Главные вкладки

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Лебеденко Ирина Анатольевна

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы  детей является художественная литература.

    Она открывает перед ребенком мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает весь спектр положительных и отрицательных эмоций. Она содержит множество жанров таких как: стихи, рассказы, сказки и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы  детей является художественная литература.

    Она открывает перед ребенком мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает весь спектр положительных и отрицательных эмоций. Она содержит множество жанров таких как: стихи, рассказы, сказки и др.

    Актуальность этой темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

     Порой дети не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

             В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. В выражение чувств участвуют и мимика, и жесты. Дети учатся соотносить собственные эмоции  с состоянием природы,  погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.  

    Можно выделить следующие особенности эмоционального развития  детей старшего дошкольного возраста:

    • ребенок  осваивает социальные формы  выражения чувств;
    • изменяется роль эмоций в деятельности  ребенка,
    • формируется эмоциональное предвосхищение;
    • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;
    • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
    • изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.
    • Формирование умения детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.
    • Глубоко эмоционально осмысливать литературное произведение,  оценивать поведение героев, и  отражать их в играх – драматизациях и др.
    • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
    • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и

    самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками,

    создание оптимистической детской картины мира.

    • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

     Ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

    Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе.

    Книга художественного содержания дает богатый материал в представлениях об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память

    Подбор художественных произведений очень разнообразен, в него включены сказки, рассказы, стихи, пословицы.

    эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;

    • социально – нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;
    • соответствие содержания возрасту детей

     Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читала не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»). В этом случае делалась пауза, а когда дети успокаивались, продолжалось чтение.

    После прочтения произведения мы беседовали  о прочитанном произведении.

     Затем  я спрашивала у детей, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считало себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных.

    Ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.

    Таким образом, беседы помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.

    Мы читали поучительные сказки для детей, про мальчика Федю Егорова.

    Как Федя спас лес от злого колдуна.


    Чтение художественной литературы.

    Дети изображают эмоцию страха, когда мальчик Федя увидел избушку бабы-Яги.

     

    Дети изображают отвращение когда мы читали про большую скользкую жабу с красными глазами

    Дети испытывают радость за Федю и жителей деревни, что они наконец-то свободны от злого колдуна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

    Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

    В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

    Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

    Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

    Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

    "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу"

    Аннотация  к   компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М.В.СЛАЙД 1Вашему вниманию представляю  свою  « Визитную карт...

    Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

    Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

    Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...