«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
статья (старшая группа) на тему

Соболева Любовь Петровна

Пояснительная записка

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является  народное искусство, в котором объединены  устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.

Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие  носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть  воздействуя на чувственную сферу ребенка в народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Успешность решения  этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

- сотрудничество  педагога и ребенка;

- использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

- воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений  народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только  активными слушателями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п.,  активно включались  в работу на занятиях, в том числе  и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Соболева Любовь Петровна

Пояснительная записка

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является  народное искусство, в котором объединены  устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.

Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие  носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть  воздействуя на чувственную сферу ребенка в народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Успешность решения  этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

- сотрудничество  педагога и ребенка;

- использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

- воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений  народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только  активными слушателями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п.,  активно включались  в работу на занятиях, в том числе  и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Приложение

«Осенняя ярмарка» (музыкально-театрализованное представление для старших дошкольников)

Очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках,  потешках,  воспитывать  любовь к родному краю.

На первый взгляд сценарий кажется объемным, но на самом деле подготовки  требует

Немного. Нужно только вовремя дать задание – разучить номера художественной самодеятельности.

Предварительная работа: слушание русских народных песен,  разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов, песен их  обыгрывание.

Оформление выставки «Дары осени»: столы, накрытые скатертями, муляжи овощей и фруктов.

Материалы: сувениры, вывески «Продажа живности» , «Булки, хлеб, бублики», «Чайная», платочки. Игровое оборудование «Веселая карусель». Музыкальные народные инструменты:  румбы, трещетки, деревянные ложки и кукла Петрушка.

Ход праздника:

1-й скоморох.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние1

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

2- скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1-скоморох.

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

2- скоморох.

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Наша ярмарка открывается!

1-ребенок:

Мы ребята озорные!

Мы ребята удалые!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

2- ребенок:

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет покупайте!.

3 – ребенок:

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо – чудное, а не товар!

Гляди нее моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!.

Все товары хороши! Что угодно для души!

Хором:

Тары- бары- растобары,

Расторгуем все товары!

1-скоморох:

- А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах.

2 – скоморох:

- А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками.

Девочка:

Встанем, девицы, рядком

Да частушки пропоем!

Мальчик:

Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

Хором:

Пропоем мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Мальчики (хором):

Девочки - беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки:

М вчера коров доили,

Молоком умылися!

1-мальчик:

Вы послушайте, девчата,

Нескладушку уду петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!.

2-мальчик:

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

1-я девочка:

Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

3-й мальчик:

Заготавливать овес!

2-я девочка:

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Иван,

Попляши-ка ты со мной!

1-й мальчик:

Ставлю ногу на носок,

А потом  на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом присядку!

Хором:

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Ребенок:

А на ярмарку народ собирается,

А на ярмарке веселье начинается,

Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.

Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите!

Ребенок:

Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите!.

Скоморохи:

  1. Посмотрите, с огорода заготовила природа

Массу вкусных овощей для супов и для борщей!

  1. Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,

Реклам не простых – витаминных, овощных.

  1. Во саду ли, в огороде фрукты,, овощи растут,

Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут!

  1. Для всего честного люда реклама есть к любому блюду.

Слушайте внимательно, запоминайте старательно.

Ребенок:

Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!

Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,

А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Хором:

Во саду ли в огороде были мы, ребятки,

Вам споем сейчас частушки, что растут на грядке.

Урожай у нас хороший уродился густо:

И морковка и горох белая капуста.

1-ребенок:

Я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем, Я и так известна всем.

2-ребенок:

Надо свеклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свеклы нету.

3 – ребенок:

Про меня рассказ не длинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок,

Будешь ты здоров, дружок.

4-ребенок:

Самый вкусный и приятный

Наш любимый сок томатный.

Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьм.

5-ребенок:

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я вам друг –

Я простой зеленый лук.

6-ребенок:

Круглое, румяное яблоко на ветке

Любят меня взрослые и маленькие детки.

7-ребенок:

К вам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

Хором:

Во саду ли в огороде пели вам частушки.

Очень просим извинить, коль устали ушки.

Скоморох:

Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,

Для здоровья и для силы ешьте больше …

Все: овощей!

Скоморох:

Фрукты тоже всем нужны, ешьте дети от души!.

А сейчас посмотрим, как вы ловки и быстры в сборе урожая.

Дети играют в игру «Собери картофель».

1-скоморох:

И со всех концов земли все на ярмарку пришли! Вот – девчонки-поскакушки и ребята-веселушки!

2-скоморох:

А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар  любой на выбор!

Дети играют в игру «Прыжки через канат».

1-скоморох:

Да вон и сам Иванушка. Давайте-ка ребята, спросим, где был Иванушка?

Инсценировка русской народной песни «Где был Иванушка?».

- Где был Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил Иванушка?

- Курочку.

- Курочка по сенечкам зернышки клюет,

Иванушка в горенке песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

- Курочка по сенечкам зернышки клюет,

Уточка по лужицам взад-вперед идет,

Иванушка в горенке песенки поет.

- Где был, Иванушка?

-На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Барашка.

- Курочка по сенечкам зернышки клюет,

Уточка по лужице взад-вперед идет,

Барашек по лугу травку жует,

Иванушка в горенке песенки поет.- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Коровку!

- Курочка по сенечкам зернышки клюет,

Уточка по лужицам взад-вперед идет,

Барашек по лугу травку жует,

Коровка детям молоко дает,

Иванушка в горенке песенки поет.

Иванушка пряшет под русскую народную мелодию «Калинка».

2-скоморох:

- Бубны, румбы, трещетки, ложки! Кто хочет поиграть немножко? Становитесь в ряд! Выбирай подряд! Красиво – приятно, а для всех занятно!

Дети выбираю русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.

1-коробейник:

Кто хочет нас потешить на нашей ярмарке?

Звучит русская народная мелодия  «Барыня», второй ведущий выводит «медведя».

2-коробейник:

Расступись, народ честной,

Идет медведюшко со мной!

Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех! (Медведь кланяется публике).

1-коробейник:

Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются?.

А какие в нашей группе мальчики?

А как Ваня проспал, в сад опоздал?

А как наш воспитатель по группе ходит?

А как Дуняша пляшет?

Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя

2-й коробейник:

Молодец!

А теперь поклонись да  под музыку пройдись! (Медведь кланяется  и уходит)

1-коробейник:

Чудаков на свете много , вот и в нашем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!

Ребенок читает стихотворение Ю.Владимирова «Чудаки».

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Другой пятак – на колпак,

А третий пята – так.

По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки.

Который пятак – на кушак?

Который пятак – на колпак?

А который пятак – так?

Вот ведь глупые чудаки,

Перепутали все пятаки!

А Иванушка-то, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Поехал жениться, привязал копытце,

Корытце мотается, Невеста улыбается.

Корытце упало

Невеста пропала!

1-скоморох:

А ну, кА ребята, а ну, девчата!

Выходи  рядком, играть начнем!

Дети играют в русскую народную игру «Плетень».

Под веселую русскую Народную мелодию над ширмой появляется кукла Петрушка.

Петрушка:

Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: Договорились?

Петрушка загадывает детям загадки:

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…

Болты, шурупы, шестенки

Найдешь в кармане у …

Коньки на льду чертили стрелочки…

С утра в хоккей играли …

Болтали час без передышки …

В цветастых платьицах …

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь …

Боятся темноты трусишки –

Все, как один, они …

Петрушка:

- Молодцы! До свидания! А на смену мне идут веселые скоморохи!

1-скоморох:

- «Ой, полным -полна  коробушка, есть и ситец и парча» - так поется в песне, Но у нас, у коробейников, короба уже пусты.

2-скоморох:

Вот и солнце закатилось –

Наша ярмарка закрылась!

1-скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Звучит русская народная мелодия «Камаринская», скоморохи и дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования...

«Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...

Самообразование «Использование декоративно прикладного искусства как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста».

Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию...