Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формирование правового сознания.

Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Знакомить с правами и условными обязанностями ребенка; Расширять кругозор детей; Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 51

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Право на жизнь и семью»

г. Нижний Новгород, 2021 г

Цель: формирование правового сознания.

Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Знакомить с правами и условными обязанностями ребенка; Расширять кругозор детей; Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие фольклора, двигательная.

Глоссарий: права, обязанности, право на жизнь, право на семью.

Предварительная работа: Восприятия художественной литературы: «Красная шапочка» Ш.Перро, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин, «Волк и семеро козлят» Б.Гримм, «Морозко» р.н.с.; Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;  Беседа: «Правила нужно соблюдать», Д/и: «Как бы ты поступил?», разучивание физкультминутки «Мы похлопаем в ладоши», заучивание стихотворения «Как хорошо, что есть права».

Методы и приемы:

  • Наглядные: Иллюстрации к литературным произведениям.
  • Словесные: Проговаривание слов физ.минутки, Беседа, Пояснения, слушание и чтение стихотворения.
  • Игровые: физкультминутка, игра в загадки.

Материалы и оборудование: Книги в литературными произведениями и иллюстрациями к ним.

Структура ООД, время

Действия воспитателя

Предполагаемые действия детей

Примечания

1 часть.

Вступление.

2-4 мин

2 часть.

Основная.

20-25 мин

Физкульт - минутка

1 мин

3 часть.

Заключение.

3-5 мин

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым

Быть любимым и любить. Ведь он на свете не один!

Ребята, помните такое стихотворение? О чем оно? Правильно!

Мы с вами уже знакомились с тем, что такое права и обязанности, и какие же права есть у человека.

Давайте вспомним, что такое права?

("ПРАВО - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.")

Прекрасно, а что такое обязанности?

("ОБЯЗАННОСТЬ - круг действий, возложенных на кого-нибудь, то что обязательно нужно выполнять.")

Хочу вам предложить поиграть в игру, в которой вы будете угадывать сказку, называть её и расскажете мне о каком праве человека (ребенка) говорится в этой сказке.

1 загадка:

«…обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел.

А лиса его — гам! — и съела…» (Колобок – р.н.с.)

2 загадка:

«…Волк дернул за веревочку — дверь и открылась. Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел…» (Красная Шапочка – Шарль Перро)

3 загадка:

«…Подождать она хотела

До обеда; не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях – А.С.Пушкин)

4 загадка:

«…отворили дверь, волк кинулся в избу и всех их съел. Только один …. схоронился в печке…» (Волк и семеро козлят – Братья Гримм)

Какие молодцы. Мы с вами вспомнили одно из прав человека – это «Право на жизнь».

Каждый имеет право на жизнь. Когда вы еще не родились, вас уже ждут. Вы уже нужны своим близким. Никто не имеет права забрать у вас жизнь. Тот, кто нарушит это право, будет наказан нашим государством – полицией.

У нас есть право на жизнь, а еще есть обязанности. Как вы думаете, мы должны заботиться о своей жизни? О своём здоровье?  Конечно!

Как мы можем заботиться о себе, своём здоровье  и своей жизни? А чтобы сохранять своё здоровье, давайте вспомним нашу разминку:

ФИЗ-МИНУТКА

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

Понравились вам загадки? А есть у меня еще несколько:

5 загадка:

«…Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нет его нигде!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом...» (Гуси – лебеди – р.н.с.)

А что еще не так в этой сказке?

В этой загадке не только нарушили право мальчика на семью и заботу, но и сами братец с сестрой ослушались отца с матерью. Сестрица оставила братца без присмотра. Можно так поступать? И это обязанность детей – слушаться старших, а то может приключиться беда.

6 загадка:

«…Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица"…» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – А.С.Пушкин)

В этой сказке нарушено право на семью, но когда царевна стала жить с богатырями, она обрела новую семью. Семью – в которой её не обижали, а ценили и любили.

7 сказка:

«…- Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой - и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти…» (Морозко – р.н.с.)

Вот и все мои загадки на сегодня!

Понравилось вам?

О чем мы сегодня говорили?

Что такое права, что такое обязанности?

О каких правах мы сегодня поговорили?

Что нового вы сегодня узнали?

А закончим мы занятие, уже знакомым для нас стихотворением:

*** Как хорошо, что есть права***

Как хорошо, что есть права! 
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают. 
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Дети слушают

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Ответы детей

Ответы детей

Дети встают со стульчиков, выполнение разминки

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Обсуждение

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Обсуждение

Дети слушают,

Ответы детей, Высказывание личного мнения

Ответы детей

Повторение стихотворения

(все вместе)

Просмотр иллюстраций к сказке

Просмотр иллюстраций к сказке

Просмотр иллюстраций к сказке

Просмотр иллюстраций к сказке

Показ выполнения воспитателем

Просмотр иллюстраций к сказке

Просмотр иллюстраций к сказке

Просмотр иллюстраций к сказке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Воспитывать гордость и уважение к Государственной символике России;познакомить детей с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о прохождении и функции герба Росс...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Кулинарные традиции православных христиан»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Кулинарные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина….!» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо гражданско-патриотическому  воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование  патриотических качеств личност...

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказка «Колобок» на экономический лад»

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказка «Колобок» на экономический лад»...

Конспект организованной образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пиратский остров»

Цель: Создать условия для развития  логического мышления детей, сообразительности, внимания.Задачи:Обучающая:способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргумен...