Самообразование "Использование техник нетрадиционного рисования как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста."
материал по теме

Работа по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_otchet.2015.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                д/с  «Чайка» п. Мотыгино.

                                

Отчет работы по самообразованию.

«Использование техник нетрадиционного рисования как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного    возраста».

Московская Светлана Владимировна

2014-2015 учебный год.

                        

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и необыкновенное в обыкновенном».

                                                                                               Дени Дидро.

Актуальность. 

Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важная задача педагогики на современном этапе. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества, наше время особенно требует творческих, нестандартно мыслящих людей, действующих на благо развития общества. Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является изобразительное творчество. Однако традиционные программы не развивают в полной мере воображение, не побуждают детей к экспериментированию, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог, ориентируясь на образец выполнения.

Так как многие дети боятся своих ошибок и часто отказываются рисовать, объясняя это просто «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления. В нетрадиционном рисовании трудно ошибиться, здесь можно рисовать чем угодно и как угодно, что раскрепощает ребенка, помещает его в «ситуацию успеха», а также стимулирует к созданию своего неповторимого образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Данная техника расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявляя самостоятельность, инициативу и выражая индивидуальность.

 Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают

атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию инициативности, самостоятельности детей, позволяют выразить свои чувства, эмоции, мысли, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительному искусству. Нетрадиционное рисование привлекает своей доступностью, позволяют использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, а владение умением изображать различными способами способствует развитию творческих способностей ребенка. Нетрадиционное рисование играет важную роль и в общем психическом развитии ребенка, ведь важен здесь не продукт-рисунок или поделка, а процесс развития личности, формирование уверенности в своих способностях

Я определила цель своей работы: определить, оценить и показать значение применения нетрадиционных техник рисования в формировании и развитии успешной творческой личности детей дошкольного возраста.

И поставила перед собой следующие задачи:

  • Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования, подготовки и организации занятий, консультаций, мастер-классов.
  • Раскрыть понятие «нетрадиционные техники рисования».
  • Рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.
  • Провести диагностики на начало и конец учебного года.
  • Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  • Оформить в группе уголок «Волшебные пальчики».
  • Формировать эстетическое отношение детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Формировать умение использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, создавать свой неповторимый образ.

  • Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Совершенствовать навыки рисования.
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
  • Воспитывать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.
  • Воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке рабочее место.
  • Повышать уровень самооценки детей.

Работу проводила поэтапно:

На первом этапе подобрала и изучила литературу по теме самообразования, оформила уголок «Волшебные ладошки», разработала учебную программу кружковой работы, провела анкетирование родителей и мониторинг уровня творческих способностей детей.

На втором этапе осуществляла активную совместную деятельность детей с воспитателем и друг с другом, а также деятельность с родителями.

На третьем этапе осуществляла проведение итоговых занятий с детьми в рамках учебной программы кружка, проведение мониторинга на конец года, итоговая выставка лучших детских работ, создание фотоальбома детских работ.

В работе использовала следующие средства:

-совместная деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

- Высокий – 21%

- Средний – 42%

- Низкий – 37%

При проведении диагностики использовала следующие методики:

- В. С. Мухиной «Нарисуй самое красивое. Самое некрасивое»;

- О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуру»;

- Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой «Пейзаж»;

- Р.М. Чумичевой «Как звучит картина».

Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки и уголь, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи: портретная, памятники, натюрморт, пейзаж. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.

Приготовила и разместила в уголке следующие игры:

- «Соедини по линиям и раскрась»;

- «Какое настроение? »;

- «Составь композицию»;

- «Составь фигуру»;

- «Угадай животное»;

- «Преврати пятно во что хочешь»;

- Лото «Узнай элемент узора».

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя   раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:

-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;

-оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».

-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;

-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;

-подготовка и проведение мастер-класса для родителей «Тюльпаны».

-подготовка и проведение анкетирования для родителей на тему «Любит ли ваш ребенок рисовать?»;

-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».

Кроме того, мною была подготовлена и проведена консультацию для педагогов «Игры на развитие воображения».

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-

выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а  это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.

Итогом моей работы явилась фотогалерея «Все дети любят рисовать», а также мною была оформлена итоговая выставка детских рисунков.

Диагностика на контрольном этапе показала:

- Высокий – 32%

- Средний – 48%

- Низкий – 20%

В перспективе планирую продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

При работе использовала следующую литературу:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1 и 2, 2007г.
  2. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. –СПб. : Детство-пресс, 2011г.

  1. Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005г.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.
  3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.: Карапуз-дидактика, 2007г.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.
  5. Погодина С. Художественные техники- классические и неклассические. //Дошкольное воспитание. 2009, №10.
  6. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа. /Авт-сост. О.И. Бочкарева, - Волгоград : Корифей, 2009г.
  7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития. 2007г.
  8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М. : Творческий центр, 2011г.
  9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –М. :Владос, 2006г.


                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

Перспективный план по самообразованию тема: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взр...

Проект «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, па...

Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный строй. Театрализованные игры помога...

Самообразование «Использование декоративно прикладного искусства как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста».

Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию...

Проект «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

laquo;Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение...