко Т. Следы на песке // Мой ребёнок. 2003. Май. -    с.70-72.
    12. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПБ.: Детство-Пресс, 2002.
    13. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс для работы с дошкольниками. ООО «Ветор-С» Ульяновск, 2014.
    14. Дакиева Ю,В., Сидорчук Т.А., «Учимся решать проблемы». ООО «Ветор-С», Ульяновск, 2012.
    15. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, ИПК ПРО, 2003.
    16. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в рабое с дошкольниками. Минск:Университетское, 2000.
    17. Сидорчук Т.А., КузнецоваМ.А., «Я и мир вокруг меня»: Программа по социальному развитию дошкольников на основе современных образовательных технологий. М.:АРКТИ,2013.
    18. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Обучение детей 3-7 лет работе с проблемами средствами ОТСМ-ТРИЗ. /труды международной конференции «Три поколения ТРИЗ». РОО «Санкт-Петербург», 2006.
    19. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

    Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

    В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

    Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное со...