«Социально-бытовая адаптация особого ребенка»
статья на тему

Борисова Анна Юрьевна

Для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_osobyy_rebenok_publikatsiya.odt25.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Воспитатель ГБДОУ детский сад № 18

                                                               Красносельского района СПБ    

                                                               Борисова А.Ю.           

                                                         ОСОБЫЙ   РЕБЕНОК:

                                « Путь к успешной социализации »

                  « Социально-бытовая адаптация особого ребенка»

     

                                                               

     

       Мировой экономический  кризис, политические, социальные проблемы в нашей стране затронули все сферы жизни, особенно  науку, культуру и образование. Целый ряд проводимых реформ во время «перестройки», привели к тому, что наша  страна «разбогатела» на  целых два поколения потребителей, загубленных вредными привычками. Социальное сиротство продолжает разъедать общество изнутри. Рушатся семьи, страдают дети. Возникла проблема выживаемости человечества.

          В связи с отрицательными  экологическими  изменениям  в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе  алкоголизма и курения (это тоже виды наркомании), особенно среди молодежи, наблюдается увеличение количества детей с дифференциальными формами умственной отсталости.

         Введение в систему образования России  ФГОС, предусматривает  интеграцию  детей с отклонениями в развитии в массовые детские сады, с целью  оказания  своевременной помощи ребенку, а также  и семье, в преодолении  трудностей  в  воспитании  и  реабилитации «особого  ребенка». Нельзя рассматривать умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личностных качеств.

          Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятия из общества, это лишь ограничение  тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром и тем самым определенным образом проявляться.

          В процессе обучения и реабилитации этих детей большое место должна занимать семья, воспитатели, дефектологи и психологи дошкольных учреждений. Главная цель – сделать родителей союзниками в воспитательном и образовательном процессе. Привлечение родителей к сотрудничеству с  педагогами в творческой, познавательной и оздоровительной деятельности и создает  «Общую семью», которая называется  детским коллективом.

          Общими усилиями, через уклад семьи, традиции,  создается ненасильственное  пространство  воспитания, где ребенок  природосообразно

постигает жизненные ценности, иерархию отношений, послушания и подчинения. И тогда вернется добрая традиция взращивания духовно  и нравственно ориентированных детей.

        В коррекционной работе с особым ребенком выделяются первоочередные  задачи, в зависимости от уровня  его социальной адаптации.

Для одного ребенка будет формирование навыков самообслуживания; для другого - отказ  от вредных привычек (грызть ногти; покачиваясь сосать палец; ковыряться в носу); для третьих – формирование трудовых навыков и посильное включение в трудовую деятельность.  Предметом обучения должны быть именно те вещи, ситуации  и отношения, которые для конкретного  человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции  молодых людей в это общество.

         Важное значение для реабилитации имеет трудотерапия ( ферма, огород, мастерские). В семье, как правило, недостаточно внимания уделяется самостоятельному труду ребенка. Повседневная занятость, нехватка времени, заставляет  родителей  самим выполнять  то, что можно доверить ребенку. Гиперопека  со стороны  семьи замедляет, мешает развитию, вызывает кризисы  в состоянии  особого ребенка. Со временем, предоставляя  ребенку возможность самостоятельно трудиться, глядя на взрослых,  на даче, в деревне, формируются защитные механизмы и самостоятельное умение   ими пользоваться.

          Многолетняя практика работы с детьми в коррекционном детском доме, свидетельствует  о важности пребывания ребенка на природе, на ферме, в оздоровительном летнем лагере, где  ребенку приходится адаптироваться к незнакомым для них условиям. Вместо родных воспитателей, опекают ребят  другие  педагоги  и старшие воспитанники. Распределяются  обязанности  по ведению хозяйства, организуется дежурство по столовой,  уход за  растениями и животными – всюду   предоставляется  свобода  творчества.

            Развиваются творческие способности ребят в приобщении к искусству, пению, театральным постановкам, рисованию, музыкальным концертам, чему  на досуге  большое внимание  уделяется  в   оздоровительном лагере «СМЕНА»  Детского дома №11  СПБ.

           В детдомовское братство  часто вливаются  домашние дети, родители которых  определяют  своего особого ребенка  в  летний оздоровительный лагерь.  Совместное  проживание  домашних детей  и  воспитанников Детского дома, в атмосфере взаимоуважения, понимания, любви и братства создает положительный эмоциональный фон  для  особых  ребят.  Воспитанники детского дома  неожиданно для себя  делают  открытие, с восторгом рассказывая воспитателю: « представляете,  домашние  такие же, как и мы. Они  хорошие, умеют дружить».  

          Пребывание  детей  в  разновозрастном коллективе показывает позитивную динамику в их социально-психологическом реабилитационном процессе. Особенно это касается межличностных отношений, которые улучшались со сверстниками и с незнакомыми людьми.

         Трудовая деятельность, самообслуживание, улучшается у всех детей, что демонстрирует их резервные возможности в плане  социально-культурной реабилитации. Формируются навыки, умения и знания в непринужденной обстановке.

          Подавляющее число детей  с отклонениями в развитии, при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве, к 25-20 годам  способны настолько социально адаптироваться, что становятся в быту почти неотличимы от нормально развивающихся детей.

           Это бывает в тех случаях, когда ребенок живет  в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется и к ребенку или молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация.

Таких детей и подростков из общего числа детей с умственной отсталостью,  примерно 70-75 % и дорога жизни у них складывается по-разному.

            Повседневный опыт работы  и современное состояние учения о проблемах в развитии, в том числе с нарушениями интеллекта,  являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности у них разные. И это обстоятельство все больше принимается во внимание.   Воспитателям и педагогам  детских садов и школ необходимо иметь знания о клинико-психопатологических и  психолого–педагогических особенностях детей  с  отклонениями в развитии.

                                       

    Санкт-Петербург

     22.02.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование соци...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

ВведениеВ последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальн...

«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»

Формирование  у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача  общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. о...

Всеобуч февраль 2022 Круглый стол «Социально-бытовые и коммуникативные навыки ребенка с особенностями развития»

Дети – это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в  семье  появляется  ребенок  с  ограниченными возможностями  здоровья....

Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...