План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
учебно-методический материал (старшая группа)

Школьник Наталья Александровна

План по самообразованию

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

на 2022-2024 учебный год

старшая группа №23 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

ул. 50 лет СССР, 13

 

 

 

План по самообразованию

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

на 2022-2024 учебный год

старшая группа №23 

 

 

 

 

 Воспитатель: Школьник

Наталья Александровна

 

с. Кулунда 2022

План работы по самообразованию воспитателя

МБДОУ детский сад №7 «Радуга» с. Кулунда

Школьник Натальи Александровны

Актуальность выбранной темы:

   В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо, плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.

Помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.

Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

 Цель:

  • Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам;
  • Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.

Задачи:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми » словами;
  • Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки

сверстников через художественные образы и сюжеты;

  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Ожидаемый результат:

  • Разработка новых форм, методов и приёмов обучения и воспитания детей;
  • Появление дружеских взаимоотношений между детьми, обогащение словаря детей «вежливыми » словами;
  • Развитие интереса у детей к художественной литературе;
  • Повышение уровня знаний родителей по данной теме;
  • Обобщение и трансляция опыта.

Перспективный план работы на 2022-2023 уч. год

Работа воспитателя

Работа с детьми

С родителями

Сентябрь

1. Подбор методической

литературы по теме;

2.Изучение методической

литературы;

2. Написание плана на год.

 

1.Этические беседы «Зачем

говорят “ Здравствуй “? »,

«Вежливая просьба ».

2. Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».

3.Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав».

Октябрь

Подготовка консультации для родителей

«Воспитание

дружеских взаимоотношений

детей старшего дошкольного

возраста »

1.Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости».

2. Чтение произведений

авторов : А. Барто «Вовка добрая душа», В. Сутеева

«Яблоко »  и выявление

основного смысла.

Рассматривание

иллюстраций по

произведениям, краткий

пересказ.

Консультация «Воспитание

дружеских взаимоотношений

детей старшего дошкольного

возраста »

Ноябрь

Подборка пословиц о дружбе

1. Этические беседы

«Секрет вежливости »,

«Воспитанность и

Вежливость».

2.Заучивание пословиц о дружбе.

3.Игровая ситуация, «Какими качествами должен обладать твой друг?».

 

Декабрь

Подготовка консультации

для родителей «Ребенок и

книга »

Интервью с детьми

«Дружба, добро и зло ».

3. Знакомство с

творчеством Л. Н.

Толстого, чтение

произведений «Лев и

собачка », «Карасик » и др.

4.Обсуждение с детьми

нравственного смысла.

Консультация  «Ребёнок и книга»

Январь

Подготовка анкет,

анкетирование родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и люби к книге»

1 Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы», «Не будь жадным».

2.Заучивание пословиц о дружбе

3. Подготовка с детьми к

выставке книг

(чтение небольших

рассказов, определяющие

положительные и

отрицательные качества

людей),

3.Сочинение своих сказок,

рассказов,  рисование иллюстраций

к ним.

 Анкетирование родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

Февраль

1.Подготовка консультации для родителей «Детская дружба»

2.Подготовка выставки книг «Русские народные

сказки »

1 Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь».

2. Заучивание с детьми

новых игр на создание

дружеской обстановки в

группе: «Давай

поздороваемся », «Всем, всем, до свидания».

4.Продолжать знакомить

детей с зарубежными

писателями: Шарль Перро,

Андерсен.

5.Чтение и обсуждение

некоторых произведений

«Ослиная шкура »,

«Свинопас ».

Консультации для родителей «Детская дружба»

Март

 Промежуточные

результаты за год.

1.Этические беседы о доброжелательности:                  « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи».

2.Заучивание пословиц о дружбе.

3.Чтение рассказа В.

Осеева «Волшебное

слово».

4.Разобрать с детьми

смысл «волшебных» слов.

1. Папка- передвижка для

родителей «Воспитание

детей средствами

художественной литера -

туры

Апрель

Консультация для педагогов «Формирование культуры общения и дружеских

взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через

художественную литературу»

1.Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело - правду говорить смело» ,«Спасибо за правду», «Правда всегда узнается».

2.Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

3.Заучивание пословиц  о дружбе.

4.Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите».

Май

1.Подготовка к конкурсу «Правила дружбы знай и строго их соблюдай»

2.Создание

мультимедийной

презентация по теме.

3. Выступление на МО - презентация на тему:  Формирование культуры общения и дружеских

взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через

художественную литературу»

Написание отчёта по проделанной работе по теме самообразования.

1.Этические беседы:

«Береги книгу », «Надо

вещи убирать - не придется их искать » (о бережливости) .

2. Чтение и обсуждение

сказки К. Чуковского

«Федорино горе».

3.Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай».

4.Исполнение песни «Настоящий друг».

Памятка для родителей:

«Список художественной

литературы для чтения

дома».

Перспективный план работы на 2023-2024 уч. год

Рабата воспитателя

Работа с детьми

С родителями

Сентябрь

1. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

1. Этические беседы «Еще один секрет вежливости  », «Кто кого обидел», «Обиженные друзья».

«Вежливая просьба ».

2.Просмотр м/ф «Кот Леопольд».

Октябрь

1.Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика),

2.Подбор песен для разучивания детьми.

1. Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин.

2. Чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья»

3. Разучивание песен «Если добрый ты…», «Улыбка».

Консультация «Как помочь ребёнку стать добрым»

Ноябрь

1.Подготовка инсценировки сказки В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов

2. Подборка игр на развитие дружеского отношения друг к другу.

1.Чтение стихов о дружбе, обсуждение прочитанного.

2. Этические беседы: «Не завидуй другому», «Взаимопомощь», «Что такое бескорыстная помощь».

3. Инсценировка и показ сказки «Яблоко » для групп младшего дошкольного возраста.

4.Рисование «Что такое доброта»

5. Игры на развитие дружественного отношения друг к другу: «Фотографии друзей», «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Чей голосок?»

Привлечение родителей в подготовку к инсценировке сказки «Яблоко»

Декабрь

1.Создание наглядного пособия «Цветок нравственности ».

2. Подбор мультфильмов для просмотра.

1.Познакомить детей с чтением художественной литературы через мультфильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений

2. Георгий Скребицкий «Дружба», Михаил Зощенко «Не врать!». Обсуждение с детьми нравственного смысла.

3. Этические беседы: «Почему нельзя дразниться», «Добрейший носорог», «Тайное всегда становится явным».

Январь

1.Подбор книг о трусости и храбрости, подготовка и проведение тематической недели.

1 Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости »

2. Этические беседы: «Без труда не будет и плода», «О заботливости», «Чуткость и равнодушие», «Злая неправда».

2. Чтение Сергей Аксаков «Аленький цветочек», Лев Толстой «Два товарища», «Лгун», «Косточка».

Анализирование произведений.

3. Рисование «Мой друг».

 Участие в тематической неделе « Книги о трусости и храбрости»

Февраль

1.Создание пособия «Волшебная коробка» на определение положительных и отрицательных качеств человека.

1. Чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей, пересказ, сочинение своих сказок, рассказов, рисование иллюстраций к ним.

2. Разучивание песен о дружбе «Дорога к солнцу», «Песня бременских музыкантов».

3. Этические беседы : ««Мальчики – защитники слабых», «Девочки – маленькие принцессы», «Хороший друг познаётся в беде».

4. Дидактическая игра «Вопрос-ответ» (развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра).

Консультация для родителей «Воспитание детей средствами художественной литературы ».

Март

1. Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

1. Этические беседы: «Правила поведения в игре», «О культуре поведения», «Мы едем в транспорте», «Обиженные друзья».

2. Игровое занятие по этической беседе по сказке «Жадный кармашек»

3. Мошковская Э. «Вежливые сказки», «Кто самый добрый?». Анализирование произведений.

Создание рассказов собственного сочинения с детьми.

Апрель

1.Подготовка материалов к опросу детей  и родителей о понятиях «добро», дружба», «зло». 2.Оформление результатов опроса.

3. Подбор игр на развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

1. Этические беседы: « Что я знаю о волшебных словах », «О чём рассказала игрушка?», «Кто кого обидел».

2.Чтение и обсуждение -Агния Барто «Вовка добрая душа». Рисование иллюстраций.

3.Разучивание игр на развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

4.Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях

«дружба », «добро », «зло».

Анкетирование родителей «Что такое «добро»,  «дружба», «зло».

Май

1.Подготовка к итоговому мероприятию.

2.Оформление выставки детской художественной литературы.

3.Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика).

4.Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

1.Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.

2.Итоговое мероприятие «Путешествие на остров «Дружба».

Участие в выставке детских художественных литературных произведений морального содержания.

Литература и методические пособия:

  1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
  2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
  3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
  4. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
  6. Кобелева Г.Р.  Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
  7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.
  8. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы ».- изд. МОЗАИКА-  СИНТЕЗ,Москва, 2013
  9. http://www.maaam.ru/
  10. http://www.detskiysad.ru/
  11. http://knowledge.allbest.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"

Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...

план по самообразованию по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

План по самобразованию по теме :Формирование культуры общения и дружеских взаимиоотношениий для детей старшего дошкольного возраста через  художествнную литературу"...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.

Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....