Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Крук Алла Валерьевна

             В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.

И это правильно, ведь воспитание гражданина и патриота  не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа и освоения его культуры.

Истоки наши в прошлом, сегодня творит завтра!- говорит народная мудрость.

Последнее десятилетие в дошкольном образовании   широко развиваются инновационные технологии. Музейная педагогика одна из них.

Мы  решаем задачу  приобщения детей к национальным традициям и народной культуре  через использование музейного пространства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические чтения  

«Современное дошкольное образование

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:
новые перспективы».

 Секция «Дети  в музее»

Тема выступления  «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Текст выступления  Крук  Аллы Валерьевны

  1. Актуальность

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям.

Воспитание гражданина и патриота  не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: истоки наши в прошлом, сегодня творит завтра

Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.

Мы  знаем, что  ребенка воспитывает все,  что его окружает.  В том числе и  предметно-развивающая среда. Поэтому особо внимание уделяется  организации образовательного  пространства. Последнее десятилетие в дошкольном образовании   широко развиваются инновационные технологии. Музейная педагогика одна из них.

Мы  решаем задачу  приобщения детей к национальным традициям и народной культуре  через использование музейного пространства.

  1. Цели и задачи

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувство любви к своей родине.

Задачи: познакомить детей  с народными  промыслами,  рассказать о древних  ремеслах, быте , традициях Руси,  вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные  культурные ценности

Решаем   дополнительные задачи:

Создание условий для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений.

Помимо основных  задач, которые всем и так понятны, мы ставим перед собой  и дополнительные. Это: развитие навыков общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали).

Отражение полученных знаний в жизни, прикладное использование музейных предметов.

Формирование навыков  взаимного общения по поводу музейных экспонатов

Развитие навыка  визуальной грамотности:  смотреть и видеть,  выделять главное в предмете, замечать детали.

  1.  Как мы это решаем?  

Сегодня не удивить наличием мини-музеев  дошкольных учреждениях.  

Наш музей «Живая Русь: вот она какая – сторона родная», который включает в себя  разнообразные тематические мини-музее групп.

У нас наличие нескольких экспозиций в группах ( мы называем их мини-музеями).  

Есть мини-музеи в группах с пополняемыми экспозициями  «Деревянные шедевры»,  Музей «Деревянные шедевры»  расширяет кругозор детей, формирует  представления о культурах не только своей страны, но и разных народов. Учит бережно относиться к прошлому человечества. Акцент делаем на   изделиях русских мастеров.

Особый интерес вызывает у детей экспозиция мини-музея «Серебряный перезвон». Музей постоянно пополняется. Дети вместе с родителями, когда путешествуют по городам России,  обязательно привозят в музей интересные колокольчики, сами много рассказывают о том, что узнали, что увидели. Представленные  колокольчики здесь самые разнообразные, интересные, оригинальные.

   «Народные промыслы – народные шедевры» знакомит с народным искусством»,   «В гостях у сказки», «Народные инструменты». И конечно же -  «Русская Матрешка», первая кукла-игрушка в жизни, самая красивая и дорогая.

Есть  сменные экспозиции «Подкова на счастье», «Куклы Неваляшки»,  

есть передвижные «Игрушки-забавы»,  «Русские валенки»  ,

 Какая работа по созданию мини-музеев  предшествовала,  я много говорить об этом  не буду. Это и сбор материалов, и обсуждение с детьми , и подбор и оформление места, и размещение экспозиции. Тем  более, что во всех садах подобная работа ведется.  

Формы  работы с использованием музейного пространства  у нас самые разнообразные.

Проводятся экскурсии по мини-музеям с педагогом и с детьми. Особо внимание уделяется рассматриванию отдельных предметов и вещей, рассказ, беседа, чтению  воспоминаний людей.  Постепенно в старшем возрасте дети берут на себя роль экскурсоводов.

Достойное место в работе дошкольных учреждений заняла проектная деятельность .У нас в детском саду был большой общесадовский проект «Что за прелесть эти валенки». Сначала оформили выставку, потом

В одной  группе был оформлен мини-музей «Русские валенки»,  который потом перенесли в помещение холла,

Валенки для этого музея собирали всем садом. Активно участвовали в этом и родители.

Провели игровое развлечение совместно с родителями на основе фольклорного материала «Валенки, валенки….» во всех возрастных группах. Дети узнали много нового и интересного о быте и праздниках русского народа в зимнее время года.

При ознакомлении с народным искусством постоянно проводим занятия с использованием материалов из музеев. Это и ознакомление с народными промыслами (дымка, гжель, хохлома, городец),  это и цикл занятий «Моя родина».   Знания, полученные на занятиях, находят свое отражение в художественном творчестве детей.

Материалы мини-музея используем в календарных народных праздниках.  «Осенние посиделки», «Колядки»,  «Масленица», «Весенняя  ярмарка».

Стало нашей традицией в день музеев в мае организовывать музейные часы. Дети разных возрастных групп в течение нескольких дней ходят к друг другу в  мини-музеи, проводят экскурсии, организовывают интерактивные игры, викторины, познавательные игры.

В процессе этих дней происходит  взаимообщение по поводу  музейных предметов, воспитанники узнают для себя много нового, закрепляют пройденное, пробуют себя в роли работников музея.

В старших группах  организуется сюжетно-ролевая игра «Наш музей»

Есть такая форма использования музейного пространства для  формирования у детей представлений о жизни  и трудовой деятельности предков своей страны, как включение отдельного музейного предмета в образовательную деятельность.

Происходит знакомство с отдельными предметами музея в рамках тематических недель.  

Например. «Знакомство со свойствами предметов. Металл» Даем представление о подкове, ее назначении.  Параллельно знакомим с профессией кузнеца. Дети  лепят, раскрашивают подкову, делают аппликацию, создают объемную подкову из бросового материала. На досугах показывают инсценировку «Во кузнице…».

Многие предметы мини-музеев имеют прикладное назначение: не просто лежат  на полках, а  активно используются в детской деятельности. Дети слышали оркестр колокольчиков  (музей «Серебряный перезвон»), оркестр ложкарей ( музей «Народные промыслы -народные шедевры»).

В гости к малышам приходят  матрешки из музея «Наша первая кукла Матрешка »,  потом традиционно проводится   развлечение  «Русская Матрешка».

В группах старшего возраста  используем такие приемы  работы для создания мотивационного интереса к музея, как появление новых предметов в музее ( потом начинаем подробно изучать, что это такое, так было со шкатулками), вдруг сидят незнакомые персонажи (домовенок), это дает повод узнать об обычаях, преданиях Руси.

В подготовительной группе используем метод познавательных игр. В мини-музее на полке лежит конверт, в котором  в образной форме предлагаются  задания для детей, вопросы, незаконченная информация.  Это стимулирует детей к тому, что они начинают искать ответы на  вопросы не только опираясь на музей своей группы, но и черпая информацию  из других источников  (дома, музеи других групп). Дети проявляют активность, самостоятельность в поисках ответов на вопросы.

В октябре 2015  года  в нашем учреждении прошел тематический день музейной программы «Русь ремесленная. Русь мастеровая». В этот день дети всех возрастных групп были охвачены разными формами работы: экскурсии по музеям, творческая мастерская, интерактивная  познавательная игра,  фольклорные развлечения, сюжетно-ролевые игры «Магазин сувениров», игры-путешествия.

Мы вам предлагаем посмотреть ролик –  итог проведения этого дня и показатель нашей работы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

«Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства»

Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творче...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».

В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...