"Эстетическое воспитание – составная часть духовного становления личности"
статья (старшая группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание – составная часть духовного становления личности

Путь обновления, на который становится вся система народного образования в стране, предусматривает коренное изменение воспитания молодого поколения. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребёнка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, поступков, чувств; знание того, чем он живёт, о чём мечтает; знание его психологических особенностей, окружения. Учителю очень важно знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребёнка. Любые пробелы в развитии, пустоты имеют невосполнимые последствия для личности. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния: чувству патриотизма, толерантности, любви к людям, природе. Эстетическое воспитание является составной частью духовного становления личности. Воспитывающим обучение становится в том случае, когда содержание учебного материала преподносится на уроках в таких формах, которые позволяют решать и вопросы эстетического воспитания. На уроках окружающего мира, получая знания о природе, дети одновременно учатся ценить, любить, наслаждаться ею, бережно относиться к природе вообще и природе самого человека (его здоровью) в частности. Учебный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями «прекрасное», «величественное». Произведения искусства, используемые на уроках, помогают школьникам увидеть «море цветов», «дно океана», поэтические образы природы. На уроках стараюсь вызвать у детей эстетическое волнение, что позволяет ученикам легко и непринуждённо осваивать необходимые понятия, хронологический материал, который словно иллюстрирует главное: взаимоотношения человека и природы, возможности человека, вечную борьбу этих великих сил мироздания. Сердце маленького человека, посвящённого в эту тайну жизни, не может не взволноваться, а значит, возникает главное: желание больше познать, желание стать сильным, свободным человеком. Эстетические возможности учебного материала – важная основа комплексного решения воспитательных задач. Надо видеть, как загораются глаза ребёнка во время экскурсий, встреч с интересными людьми. Как они всматриваются в лица смелых, добрых людей. Через общение с интересными людьми устанавливается причастность школьников к нужному делу. Ребята узнают основные профессии современного общества, видят людей, представляющих науку, управленческие организации. Когда приглашаю на встречу интересного человека, то воздействие его на учащихся осуществляется многопланово. Многие стараются подражать таким людям, становятся наглядными такие понятия, как «красота труда», «нравственное совершенство». Ученики сами могут убедиться, что человек прекрасен, если он являет собой гармонию духа, сил, способностей и потребностей; если его отличает единство слова и дела.

Для становления личности немаловажная роль отводится урокам этикета. Внутренняя красота человека находит выражение в высоких образцах вежливости – этикете. Знание и соблюдение правил поведения облегчает общение детей в классе, а затем и в жизни. На таких уроках расценивается как прекрасное элементарные требования этикета: уступить место в автобусе взрослым, помочь донести портфель своей однокласснице, не грубить, помогать слабым в учёбе. Поведение должно быть красивым. В классе после таких уроков становится обычным, что мальчики подают куртки девочкам, несут портфели. Эта норма стала повседневность и её даже не замечают. Жизнь требует относиться друг к другу по-доброму, уважительно, так как люди зависят друг от друга.

Стремясь сохранить душевное здоровье ребёнка, стараюсь прививать учащимся азы православия. Во внеурочное время знакомлю детей с жизнью Спасителя, с Его значением для человечества, Его учением. Напоминаю им, что Страх Господень не допустит согрешить, и он же заставит вас делать всякое добро при всяком к тому случае. Объясняю, что это нужно для того, чтобы в зрелом возрасте, когда соблазны окружают человека со всех сторон, когда злые страсти будут действовать сильнее, дети смогли бы сохранить добрые обычаи и христианские привычки. После таких объяснений легче повернуть ребёнка на правильный путь.

Эстетическое воспитание направлено прежде всего на формирование эстетических отношений. Восприятие прекрасного положительно сказывается на школьнике. Оно доставляет ему высокое наслаждение. Очень интересно наблюдать за детьми, когда они радуются при виде красоты.

Эстетическое всегда манит познать его, оно пробуждает в детях любознательность. Всё более важным средством эстетического воспитания становится искусство. Искусство – это носитель общечеловеческих идеалов, поэтому любовь к искусству начинаю прививать с первого класса, так как это очень важно для духовного становления личности. Воспевая красоту и мощь природы, чистоту человеческих отношений, искусство возвышает ребёнка, укрепляет его веру в торжество истины, справедливости, добра.

На уроках и во внеурочное время очень часто для оптимизации учебных занятий и усиления эффективности обучения, обращаюсь к произведениям искусства. Это обращение ограничивается, в основном, преимущественно использованием художественных творений в качестве иллюстративного материала, а также посещением выставок. Рассматривая ту или иную картину, ученик сопереживает с автором: эстетически осваивает формы и цвета предмета, их расположение. Человеческие поступки и характеры. Художественный образ всегда есть духовный образ действительности. Осваивая, ребёнок делает его частью своего внутреннего мира. Огромное значение в духовном становлении ребёнка имеет театр, киноискусство и телевидение. Сценическое искусство остаётся одним из любимых и популярных видов художественного творчества для детей: волшебное превращение, вызывающее у каждого, чьё сердце открыто прекрасному, чувство радостного удивления и восхищения. Дети любят играть, и это стремление к непосредственному перевоплощению в других людей, приносит им глубокое чувство радости. Во время своих игр они подражают героям спектаклей.

Детям нравится кино. Они с увлечением спорят о его достоинствах и недостатках, собирают фотографии любимых героев. На их примерах воспитывают в себе смелость и доброту, чуткость и дисциплинированность.

В настоящее время влияние телевидения на детей становится всё более сильным. Ежедневно дети большое количество времени тратят на просмотр телепередач. Оно открывает детям окно в широкий мир науки, искусства, в царство диковинных животных и растений. Дети чувствуют себя приобщёнными к событиям, происходящим на экране. Проводя индивидуальные беседы с детьми, формирую у них избирательное отношение к телепередачам. Не секрет, что просмотр некоторых телепередач не может способствовать формированию эстетического вкуса, развитию нравственных качеств личности ребёнка. Поэтому во внеурочное время обсуждаем просмотренные ими телепередачи, анализируем поступки отдельных героев, находим пример для подражания .

Чтобы умело и целенаправленно руководить духовным становлением ребёнка. Необходимо постоянное внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, знание всего, чем он живёт, о чём мечтает, с кем дружит, знание его психологических особенностей. Необходимо постоянное внимание к ребёнку, как со стороны учителей, так и со стороны родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

статья Роль семьи в духовном становлении личности

Статья-эссе о роли воспитания в семье на духовное развитие и сиановление личности человека...

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть для становления личности дошкольника».

ДОУ было, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего, оно служит и будет служить для того , чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.Воспит...

Консультация для родителей: "Эстетическое воспитание – составная часть духовного становления личности "

Путь обновления, на который становится вся система народного образования в стране, предусматривает коренное изменение воспитания молодого поколения....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ

Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...

,,Значение воспитания семейных ценностей в становлении личности ребенка дошкольного возраста"

статья.Воспитание детей-это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями. Особенно важно формирование семейных ценностей в раннем, когда личность ребенка только начинает формироваться....