Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей.

"Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

В настоящее время наблюдается упрощение русского языка. Словарный запас многих взрослых мал и беден. А они в свою очередь  должны быть примером для подражания у детей. В самом положительном смысле. И это очень важно для подрастающего поколения.

Фольклор- прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Фольклор- это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

Поэтичны и красивы наши народные песни. Остроумны и  разнообразны народные загадки. В народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития речи ребёнка, воспитания интереса к художественному слову.

Фольклор даёт прекрасные образцы для речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком.

Народное творчество  необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его. 

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать такие народные игры. Это способствует развитию мелкой моторики рук, вырабатывает умение проговаривать  текст совместно с  выполняемыми действиями.

Огромная ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т. к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий

В развитий связной речи фольклор- незаменимый помощник. В сказках, играх- драматизациях мы можем развивать у детей монологическую и диалогическую речь.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого нарушения: иправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя речи,мелкой моторики, связной речи.

Основными формами работы организации обучения детей, на которых можно использовать фольклорный  материал, являются индивидуальные подгрупповые логопедические занятия разных видов:

- занятия по  формированию правильного звукопроизношения( на этапе автоматизации звуков в связной речи)

- логоритмические занятия

- занятия по формированию навыков связного рассказывания

- занятия по  развитию лексико-грамматического строя речи (при изучении разных лексических тем)

Можно использовать фольклорные произведения  на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте ( при в введении детей в тему занятия), в основной части ( при изучении лексической темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики ,в работе по  формированию правильного звукопроизношения( на этапе  автоматизации звуков в связной речи).

Необходимо взаимодействовать с воспитателями логопедической группы.

Они могут использовать фольклор вразных видах деятельности:

-при организации и проведении режимных моментов

- в непосредственно образовательной деятельности

- в приобщении детей к национальной культуре

- в беседах

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх

- в играх на развитие мелкой моторики

- в театрализованной деятельности

- в инсценировках

В старшей группе можно испльзовать в работе с детьми потешки, чистоговорки, считалки.  Большое внимание уделяется народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.

Детей  подготовительной группы можем познакомить ещё с небылицами, частушками и былинами.

Использование в логопедической работе малых форм фольклора ( потешек, прибауток, чистоговорок, считалок, пословиц, скороговорок, загадок, сказок), позволяет расширить представления детей об окружающем мире, сформировать знания о культуре своего народа, обогащать лексический запас новыми словами, выражениями. Также наблюдается положительная динамика в автоматизации поставленных звуков. Улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Фольклор способствует познавательному, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda_dlya_pedagogov_i_roditelei.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей.

«Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Белоусова Е. А.

В настоящее время наблюдается упрощение русского языка. Словарный запас многих взрослых мал и беден. А они в свою очередь должны быть примером для подражания у детей. В самом положительном смысле. И это очень важно для подрастающего поколения. Известно, что количество детей младшего дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Н. Корнев, Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха и др. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах С.Л. Рубинштейна, М. И. Лисиной и других авторов. В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А. В. Соболева, Н. И. Политова и др. Применение в работе малых форм фольклора с детьми с речевыми нарушениями помогает гармоничному развитию личности ребёнка.

Народное искусство особенно доступно восприятию ребёнка, что обусловлено простотой формы и образов. Фольклор несёт важный яркий и эмоциональный заряд, необходимый для работы с детьми. Поэтому важно использовать в коррекционной работе возможности устного народного творчества. Народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребёнка, создают радостное настроение.

Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребёнка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия ребёнком окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Лаконичность и простота народного фольклора помогает педагогам простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые формы фольклора созданы на материале, который хорошо известен деткам и близок их пониманию.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи.

Учёными ИКП РАО ( Ю. А. Разенковой, И.Г. Дунаевой) было доказано, что дети в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика ( звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т. д) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше речевых патологий, речь выразительна, богата. Такие дети имеют хорошую память, развитое мышление.

Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни. Остроумны и разнообразны народные загадки. В народном фольклоре можно черпать материал для всестороннего развития речи ребёнка, воспитания интереса к художественному слову. Фольклор даёт прекрасные образцы для речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети должны не только усвоить родной, но и овладеть речью в совершенстве. Должны иметь достаточное дыхание, нормальный темп, ритм, тембр, уметь употреблять в речи разную интонацию. Для этого нам можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать такие народные игры, как «Этот пальчик в лес ходил», «Сорока-ворона» и другие. Это способствует развитию мелкой моторики рук, вырабатывает умение проговаривать &текст совместно с выполняемыми действиями. Огромная ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

В развитии связной речи фольклор- незаменимый помощник. В сказках, играх-драматизациях мы можем развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого нарушения: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя речи, мелкой моторики, связной речи.

 Основными формами работы организации обучения детей, на которых можно использовать фольклорный материал, являются индивидуальные подгрупповые логопедические занятия разных видов:

  • занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи)
  • логоритмические занятия
  • занятия по формированию навыков связного рассказывания
  • занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (при изучении разных лексических тем)
  • можно использовать фольклорные произведения на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте ( при в введении детей в тему занятия), в основной части ( при изучении лексической темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, в работе по формированию правильного звукопроизношения( на этапе автоматизации звуков в связной речи)

Необходимо взаимодействовать с воспитателями логопедической группы. Они могут использовать фольклор в разных видах деятельности:

  • при организации и проведении режимных моментов
  • в непосредственно образовательной деятельности
  • в приобщении детей к национальной культуре
  • в беседах
  • в наблюдениях
  • в народных подвижных играх
  • в играх на развитие мелкой моторики
  • в театрализованной деятельности
  • в инсценировках

В старшей группе можно использовать в работе с детьми потешки, чистоговорки, считалки. Большое внимание уделяется народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Детей подготовительной группы можем познакомить ещё с небылицами, частушками и былинами. В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат эпитетами, сравнениями, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что безусловно помогает обогатить пассивный словарь детей. А неоднократное повторение, заучивание помогает со временем перевести эти яркие выразительные средства в активный словарь.

Потешки-песенки-приговорки, которыми можно сопровождать игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. в игровой форме мы побуждаем ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, которые стимулируют моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук (пальчиковые игры), рук, мимики.

Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко наставление, урок.

Чистоговорки - малый жанр фольклора, народно-поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Часто мы используем чистоговорки, когда вводим поставленные звуки в речь.

Пословицы - изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Со временем у детей развивается умение творчески использовать слово, умение дать образно описание предмету, дать ему яркую характеристику.

Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка является элементом игры, которое помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Считалки хорошо развивают у детей темпо- ритмическую сторону речи.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. С помощью загадок у детей развивается не только речь, но и мышление. Загадки можно использовать при ознакомлении с новой лексической темой, в образовательной деятельности или в игре.

Скороговорки – это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в своей работе, мы часто используем скороговорки.  Дети с удовольствием учат и воспроизводят их.

Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии- «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора у детей. Сказки приобщают детей к мудрому народному опыту, к родному языку, к культуре. Дети очень любят сказки. Любят их обыгрывать и инсценировать.

Вывод:

Использование в логопедической работе малых форм фольклора позволяет расширить представления детей об окружающем мире, сформировать знания о культуре своего народа, обогащать лексический запас новыми словами, выражениями.

Также наблюдается положительная динамика в автоматизации поставленных звуков. Улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Фольклор способствует познавательному, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...

Консультация для родителей "Использование игрушки POP IT в развивающей работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Использование игрушки POP IT в развивающей работе с детьми дошкольного возраста"...

Статья на тему :Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

ценность использования фольклора в работе с детьм раннего возраста...