«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
статья (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка в народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:
- сотрудничество педагога и ребенка;
- использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;
- воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
Соболева Любовь Петровна
Пояснительная записка
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка в народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:
- сотрудничество педагога и ребенка;
- использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;
- воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Приложение
«Осенняя ярмарка» (музыкально-театрализованное представление для старших дошкольников)
Очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю.
На первый взгляд сценарий кажется объемным, но на самом деле подготовки требует
Немного. Нужно только вовремя дать задание – разучить номера художественной самодеятельности.
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов, песен их обыгрывание.
Оформление выставки «Дары осени»: столы, накрытые скатертями, муляжи овощей и фруктов.
Материалы: сувениры, вывески «Продажа живности» , «Булки, хлеб, бублики», «Чайная», платочки. Игровое оборудование «Веселая карусель». Музыкальные народные инструменты: румбы, трещетки, деревянные ложки и кукла Петрушка.
Ход праздника:
1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние1
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
2- скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1-скоморох.
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
2- скоморох.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается –
Наша ярмарка открывается!
1-ребенок:
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
2- ребенок:
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет покупайте!.
3 – ребенок:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо – чудное, а не товар!
Гляди нее моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!.
Все товары хороши! Что угодно для души!
Хором:
Тары- бары- растобары,
Расторгуем все товары!
1-скоморох:
- А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах.
2 – скоморох:
- А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками.
Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Хором:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
Мальчики (хором):
Девочки - беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:
М вчера коров доили,
Молоком умылися!
1-мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку уду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!.
2-мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!
1-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!
А Ванюша отвечает…
3-й мальчик:
Заготавливать овес!
2-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!
1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом присядку!
Хором:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!
Ребенок:
А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите!
Ребенок:
Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите!.
Скоморохи:
- Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов и для борщей!
- Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых – витаминных, овощных.
- Во саду ли, в огороде фрукты,, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут!
- Для всего честного люда реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно, запоминайте старательно.
Ребенок:
Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
Хором:
Во саду ли в огороде были мы, ребятки,
Вам споем сейчас частушки, что растут на грядке.
Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка и горох белая капуста.
1-ребенок:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем, Я и так известна всем.
2-ребенок:
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.
3 – ребенок:
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.
4-ребенок:
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьм.
5-ребенок:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг –
Я простой зеленый лук.
6-ребенок:
Круглое, румяное яблоко на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.
7-ребенок:
К вам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Хором:
Во саду ли в огороде пели вам частушки.
Очень просим извинить, коль устали ушки.
Скоморох:
Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше …
Все: овощей!
Скоморох:
Фрукты тоже всем нужны, ешьте дети от души!.
А сейчас посмотрим, как вы ловки и быстры в сборе урожая.
Дети играют в игру «Собери картофель».
1-скоморох:
И со всех концов земли все на ярмарку пришли! Вот – девчонки-поскакушки и ребята-веселушки!
2-скоморох:
А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!
Дети играют в игру «Прыжки через канат».
1-скоморох:
Да вон и сам Иванушка. Давайте-ка ребята, спросим, где был Иванушка?
Инсценировка русской народной песни «Где был Иванушка?».
- Где был Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил Иванушка?
- Курочку.
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
-На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужице взад-вперед идет,
Барашек по лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Коровку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек по лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.
Иванушка пряшет под русскую народную мелодию «Калинка».
2-скоморох:
- Бубны, румбы, трещетки, ложки! Кто хочет поиграть немножко? Становитесь в ряд! Выбирай подряд! Красиво – приятно, а для всех занятно!
Дети выбираю русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.
1-коробейник:
Кто хочет нас потешить на нашей ярмарке?
Звучит русская народная мелодия «Барыня», второй ведущий выводит «медведя».
2-коробейник:
Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех! (Медведь кланяется публике).
1-коробейник:
Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются?.
А какие в нашей группе мальчики?
А как Ваня проспал, в сад опоздал?
А как наш воспитатель по группе ходит?
А как Дуняша пляшет?
Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя
2-й коробейник:
Молодец!
А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит)
1-коробейник:
Чудаков на свете много , вот и в нашем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!
Ребенок читает стихотворение Ю.Владимирова «Чудаки».
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Другой пятак – на колпак,
А третий пята – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак – на кушак?
Который пятак – на колпак?
А который пятак – так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!
А Иванушка-то, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться, привязал копытце,
Корытце мотается, Невеста улыбается.
Корытце упало
Невеста пропала!
1-скоморох:
А ну, кА ребята, а ну, девчата!
Выходи рядком, играть начнем!
Дети играют в русскую народную игру «Плетень».
Под веселую русскую Народную мелодию над ширмой появляется кукла Петрушка.
Петрушка:
Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: Договорились?
Петрушка загадывает детям загадки:
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…
Болты, шурупы, шестенки
Найдешь в кармане у …
Коньки на льду чертили стрелочки…
С утра в хоккей играли …
Болтали час без передышки …
В цветастых платьицах …
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь …
Боятся темноты трусишки –
Все, как один, они …
Петрушка:
- Молодцы! До свидания! А на смену мне идут веселые скоморохи!
1-скоморох:
- «Ой, полным -полна коробушка, есть и ситец и парча» - так поется в песне, Но у нас, у коробейников, короба уже пусты.
2-скоморох:
Вот и солнце закатилось –
Наша ярмарка закрылась!
1-скоморох:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Звучит русская народная мелодия «Камаринская», скоморохи и дети покидают зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования...
Самообразование "Использование техник нетрадиционного рисования как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста."
Работа по самообразованию....
«Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...
Творческий проект "Осенняя ярмарка" по народному искусству как средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа....
Самообразование «Использование декоративно прикладного искусства как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста».
Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию...