Растим детей патриотами своей Родины, прививаем нравственные чувства.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Педагогическая работа по формированию нравственно-патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого,  работа включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.

Практическая часть работы в этом направлении, заключается в следующем. Образовательный процесс должен идти в нескольких направлениях деятельности – игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной.  Особое место занимает цикл бесед, рассматриваний иллюстраций, чтение художественной литературы и анализ этих произведений, музыкально-театрализованных мероприятий в непосредственно образовательной деятельности  по приобщению к отечественной духовной традиции, организация разнообразной игровой деятельности. Главная  задача, которую необходимо поставить перед собой педагогу –  это пробудить в ребенке человечность, чуткость, милосердие, великодушие, ответственность, обязательность и другие необходимые черты характера, и помочь  понять, во что верили и что любили наши предки.

Детям можно предложить  информацию об истоках русской культуры – хохломская роспись, дымковская игрушка, кружевоплетение и вышивка, изготовление деревянной и глиняной посуды, игрушек, предметов домашнего обихода, история традиционных праздников Пасхи, Рождества, Масленицы, День народного единства, День Победы, День освобождения Старого Оскола,  разучивание песенок народного фольклора, разбор конфликтных ситуаций и пути их решения, возможность поделиться впечатлениями из личного опыта. На группе можно приобрести  наборы открыток о Великой Отечественной войне, о разных городах России, о родном городе Старом Осколе, подбор русских народных сказок и сказок других стран, альбомы о жизни людей в городе и в деревне.

На основе полученных  знаний детьми в этом направлении,  прослеживаются положительные результаты: осознание нравственной ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия, ответственности, понимание важности положительного отношения к природе, к себе к окружающим, о необходимости уважения к старшим, к своим обязанностям, владению способами поведения, овладения речью, использованием полученной информации в самостоятельной деятельности. Дети становятся более доброжелательными по отношению друг к другу, они более общительны, эмоционально раскрепощены, оказывают друг другу помощь в игре и других видах деятельности. Атмосфера в группе  будет более теплой, доброжелательной, а это приведет к тому, что они вырастут настоящими патриотами своей страны с богатым духовным миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растим патриотов своей Родины

Для того чтобы любить свой край, необходимо знать его традиции. Ребенку нужно показать, рассказать о природе родного края, культурно-историческое прошлое и настоящее своей Родины!!...

Консультация для родителей «Воспитание гражданина своей страны – патриота своей Родины.»

      «Воспитание гражданина своей страны – патриота своей Родины.»...

Консультация для родителей «Растим дошкольников патриотами своей Родины»

Воспитание   патриотических  чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного  воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому сад...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины

В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме...

Консультация для родителей "Воспитываем детей патриотами своей Родины"

Консультация для родителей "Воспитываем детей патриотами своей Родины"...

Статья "Растим патриотов своей Родины"

Статья «Растим Патриотов своей Родины  Детство – каждодневное открытие мира ипоэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и Отечества. Чтобы в ...

Буклет для родителей "РАСТИМ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ РОДИНЫ"

РАСТИМ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ РОДИНЫ Воспитать патриота своей Родины  ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая ...