Доклад на тему "Мини музей один из форм работы с детьми по приобщению к народным традициям и обычаям"
материал на тему

Суван Алла Май-ооловна

традиции воспитывают поколение людей, передавая накопленную веками мудрость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский.

III республиканская НПК «Бичелдеевские чтения»,

доктора фолологических наук К.А.Бичелдея в рамках

 Года экологиии в России и Года молодежных

инициатив в Республике Тыва

Доклад на тему:

«Мини-музей «Юрта» один из форм работы с детьми по приобщению к народным традициям и обычаям».

                                                           

                                                                Разработала Суван А.М. воспитатель

                                                                подготовительной группы «Чодураа».

Март 2017г

с. Хайыракан.

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

       Приобщение детей к народным традициям и обычаям становится  актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся  воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее.

      Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думаю, что нет.

     Среди богатого и своеобразного культурного наследия Тувы важное место занимают традиции и обычаи. Проблема воспитания всегда актуальна. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

    На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира.

  Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из задач приобщения детей к народным традициям и обычаям в нашем ДОУ является создание мини-музея «Юрта».

  Целью направления  работы является приобщение детей с бытом и традициями тувинского народа через устное народное творчество.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

 — приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

— воспитание у детей интереса к культуре своих предков;

— патриотическое воспитание;

— художественно-эстетическое воспитание;

— знакомство с особенностями народного быта;

— воспитание у дошкольников основ толерантности;

— формирование представлений о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в фольклоре.

            Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды   деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома. Для организации работы с детьми в мини-музее применяются  разнообразные формы и методы: экскурсии, праздники, развлечения ,досуги, выставки, национальные игры, открытые просмотры и  дни открытых дверей, беседы и занятия. 

   Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

       Мини-музей «Юрта» помогает решать практически все задачи дошкольного образования и используется для реализации  дополнительного дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, мини-музей «Юрта» обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

                Наш мини-музей имеет свою специфику, тематика которого отражает культуру, быт, традиции и обычаи тувинского народа. Если в геологическом мини-музее собраны камни, то в нашем мини-музее представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть мини-музей рассматривает своеобразную иллюстрацию к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек и  других жанров фольклора.

                Во многих сказках упоминаются колыбель (кавай), сундук (аптара) и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В мини-музее по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Его можно назвать местом обмена информацией обычаев и традиций разных поколений. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.                    

            Экспонаты мини-музея используются на музыкальных, логопедических занятиях, занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительному искусству.

           Например:

- на музыкальных занятиях приобретает у детей особое значение - они надевают национальные костюмы и играют на народных музыкальных инструментах, слушают народные песни в исполнении взрослого (не только педагога, но и бабушки, дедушки, родителей), танцуют народные танцы. Колыбельную песню исполняют, качая малыша в люльке. Также рассказываем, из чего сделаны музыкальные инструменты, и показать материалы, из которых их изготавливали в старину;

            Также, современные дети не очень хорошо представляют, какие растения и как именно наши предки их использовали в быту. Рассказываем, из чего сделаны ступа (уур-бала), корыто (деспи), сундук (аптара), люлька (кавай) (тем более что эти слова нередко упоминается в сказках, поговорках, пословицах), предлагаем рассмотреть и поиграть с ними.

          В мини-музее интереснее знакомиться:

-  с домашними животными и их традиционным использованием человеком. Там часто проводим беседы, посвященные лошади, корове, верблюду и другим домашним животным, растениям, природным явлениям, как «Чеди чузун малымайны», «Эм оъттарнын ажык-дузазы», «Ыдыктыг саннар», «Кижи чуртуг, куш уялыг», «Алдын Шагаа», «Ог- ортемчейнин озээ», но  все экспонаты просто не помещаются в  мини-музее, поэтому  периодически организовываем  рядом с ним выставки. Это оживляет и жизнь мини-музея, изменяет его интерьер, привлекает к экспонатам внимание дошкольников. На выставках представляем коллекции различных предметов (тос-карактар, куклы, национальная одежда, одежда для борцов «содак-шудак» и т.д.), работы детей и родителей, бабушек и дедушек, педагогов;

-   с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т.п.);

- с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами;

- с убранством юрты;

- с народными играми «Кажык», «Даалы», «Аът шалбадаары», «Аржыыл какчып ойнаары», «Аскак-кадай», «Матпаадыр», «Арбай-хоор». К сожалению, современные дети очень слабо представляют себе народные игры. В то же время опыт работы показывает, что такие игры вызывают большой интерес у дошкольников. В мини-музее народные игры смотрятся особенно органично: дети могут надеть костюмы или их элементы, использовать для игр какие-то предметы. Дети любят  играть с народными куклами, в тувинские национальные игры с костями  «Дорт берге», «Аът чарыштырары» «Даалы», также «Аът шалбадаары», «Тевектээри».

          Дети с интересом:

-  сравнивают  буржуйку (изиг-демир) и триногу (ожук) с современной электроплитой и СВ-печью, беседуем о том, как готовили разные блюда в старину. Именно в мини-музее «Юрта» дети пробовали тараа со сметаной, устуг далган, оремелиг шай и обсуждали смысл пословицы «Тараам турда тодуг-ла мен, тайгам турда тандаш-ла мен».

- слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Конечно же, ребенок запомнит на всю жизнь, как он пробовал выделывать шкур, прясть шерсть.

              Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители принимают участие в фольклорных праздниках, экскурсиях и различных мероприятиях. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными национальными праздниками, обычаями тувинского народа. В неделе, посвященной к национальному празднику «Шагаа» в мини-музее организуем экскурсии, ее посетителей угощаем чаем с молоком, проводим соревнования по различным жанрам устного народного творчества. Досуг  «Хоглуг ог» особенно привлекает детей и взрослых своим неформальным характером, возможностью погрузиться в прошлое наших предков: слушание и  разыгрывание сказок и других фольклорных произведений, играми-соревнованиями по командам: «Кожамыкка кончуг-ла мен», «Тоолум дошта, тывызыым дытта», «Улегер состе нугул чок», «Узун тыныш» т.д.

     

            Мини-музей «Юрта» -

- это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, рассказывать короткие сказки малышу в колыбели и петь колыбельную;

- это прекрасное место для организации выставок;  

- это возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: с народными игрушками, покачать люльку с малышом, посидеть на юрте, играть на народных инструментах и на макете крестьянского подворья с фигурками домашних животных;

- это место обмена информацией обычаев и традиций разных поколений.

           Мне отрадно, что мои воспитанники в мини-музее «Юрта» с большим интересом осваивают элементы устного народного творчества тувинского народа, активно применяют в речи тувинский фольклор, знакомы с утварью юрты, знают, где сидят хозяева и гости, имеют представления о взаимозависимости человека и природы.      

          И это все дает мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, к проведению различных мероприятий.

         Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая книга, лучшими страницами которой должны стать праздники детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы

В данной статье ведется разговор о том, как  необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мир...

Презентация "Формы работы с детьми по приобщению детей к ЧХЛ"

В презентации ракрыты цель, задачи и формы работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы....

Проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ с использованием народных традиций по теме "Цена крошки хлеба велика"

Проект способствует укреплению физического и психического здоровья детей. Развивает активный двигательный и эмоциональный интеллект, познавательный интерес к обычаям, традициям народа. Углубляет и рас...

Опыт работы: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ  К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»                     ...

План по самообразованию Приобщение детей к традициям и обычаям народной русской культуры

Дети мало знают о традициях и обычаях русской культуры. Я решила сама изучить глубже о традициях и обычаях русской культуры...

Презентация "Мини-музей как новая форма работы с детьми и родителями"

Мини-музей как новая форма работы с детьми и родителями...