«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы
статья на тему

Галина Дмитриевна Демина

В данной статье ведется разговор о том, как  необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к русской национальной культуре, традициям отводится важное в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальных традиций. Приобщаясь к народным традициям, узнавая все новое и лучшее. что оставлено нам в наследство дети становятся добрее, перед ними открывается дверь в мир прекрасного и доброго.  Воспитывая в детям любовь к национальным традициям у них развиваются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демина Г.Д.,

музыкальный  руководитель

МАДОУ «Центр развития

ребенка  -  детский сад

№ 33 «Радуга»  г. Губкин,

Белгородская  область

«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача

развития ребёнка»

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться  в национальных  традициях. Воспитательный потенциал народных традиций                                         актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение  к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, что бы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении  и приобщении

дошкольников  к национальным  традициям  отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития   ребенка.

Актуальность данной темы  заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

       Народное творчество раскрывает  перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира  народному творчеству, приобщению  дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

       Для успешной работы в данном направлении  важна система и последовательность по воспитанию положительного  отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

       Введение в практику дошкольного образования интегрированной непосредственно-образовательной деятельности предполагается использование разнообразных видов деятельности, которые могут интегрировать между собой, что является решением единой педагогической задачи обучения. Развитие ребенка  осуществляется в двух или более направлениях по формированию народных традиций, по художественно-эстетическому воспитанию воспитателями, узкими специалистами, работающими с одной группой детей на основе интеграции.

       Приобщение к народным традициям  в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками. Также - это есть важный шаг в становлении личности  ребенка.

       Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими  корнями.

        Белгородчина - уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение. Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

       Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформила мини – музей «Горницу», где теперь у нас живут предметы старины и народного быта. Детям очень нравится проводить досуг в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся  мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется работа студии «Сударушка», совместные с родителями посиделки:  «Кто в теремочке живет?», «Дом, открой свою тайну», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.

       С целью изучения национальных традиций, мною разработана  и апробирована система работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре и музыкальному фольклору. Все это позволяет вызвать  живой интерес у детей к народным традициям, расширяет и обогащает знания детей о русском быте, воспитывает интерес детей к музыкальной деятельности  средствами интегрированного сочетания разных видов  искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество,  народно-прикладное творчество.

       Важное место в опыте, отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение. Доброжелательная, теплая домашняя обстановка - обязательное условие организации праздников и развлечений.

       В результате проведенной работы, были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитии музыкальных способностей детей. Они с радостью посещали непосредственно-образовательную деятельность, кружок, проявляли творческую активность, эмоционально и выразительно исполняли русские народные песни, танцевали задорные танцы, легко и с азартом играли на музыкальных инструментах, стали дружнее, добрее, выдержаннее. С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций.

       Список используемой литературы:

1.   Князева, Л.Д., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской                                                                                          народной  культуры:  Программа Учебно-методическое пособие.  Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.

2.   Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством.

 Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004, -226с.

3. . Тихонова, М.В. Красна изба. Знакомство детей с русским народным

 искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000,-200с.

4.  Жирова, О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. - Белгород. 1998, -96с.

5. Комарова, Т.С.,  Зацепина, М.Б. Интеграция  в системе  воспитательно-образовательной  работы в детском саду.  Москва: Аркти,2003, -143с.