"Формирование правового сознания у старших дошкольников".
методическая разработка (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Формирование правового сознания у старших дошкольников

Содержание

Введение        

Глава 1 Теоретические основы формирования правового сознания у детей        

Глава 2 Формирование правового сознания дошкольников        

Глава 3 Формы работы с родителями        

Заключение        

Список литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        


Введение

         Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, свои права и  обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. (С.А. Козлова)

        Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они буду подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся факты жестокого обращения с детьми. Права детей дошкольного возраста в семье зачастую нарушаются.

Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, травмируется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя. Установлено, что у подростков, страдающих неврастенией, основной

                                     

причиной заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного возраста, в частности хронический недостаток любви.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии законов. Права и достоинство ребенка защищает международное и российское законодательство. Но дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

Учитывая особую важность проблемы, мы разработали систему занятий по ознакомлению дошкольников, а также их родителей с основами правового сознания. Она направлена на активизацию познавательных интересов ребенка, способствует воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Гражданином собственной страны. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно ему помогать.      

Работа по данной теме преследует следующие цели: создать педагогические условия для формирования  у детей элементарных представлений о своих правах и свободах.

Основные задачи в работе с детьми:

- познакомить ребенка с его правами и обязанностями;

- развивать свободную творческую личность, обладающую чувством собственного достоинства; коммуникативную компетентность ребенка и формирование у него социальных навыков;

- воспитывать чувства уважения, сострадания и терпимости  к другим людям и их правам.

           В работе с родителями:

- формирование педагогической грамотности и правовой культуры родителей, гуманного отношения к ребенку;

- обеспечение ими защиты прав ребенка.


Глава 1
Теоретические основы формирования правового сознания у детей

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Уже в XIX веке на страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

Наиболее же значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации "О правах ребенка" (Женевская декларация), где впервые была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей "ввиду их физической и умственной незрелости", что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах. 
Организацией Объединенных Наций (ООН), созданной в 1945 году, была разработана и принята "Всеобщая декларация прав человека", в которой провозглашены и сформулированы все основополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношения личности и государства. "Всеобщая декларация прав человека" послужила развитию и принятию международных документов, в которых особое внимание было направлено на необходимость ограждения самых слабых – стариков, женщин и детей – от напастей войны.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так, был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка.

        

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования.  На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Законе об образовании.  

        В 2002 году московским комитетом образования было опубликовано пособие группы исследователей под руководством Дороновой Т.Н. : «Защита прав и достоинства маленького ребенка». В нем изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализаций положения конвенции.

        Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, привычек, убеждений. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников  педагогического процесса.


Глава 2
Формирование правового сознания дошкольников

        В решении вышеперечисленных задач, центральное место отведено работе по формированию правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постоянного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

        В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство детей с понятиями «Я - человек», «Я и моя семья», «Мой организм», «Я и мои игрушки», «Я и люди на Земле»; в старшем дошкольном возрасте – знакомство с Декларацией прав человека».

        Обучение основам правового сознания лучше всего проводить в виде игры. Это могут быть игровые занятия со сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в страну Уважения с котом Леопольдом; праздники - «Вместе дружная семья»; беседы, чтение художественной литературы, познавательные, сюжетно-ролевые и развивающие игры, рисование, а также конкурсы, развлечения, совместная и самостоятельная деятельность детей. Вся запланированная работа сообщает детям какие-то новые знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию у них социальных эмоций, чувств.

        Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизации, продуктивной, трудовой. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность.  Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, сочинить.

        Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный

мир. Например, детям можно предложить понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, что огорчает друзей и близких. Использование приема наблюдение учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми, благодаря своим органам чувств: определять цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

        Научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольник тонко воспринимает, что все живое нуждается в защите, а значит и окружающие люди тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

        Включение в воспитательный процесс музыки также помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

        Все разделы работы по формированию основ правового сознания у детей взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и свои воспитательно-образовательные цели. Занятия проводятся один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены  в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей.

        Вся запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника действа.  При этом мы обращаем внимание не столько на запоминание, сколько на понимание, осознание, умение анализировать, делать умозаключение, на способность переживать, сочувствовать, применять свои

знания в жизни. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей необходимо сочетать разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео-, аудиокассеты, диафильмы);

- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или от имени героя: если бы я был гадким утенком…, если бы я поймал золотую рыбку…, если бы я вдруг превратился в…; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Какими правами пользовались персонажи?», «Цепочка», «Кто где живет», «Моя семья», «Поможем Золушке», «Разрезные картинки», «Назови друга ласково», «Подарки друг другу», «Волшебный мешочек» (собираем ласковые слова), беседа-диалог «Выбери правильный вариант разговора».

        Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от целей и задач.  Занятия включают также постановку нравственных проблем, поскольку любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

        Большую часть времени нужно посвящать практике: сюжетно-ролевым играм и другим творческим играм, практическим делам, беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие ситуаций детьми.

        Важно помнить, что кроме прав у человека есть еще и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно, не обижать друг друга, помогать друг другу. В старшем дошкольном возрасте необходимо проводить этические беседы. Например, что будет, если мы не будем выполнять правило «не обижать друг друга».

        Начинать такую работу следует с изучения особенностей характеров, интересов и привязанностей дошкольников. Учет этих особенностей

поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками, в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми решить: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях. Совместно с детьми можно составить «Декларацию прав группы», в которую включить такие правила: «Кто сильнее, тот уступит», «Умеешь сам – научи другого», «Старайся быть доброжелательным к людям (не вредничай, не обижай никого, не жадничай, чаще улыбайся)» и т.д. Это помогает детям анализировать, какое право было нарушено в той или иной ситуации и что потребуется, чтобы его не нарушать в дальнейшем.


Глава 3
Формы работы с родителями

        Важным условием успешной работы по ознакомлению детей с основами правового сознания является взаимосвязь педагогов с родителями.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование.

Цель: выявить уровень взаимоотношений между детьми и родителями; формы и методы воспитания, поощрения и наказания,  применяемые в семье; уровень педагогической грамотности, а также те вопросы воспитания, которые волнуют родителей.

  • Тематические родительские собрания.
  • Беседы за круглым столом.

Цель: познакомить родителей с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка»; вызвать интерес и желание осмыслить права ребенка и уровень их соблюдения в семье; развивать у родителей уверенность в своих воспитательных возможностях; формирование у них гуманного отношения к ребенку.

  • Помещение информации в родительских уголках.

Цель: формирование правовой культуры родителей; обеспечение ими защиты прав ребенка.

  • Консультации на интересующие темы.

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.

  • Домашние творческие задания.
  • Развлечения.

Цель: помочь родителям в общении с детьми, способствовать укреплению семейных отношений, традиций, развивать инициативу, творческий интерес.

 


Заключение

        Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

        Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, где формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того каковы условия в развитии малыша в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

        Правовая культура не ограничивается лишь знаниями и оценками, она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Вместе с тем она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы: жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.  

        С уверенностью можно сказать, что работа по информированию родителей и детей о правовых документах по защите достоинства ребенка своевременна и необходима, ибо воспитание правового сознания детей должно начинаться с дошкольного возраста.


Список литературы

  • Ворончихина, О.Г. Ознакомление детей дошкольного возраста с основами правового сознания [Текст]/ О.Г. Ворончихина//Дошкольник. Младший школьник. – 2004. - №5. – С. 1-11.
  • Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]. – М.: Рудомина, 2001. – 44с.
  • Проява, Л.В. система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении [Текст]/ Л.В. Проява // Педагогика ДОУ. – 2005. -  №3. - С81.
  • Соболева , М.Н. Правовое воспитание в семье и ДОУ  [Текст] /М.Н. Соболева // Педагогика ДОУ. – 2005. - №3. – С.75.
  • Соловей, С.А.Реализация Конвенции о защите прав ребенка в ДОУ  [Текст]/ С.А. Соловей // Педагогика ДОУ . – 2003. - №6. – С.107.
  • Харитончик , Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями [Текст]: семинары-практикумы, занятия, игры/ Т.А. Харитончик. – Волгоград: Учитель, 2013. – 228с.

Приложение 1

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
«Права и обязанности»

Задачи: закрепить представления детей о законах, защищающих права человека; способствовать росту самосознания, возможности и желанию использовать права и пониманию необходимости следовать обязанностям.

Оборудование: иллюстрации, политическая карта мира.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, найдите нашу страну. Правильно. Как называется наша страна? А сколько стран в мире? (Много) чтобы страны не ссорились между собой, что люди сделали?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, люди придумали законы, которые помогают устанавливать хорошие отношения. Какой закон вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: верно, Декларация прав человека. Какие права человека вы знаете?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Как вы думаете, этими правами обладают все жители планеты?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно все, и не важно, в какой стране живет человек, какого цвета волосы и кожа у него. А что произойдет, если какая-то страна нарушит Декларацию прав человека?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель обобщает.

Воспитатель: Ни одна уважающая себя страна не станет нарушать закон. Ведь тогда другие страны не будут уважать, дружить со страной-нарушительницей.

        А какими правами пользуются дети? Все детские права тоже записаны в специальном законе – Конвенции о правах ребенка.

Выберите из предложенных иллюстраций свои права.

Дети выбирают иллюстрации со своими правами, комментируют их.

Воспитатель: Как вы думаете, а можно пользоваться правами, не выполняя обязанностей?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель обобщает.

Воспитатель: Права и обязанности живут рядышком. Если есть права, есть и обязанности.  


Приложение 2

Памятка для родителей
Два способа наказать и не навредить

        Без наказания воспитывать детей невозможно – и это неоспоримый факт. Другое дело, каким оно должно быть?

        О телесном наказании и речи быть не может, это абсолютное табу! К счастью, большинство понимают: физическое наказание – это унижение человеческого достоинства, не говоря уже о причинении физической боли тому, кто себя защитить не может. А вот другие наказания допустимы, хотя одинаковых рецептов для всех все равно не существует.

        Наказание первое – естественным следствием непослушания. К примеру, ваш ребенок в новом костюме скачет по лужам, хотя вы запретили строго-настрого. Вы одернули его раз, одернули второй. Не понимает! Что ж, пусть наконец в эту лужу сядет, станет мокрым и грязным. Не злитесь. Он и так уже наказал себя. И обижаться ему не на кого. Теперь спокойно скажите: «Одежду придется постирать самому». И пусть стирает, хотя вам придется потом переделывать его «работу». Другой пример: вы наставляете, что нельзя трогать горящую свечку. Ребенок продолжает к ней тянуться. Не слушает? Пусть в таком случае коснется пламени. В другой раз вам и учить не придется.

        Наказание второе – лишением. За очень серьезный проступок ребенка можно оставить без намеченного семейного праздника, поездки в театр или похода в зоопарк. Это порицание для него очень существенно, особенно, если он готовился к мероприятию и ждал его.

        Успеть наказать всегда можно. Но полезно задаться вопросом: почему ребенок довел вас до этого? Существует четыре причины плохого поведения детей. Первая – борьба за внимание взрослых. Вторая – самоутверждение или борьба за власть. Третья – мщение. Четвертая – потеря веры в себя. Чтобы понять, что кроется в поведении вашего ребенка, прислушайтесь к своим чувствам. Если будете испытывать раздражение от капризов своего дитятка – значит, он жаждет вашего внимания. Если вы впали в настоящий гнев – ваш ребенок борется за власть. Появившееся у вас жгучее чувство обиды означает, что он вам мстит за что-то. И наконец, если у вас опускаются руки и вы испытываете отчаяние от общения со своим чадом, положение вашего сына (или дочери) действительно серьезно: он потерял веру в себя и по принципу избежания неудач просто ничего не делает и ничего не хочет.

        Разобравшись в причинах, вы не только можете, а должны исправлять ситуацию! Ведь тогда и наказывать не придется. Хорошенько проанализируйте свои взаимоотношения с ребенком и свое собственное поведение, почему он вам может мстить или бороться за власть. Может, вы были слишком несправедливы и ранили его? А может быть, долгое время только и делали, что все запрещали, а малыш и «пикнуть» не смел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...

Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"

Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского ...

Формирование нравственного сознания у старших дошкольников посредством пескотерапии

     Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретно...

Проект " Маленький гражданин большого мира" Формирование правовой грамотности у старших дошкольников.

Формирование  у старших дошкольников знаний о своих правах и обязанностях....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...

Опыт работы воспитателя Кравцивой Наталии Геннадиевны «Формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста»

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Главной задачей нашего государства является защ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»

Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...