Консультация для родителей "Кто такая коляда?"
консультация по теме

Консультация  для  родителей "Кто  такая  коляда?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кто такая коляда?17.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Консультация  для  родителей:

                                                «Кто такая Коляда?»

     Еще издали, с октября, видели наши предки приближающуюся зиму. А уже в конце октября следили, как кружатся за маленькими окнами изб холодные звездочки первого снегопада. И радовались: чем толще на земле снеговая пелена, тем теплее и уютнее будет под ней крошечным зернышкам озимого хлеба, который должен дать весной зеленые побеги. Люди подмечали: какие тучи появлялись в начале месяца, какие ветры дули. Все это были приметы, очень важные для будущего урожая. Но мало было только подмечать – надо было помогать природе, подсказывать ей, что необходимо сделать для того, чтобы уродился обильный хлеб на крестьянских полях.

     По крестьянскому хозяйству Новый год всегда отмечался в конце декабря, в день зимнего солнцеворота: поэтому последняя неделя декабря и стала тем временем, когда, по мнению земледельцев, следовало начинать разговоры с природой о будущем урожае. Под Новый год выполнялся целый ряд действий. Славили плуг – основное орудие будущих пахотных работ. Плуг носили по избам, восхваляли и воспевали. Это было так важно в повседневной крестьянской жизни, было таким редким торжественным праздником, что вся деревня принимала участие в этом обряде. А особенно, конечно, были заинтересованы ребятишки. Матери насыпали им в маленькие холщовые сумочки зерна ржи и овса. Надев сумки через плечо, ребятишки собирались по несколько человек и выбегали на улицу. Они топали по ступенькам крылечек, вбегали в избу вслед за взрослыми, несшими плуг, и принимались раскидывать зерна по полу, весело выкрикивая:

                                   На счастье, на здоровье, на новое лето!

                                  Родись жито, пшеница, и всякая пашаница!

     Хозяева благодарили ребят за добрые пожелания. Получив по прянику или копейке, ребята бежали дальше.

     Но особенно крепко установившимся обычаем было колядование – призывание Коляды. Вряд ли кто-нибудь из деревенских жителей мог объяснить кто такая Коляда. Никто никогда ее не видел, никто не мог сказать, как она выглядит, на что похожа: на человека, на сказочное существо или на что-нибудь другое. Песни рассказывали, что она ходит по земле, посещает людей, приносит им богатство, счастье. Скорее всего, имя Коляда (Календа) родственно слову «календарь».  У римлян календами называли первые дни месяца, благополучные для выполнения дел и приносящие людям благополучие. Славяне-земледельцы заимствовали у римлян это поверье и тоже стали считать, что именно первые дни после зимнего солнцеворота были самыми удачными для высказывания друг другу добрых пожеланий.

     Песни, которые пелись в эти дни, стали на славянский лад называться колядками. Если верилось в то, что разбросанные по избе зерна могут привлечь в дом будущий урожай, то, конечно, можно было верить и в силу слова, призывавшего в дом сытость, благополучие и счастье. Вот поэтому обычай разбрасывать в доме зерно перешел в колядование.

     Молодежь собиралась гурьбой и ходила по деревне, неся на палке самодельную звезду из фольги или цветной бумаги, или зажженную свечу в прозрачной коробке. Плуг заменили  символом солнца. Подойдя к воротам, просили у хозяев разрешение спеть колядку.  Отказов обычно не было. Колядовщики славили хозяев и желали им всякого благополучия. За это в благодарность от хозяев получали угощения – разные деревенские лакомства: колбасу, масло, мясо, пироги, иногда немного денег. Но кроме пения колядок колядовщики, обходя избы, закрепляли свои добрые пожелания еще и шуточными обрядами. По домам «водили козу». Это была забавная игра, в основе которой лежало поверье наших предков: коза или козел были символами жизненной силы. И эту силу «коза» должна была принести хозяину избы и его семье, его полю, чтобы лучше рос хлеб. «Козу» обычно изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, к которой прикреплялись рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его и водили из избы в избу. При этом пели песню:

                          Мы не сами идем – мы козу ведем.

                          Где коза ходит – там жито родит,

                          Где коза хвостом – там жито кустом,

                          Где коза ногою -  там жито копною,

                          Где коза рогом – там жито стогом.

     «Козу» заставляли кланяться хозяевам, а когда она как бы нечаянно падала, просили у хозяев угощение:

                         Решето овса, наверх – колбаса,

                        Три куска сала, чтоб коза встала.

И подсказывали:

                         Нашей козе немного надо:

                         Корец гречки на перепечки

                         Да корец овса на конец хвоста.

     Это был очень интересный, смешной обряд. В то время, как взрослые колядовщики ходили по избам с пением, ребятишки тоже собирались небольшими группами и бегали от крыльца к крыльцу. У них были свои особые песенки, свои ребячьи поздравления. Пропев все свои колядки и набив рот вкусными коврижками, полученными в благодарность за колядование, ребята выскакивали на улицу и мчались к ледяным горкам. И весело звучали в морозном воздухе их звонкие выкрики:

                           Как пошла Коляда вдоль по улице гулять,

                           Вдоль по улице гулять, с Новым годом поздравлять!