Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
материал (старшая группа) по теме

Логанова Ирина Викторовна

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Цель

Развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения. Воспитание основ нравственности.

1 этап

Задачи:

1 обеспечить успешную адаптацю детей в группе;

2 снятие телесных напряжений, эмоциональных зажимов;

3 способствовать сплочению детского коллектива;

4 способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей;

5 воспитывать чуткое и гуманное отношение к природе.

Игры и упражнения

"Доброе животное"

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: "Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе!"

Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. "Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

"Дружба начинается с улыбки"

Сияющие дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

"Комплименты"

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то "вкусное", "сладкое", "цветочное".

"Круг друзей"

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

"Эстафета дружбы"

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: "Я передаю вам свою дружбу. и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., и наконец. снова возвращается ко мне. Я чусвтвую. что дружбы стало больше. так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. пусть хже она вас не покидает и греет. До свидания!"

"Солнечные лучики"

Протянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Игра "Солнышко светит на..." Для игры потребуется нарисованное солнышко.

Со словами  "Солнышко светит на..." воспитатель начинает игру. Чтобы все участники больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : "Солнышко светит на того у кого всех больше веснушек .. на того у кого самые светлые глаза....у кого самые темные волосы... кто больше всех любит сладкое...

" Похвали соседа"

Воспитатель поворачивается к своему соседу и начинает игру со слов "Вот мой сосед самый лучший сосед...." и рассказывает. что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка.

"Найди друга"

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.

"Рычи лев, рычи; стучи , поезд, стучи"

Ведущий говорит: "Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!", пусть раздается самое громкое рычание."

"А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы" Нужно поросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. это - паровоз. он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти "крушение", и все валятся на пол.

Подв. игра «Ворона»

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,

Ощипывает она свои крылышки.

Сирлалала, Сирлалала!

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?

А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

«Есть или нет?

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре.  Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стих?

Есть ли в нем ошибки?

 Этюд «Спаси птенца»

Ведущий говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:

-Представьте, что  у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным. Спокойным дыханием, приложите ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

Игра «Солнечный зайчик»

Вед. Говорит, что все детки любят солнышко:

- Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки. Ноги,  он забрался за шиворот – погладьте его там. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, а выпогладьте его и подружитесь с ним.

Подвижная игра «Паутинка»

Ведущий говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети встают в круг, берутся за руки. И пролезая под руками по осереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

Упр. «На что похоже твое настроение»

Ведущий предлагает сравнить свое настроение с цветом радуги, природным явлением. , с цветочком, фруктом, овощем, животным, игрушкой и т.д.

2 этап

Цель

Научить детей понимать эмоциональные состояния сверстников, понимать разные языки общения

Задачи:

1 Привлечь внимание детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию и поведению;

2 Учить детей понимать разные языки общения (мимика, движение, прикосновения, голос);

3 развивать умение самим адекватно использовать разные средства общения в контакте со сверстниками;

4 учить детей оказывать и принимать поддержку сверстников;

5        Развивать любознательность, наблюдательность;

6        Развивать творческие способности и воображение;

7 развивать заботливое отношение к природе.

Игры и упражнения

«Гуляем по парку»

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «Глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку и т.д.. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

«Запрещенная поза» (авт.)

Ведущий показывает позу животного, которую нельзя повторять. Затем показывает разные повадки животных, неожиданно показывая запрещенную позу. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

«Прогулка по лесной тропе» (авт.)

Путешественники выстраиваются друг за другом в одну цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину тропы. Медленно передвигаются все вместе, проходят по узенькому мостику, пробираются сквозь ветви деревьев, сопротивляются ветру, пролезают чкерез бурелом, прислушиваются  не проснулся ли медведь, слушают «уханье» филина и т.д.

«Гнездышко»

Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо! Опять приседают. Кто не успел – ведущий.

Коллективная работа  «Чудо-животное», «Чудо-дерево», «Чудо остров» (авт.)

Ведущий предлагает составить по желанию животное или дерево, или остров из разных цвето, овощей, животных и т.п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.

Коллективное танцевальное движение.

Воспитатель предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.

Упрямые козы (Узбекская нар. сказка)

Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.

Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и …Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

- Понравилось вам как вели себя козы?

- Почему они оказались в воде?

-Потому что не умели уступать друг другу.

-Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на узкой доске?

- почему их назвали упрямыми?

Игра «Два барана»

- Рано утром два барана повстречались на мосту.

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги. Склонив вперед туловище, упираются  ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – тот проиграл. Можно издавать звуки «Бе-бе-бе…»

Следить, чтобы бараны не расшибли себе лбы.

- Дети, что вы почувствовали, когда были в игре «баранами»?

- Хотелось бы вам быть похожими на них? Почему?

Этюды

«Ласка»

Ребенок с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки. Звучит муз. А. Холминова «Ласковый котенок»

«После дождя»

Жаркое лето. Только прошел дождь. Под мелодию венгерской народной песни дети (на р) осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом (на f), расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Муз. Сопровожден. : венгерская нар. мелодия.

Игры в воде

Лето. Дети на даче. Вот они веселой гурьбой бегут к речке и с разбега плюхаются в воду, молотят по воде руками и ногами… А один мальчик, посмотрите поплыл на самое глубокое место, зажал нос и уши пальцами и погрузился в воду с головой. Сидит, задержав дыхание, под водой, а потом как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха и снова под воду. Тут и остальные ребята подплыли к нему, соревнуются, кто дольше пробудет под водой. Хорошо в воде. Весело. Можно брызгать друг на друга руками, а можно и ногами, если шлепать по мелководью. А какое это удовольствие ходить по дну руками! И нет лучшего наслаждения, как с веселым визгом выскочить из воды и растянуться на теплом песке и лениво ждать, когда высохнут трусики.

Дети действуют в соответствии с фабулой рассказа, пока звучит музыка (А. Лемуан. «Этюд»). С окончанием выходят на берег.

Стрекоза замерзла

Пришла зима, а Стрекоза не приготовили себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно,

Ой-ей-ой-ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться, Сугробов не счесть, Пустите погреться

И дайте поесть.

Звучит музыка В. Герчика «Песня стрекозы»  (из детской одноактной оперы «Стрекоза»).

Мимика. Приподнять и сдвинуть брови; стучать зубами.

«Старый гриб»

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.

Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

"Разъяренная медведица"

На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок был смешным и веселым. почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него , поднявшись на задние лапы, идет медведица. мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать. злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.

Выразительные движения Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.

Телесно-ориентированное упражнение "Камень и путник"

Ведущий говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать "камнями", а другим - "Путниками". Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из путников садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.

3 этап

Задачи

1 воспитывать у детей желание помогать друг другу, поддерживать, сочувствовать, радоваться за другого;

2 развивать у детей способность к сотрудничеству, умению договариваться;

3 Создавать ситуации, побуждающие детей согласовывать действи с парнерами по игре и общению, достигать общего результата;

4 закреплять доброжелательное отношение к природе.

Игры и упражнения

"Волшебные цветы"

Ведущий. В волшебном лесу растут волшебные цветы. Они умеют разговаривать и двигаться. Они как дети умеют играть и озорничать. Цветы эти очень красивые. Какие вы знаете цветы? (ответы детей). Хотите стать волшебными цветами, я полью вас из леечки волшебной водой и вы превратитесь в волшебные цветы.

Ты ,волшебная водица.

Лейся на головки,

Превращай скорее деток

В разные цветочки.

Волшебство сработало. Ах какие красивые цветы выросли на поляне.... Цветы вырастают из маленького семечка. Представьте, что вы пока маленькое семечко, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Вот пригрело солнышко и семя стало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. это маленький росток, пригрело солнышко, прошел теплый дождик, и ростокстал подниматься все выше и выше. Цветочек рос, рос и распустился. Какой красивый цветок! ( на поляну прилетели бабочки, стрекозы, налетел сильный ветер, прошел сильный дождь ничто не испугает прекрасные сильные цветы - движения: кружение плавно на месте, напряженно раскачиваются, расслабленно опускают руки, прыжки, свободное передвижение, столкновение, застывание).

"Дождевые червячки"

Ведущий . Сегодня, дети, вы станете дождевыми червячками, которые теплым весенним днем выползли на лужайку. Присядьте и медленно, извиваясь, пробирайтесь сквозь толщу земли. Увидели они друг друга и решили познакомиться. Дети отгадывают, кто их позвал (по голосу). Червячки ловят разнообразные предметы: горячую картошку, льдинку, бабочку. Стало холодно - червячки напряглись, сжались, на лице страдание;

Появилось солнышко -легли свободно, раскинули ручки и ножки, все тело расслаблено;

Прилетели большие черные вороны - замерли червячки, напряжение;

Полил дождь - показывают, как капает дождь, образовался ручеек, червячки руками гоняют волны в ручейке, движения плавные;

Прибежала кошка, раздавила несколько червячков, заплакали они от обиды, огорчились - - эмоции гнева, обиды, радости;

Педагог. У червячков много врагов, которые могут их обидеть, но они очень смелые и справедливые. Маленького червячка обижают большие. Встаньте на его защиту. Что вы сделали? Что вы скажете обидчикам? Кому легче защитить, одному или когда вы вместе?

Маленьких всегда надо защищать, они сами себя себя защитить не могут (обсуждение и разыгрывание ситуаций из жизни детей).

Сиамские близнецы"

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. теперь они сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Предложить им походить по помещению, присесть. что-то сделать, повернуться, лечь, встать. порисовать...

"Соломинка на ветру"

Упражнение выполняется  с группой детей и взрослых (не менее 6-7 человек).Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается "соломинка".Она встает в центр круга с завязанными глазами. По команде взрослого:"Не отрывай ноги от пола и падай назад!", участники игры по очереди прикасаются к плечам "соломинки" и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и "соломинка" плавно покачивается по кругу.

"Рыбаки и рыбка"

Участников не менее 6.

Два участника - рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друга за руки - это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью.

"Водный карнавал"

Ведущи предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков...Звучит плавная музыка - морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал, Морской царь хвалит особо понравившихся ему танцоров.

"Воздушный бал"

Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит  спокойная музыка. танцующие "летают", "кружатся, прыгают высоко вверх. всем легко, весело, радостно.

"Дискотека кузнечиков"

Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков-попрыгунчиков. Звучит ритмичная. задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по "полю".

"Танец огня"

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

"Танец морских волн"

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер"- включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди.

Вволны могут быть мелкими, могут быть большими - тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

"Лес"

Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше ратение реагирует на:

-тихий нежный ветерок;

-сильный холодный ветер;

-ураган;

-мелкий грибной дождик;

- ливень;

- очень жарко;

- ласковое солнце;

- ночь;

- град;

- заморозки.

Игра "Морское чудовище"

Ведущий знакомит детей с командами:

1 "Море" - все бегут вперед;

2 "Берег" -  сидят на стульях, поднять ноги;

3 "Морское чудовище" - все спасаются на берегу;

4 "Кильки" - лечь, плотно прижаться друг к другу (стайкой);

5 "Крабы" - опора на ноги и руки сзади (можно отпинываться ногами);

6 "Рыбаки" - один ребенок "камушек", другие дети "рыбаки" садятся на камушек.

Игра "Черепахи"

Выбирается один ребенок - это "еда" - капуста.

Другие участники- "Черепахи". По сигналу водящего черепахи начинают движение к еде. По ходу игры регулируется темп движения, ориентация на других игроков.

"Земля, вода, небо"

На полу разложены листы бумаги, больше, чем игроков.

Дети делятся на "рыб", "Птиц", "зверей". По сигналу водящего "птицы" - меняются местами только птицЫ, "рыбы" - только рыбы, "звери" -  только звери. Дети должны выполнять только свои команды. Походу игры ускоряется темп, меняются роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное со...

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цель –теоретически выявить и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами живой природы....