Статья на тему «Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Гасимова София Ибрагимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида

 

Статья на тему

«Приобщение к народным традициям –

важнейшая задача развития ребенка»

 

Подготовила воспитатель

Гасимова София Ибрагимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sofiya_nar.tvorchestvo_3.docx459.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида

Статья на тему

«Приобщение к народным традициям –

важнейшая задача развития ребенка»

Подготовила воспитатель

Гасимова София Ибрагимовна

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/63/62278/62278_html_mb5621b4.jpg

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.

Как отметил в своих высказываниях Д.С.Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».

Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по-новому начинает относится к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: традиции, фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» (от латинского tradition – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Согласно высказываниям К.Д.Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его».

Многие педагоги и ученые О.Л.Князева, М.Д.Маханева, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, В.И.Водовозова, Г.Н.Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью, с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли, благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: национальные отличия сохраняются и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ценность народной культуры огромна, а ее утрата невосполнима какими бы то  ни было материальными благами.

Список литературы и ссылок

  1. Лихачев Д.С. Земля родная (Текст) \ Д.С.Лихачев – М.: Просвещение, 1983. – Гл. Экология культуры – с.62-142.
  2. Ушинский К.Д. Воспитание человека (Текст) \ К.Д.Ушинский – М.: Издательский дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
  3. Горская К. Веселая горница (Текст) \ К.Горская \\ Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10. – с.9-11.
  4. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста (Текст): автореферат дисс.канд.пед.наук \ Т.И.Ерофеева – М.: 1986. – 18 с.

Заведующая МБДОУ № 88 «Радуга»                                        Абоева Э.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы

В данной статье ведется разговор о том, как  необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мир...

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка

Сигаева В. А.,воспитатель МБДОУ«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Березка»г. ГубкинБелгородская область Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка Проблемa...

Статья на тему "Приобщение детей к народным традициям. "

Приобщение детей  к народным традициям.  Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками...

Программа по самообразованию Тема : "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Консультация для педагогов «Воспитание духовно- нравственной сферы ребенка через приобщение к народным традициям»

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию. Особенно актуальной сего...