Внедрение нетрадиционных видов физической культуры как один из способов модернизации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
консультация на тему

Шеблова Татьяна Егоровна

Именно инновационные (нестандартные) занятия по физической культуре помогают воспитанию у детей интереса  к движениям и разумного отношения к своему здоровью. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни,  сделать всё, чтобы он вырос крепким и гармонично развитым.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 67 «Надежда»

 город Набережные Челны

 Статья на научно-практическую конференцию в НИСПТР

«Нетрадиционные формы физического воспитания»

 

 

                                                   Инструктор по физической культуре

                                                             высшей квалификационной категории:

                                        Шеблова Татьяна Егоровна

2015 г.

«Нетрадиционные виды физической культуры» - консультация.

Цель.  Ознакомить воспитателей ДОУ с нетрадиционными видами физической культуры для использования в индивидуальной работе с детьми.

План:

1. Актуальность использования нетрадиционных видов физической культуры.

2. Круговая тренировка для дошкольников.

     3. Гимнастика «Маленькие волшебники».

     4. Развивающая кинезиологическая программа.

     5. Веселый тренинг

     6. Детский игровой стретчинг

                                          

    Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.  Одним из факторов формирования здорового образа жизни является  физическая культура. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний, закрепление и совершенствование ранее изученных наиболее успешно проходит в игровой форме.

     С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

     В этой связи представляются весьма актуальными вопросы, связанные с поиском и совершенствованием оригинальных  (нестандартных) видов, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.  Именно инновационные (нестандартные) занятия по физической культуре помогают воспитанию у детей интереса  к движениям и разумного отношения к своему здоровью. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни,  сделать всё, чтобы он вырос крепким и гармонично развитым.  

         Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. В период развития организма здоровый образ жизни более эффективно способствует созданию фундамента здоровья на всю жизнь. Если ребёнок в дошкольном возрасте полюбит движения, то он не только обретёт здоровье, но и через всю жизнь понесёт потребность в движениях и в течение жизни будет активным, деятельным, целеустремленным и жизнерадостным.

      Существует много нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий (кроме стандартных) в детском дошкольном учреждении. Все они направлены на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
  • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • формирование правильной осанки;
  • совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств;
  • воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

       Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать? В своей работе мы используем следующие нетрадиционные формы физического воспитания: круговая тренировка; кинезиологическая гимнастика;  «Веселый тренинг» К.К.Утробиной;  «Маленькие волшебники» (гимнастика для детей в стихах);  детский игровой стретчинг.

Круговая тренировка для дошкольников.

    Метод  круговой тренировки в практике дошкольного физического воспи-тания  считается одним из перспективных инновационных путей реализации тренирующего и развивающего эффекта занятий.  

       Круговая тренировка подразумевает многократность повторения тех или иных движений, упражнений и способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребёнка.  Во избежание монотонности необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми, как часть игры. В этом случае ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры,  как бы не замечает, что он учится, хотя он то и дело сталкивается с трудностями. Этому способствуют сюжетные комплексы, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название либо применяются приёмы имитации и подражания.

Гимнастика «Маленькие волшебники».

     Веселая гимнастика в стихах для детей 1- 6 лет укрепляет здоровье; раскрывает физические, творческие, интеллектуальные, эмоциональные, артистические способности; построена на естественных движениях ребенка; прививает устойчивую потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Большинство движений основаны на движениях людей или подражании животным, что делает гимнастику привлекательной и интересной для дошкольников. Стихи, которые предлагаются для выполнения упражнений гимнастики, очень простые и веселые. Дети с удовольствием их повторяют и это отлично способствует развитию речи, и памяти. 

Развивающая кинезиологическая программа.

     В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении. Одним  из универсальных методов психокоррекционной работы является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Движения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить  работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Очень  важно применять на практике весь комплекс упражнений и заданий в игровой форме(пальчиковая гимнастика, точечный массаж), что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Веселый тренинг

    Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц.  Все они способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки. Весь комплекс упражнений направлен на повышение интереса у детей к физкультурным занятиям.

    Все  упражнения имеют названия, символизирующие подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения.  

Детский игровой стретчинг

В наши дни проблемы нарушения осанки особенно актуальны для детей дошкольного возраста. Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом. Позволяет предотвратить нарушение осанки и  исправить её, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Все упражнения основаны на напряжении и расслаблении мышц,  выполняются ребёнком самостоятельно под музыку.

     Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать однозначный вывод: работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

   

Литература:

  1. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-4 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  3. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А.. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: Детство – пресс, 2012.
  4. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – М.: ДТД, 1993.
  5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4–7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/ авт.-сост. Е. И. Подольская. –  Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один изспособов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.Современные здоровьесберегающие технологииВиды здоровьесберегающих пе...

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол - гимнастики, как один из способов модернизации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Аннотация Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при этом «молодеет»: уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболева...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Халитовой Миляуши Мухамедхановны на тему:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Цель:Усовершенствование  комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья ...

: *Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы*

консультация для педагогов ДОУ "Взаиммодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ...