Методические подсказки для педагогов по физкультурно-оздоровительной работе 20.03.2023
методическая разработка

Кузнецова Екатерина Николаевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические подсказки для воспитателей по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ

Подготовила:

Старший воспитатель Кузнецова Е.Н.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию«Методические подсказки»,  «скорую» и действенную форму помощи в разных ситуациях. «Методические подсказки»   дают не только подсказку педагогам, но и помогают определить дальнейший путь в организации физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

        В основе «Методических подсказок»   – исследования физиологов, педиатров, а также бесценный опыт работы педагогов системы дошкольного образования России. Содержание представленного материала имеет организационно-методическую направленность.

Желаем успехов!

Модель двигательного режима.

        Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

        При разработке рационального двигательного режима важно:

        -обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности;

        - предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов ОД, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

        Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

        Современные требования предполагают разработку такой модели двигательного режима детей дошкольного возраста, в которой должен быть представлен перечень разных видов ОД по физической культуре, а также отражены особенности их организации.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ условно выделяют III блока:

I блок. Специально организованное обучение: педагог занимает ведущую позицию с инициативой в предъявлении учебных задач и осуществлением контроля за направлением детской деятельности.

II блок.  Совместная деятельность взрослого и детей: педагог выступает в качестве партнера-инициатора, участвующего в совместной деятельности; создает условия для развития детской инициативы в деятельности.

III блок.  Свободная самостоятельная деятельность детей: педагог находится за кругом детской деятельности, обеспечивая развивающую предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнером детей, готовым подключиться при просьбе о поддержке и помощи в реализации их собственных замыслов.

Основные требования к двигательному режиму.

Для решения многогранных задач в процессе оптимизации двигательной активности необходимо выполнять некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДОУ.

  1. Рациональное сочетание разных видов занятий.

Рациональное сочетание разных видов ОД и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.

  1. Введение дополнительной ОД.

Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительной ОД по физической культуре:

  • гимнастика после сна;
  • пробежка по массажным дорожкам;
  • упражнения с использованием спортивных комплексов;
  • ритмическая гимнастика;
  • упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;
  • дыхательная гимнастика;
  • логоритмическая гимнастика;
  • релаксационные упражнения;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • двигательная разминка между занятиями;
  • прогулки-походы;
  • дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.
  1. Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических

упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при

целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

  1. Эффективная организация ОД.

Эффективность ОД по физической культуре

зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить  моторную плотность ОД.

  1. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности.

  1. Дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.

  1. Проведение коррекционной работы.

Коррекционную работу целесообразно систематически проводить с ослабленными детьми, имеющими различные отклонения в физическом развитии.  При этом необходимо осуществлять тщательный отбор определенных комплексов упражнений, методов и приемов педагогического воздействия с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ребенка (в соответствии с рекомендациями медиков).

  1. Организация активного отдыха детей.

  1. Работа с родителями.

Что такое «двигательная активность»?

Двигательная активность (ДА) – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Движение имеет большое значение в раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка.

В дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок приспосабливается к окружающему миру.

Повышенный режим ДА оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка:

  • развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат;
  • тренирует и совершенствует физиологические функции организма;
  • обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений;
  • укрепляет потребность в движениях.

Регулярная физическая активность способствует:

  • повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов;
  • предупреждению риска сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости;
  • стимулированию здорового образа жизни.

Оптимальность двигательной активности.

Разные виды деятельности по физкультуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Двигательная активность оптимальна в том случае, когда:

  • основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют  индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей;

  • обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки и т.д.

С целью оптимизации ДА и закаливания в практику ДОУ внедряются дополнительные виды деятельности двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К ним относятся: пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, бодрящая гимнастика после дневного сна,  двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на прогулке, прогулки-походы, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимает ОД по физической культуре – как основная  форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Утренняя гимнастика как компонент двигательного режима.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса.

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Времени на утреннею гимнастику отводится мало, поэтому пояснения, указания воспитателей должны быть краткими. Построение, раздачу пособий следует проводить быстро.

Требования к упражнениям:

  • известны и хорошо освоены детьми;
  • наиболее просты по структуре и координации;
  • направлены на формирование осанки и свода стопы;
  • должны включать дыхательные упражнения, подскоки.

Комплекс постепенно дополняют упражнениями с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми дети уже овладели.

Виды утренней гимнастики:

  • традиционная;
  • ритмическая;
  • игровая;
  • сюжетная;
  • с использованием полосы препятствий;
  • с использованием простейших тренажеров.
  • подвижные игры.

Независимо от вида гимнастики необходимо  включать ходьбу, бег, перестроение, прыжки, О.Р.У.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной – двух недель в зависимости от сложности его содержания. Во время проведения утренней гимнастики возможно музыкальное сопровождение.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Продолжительность самостоятельной деятельности зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

В двигательный режим также входят дополнительные виды ОД – кружки, секции по разным видам физических и спортивных упражнений и игр; танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи – рекомендации родителям по организации ДА дома, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.

Наряду с перечисленными видами деятельности по физической культуре большое значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К ним относятся:  неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе, игры-соревнования.

Двигательная разминка.

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение – предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.

Хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению ДА детей.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Сбей городок», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.

Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 мин), доступны детям с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки можно предложить детям различные дыхательные упражнения.

С целью активизации двигательной деятельности детей советуем одновременно организовать несколько игровых зон в различных местах (групповая комната, спальня, коридор) и предоставлять детям самим выбрать игру.

Физкультминутка.

Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

Физкульминутка проводится ориентировочно на 8 – 12 минуте от начала ОД, в течение 2-3 мин. Рекомендуется проводить начиная со средней группы.

Физкультминутки могут проводиться в форме ОРУ, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстом.

После кратковременного активного отдыха внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.

Не следует считать, что физкультминутка является обязательной на каждом занятии. На некоторых занятиях, таких как лепка, аппликация, рисование физкультминутка  может отвлечь от творческих замыслов.

Динамический час.

Основные задачи динамического часа:

  • обеспечение необходимого объема двигательной активности;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • формирование осознанного отношения и интереса к физической культуре, в т.ч. и самостоятельной деятельности.

Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.

В практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:

  • подвижные игры с разной интенсивностью;
  • игры-эстафеты;
  • сюжетные двигательные задания;
  • командные спортивные игры;
  • самостоятельные занятия детей на комплексах и тренажерах и др.

Бодрящая гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей  двигательной деятельности.

Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится до 15 минут. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение  ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно

Организация и проведение прогулки с детьми в ДОУ.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.

Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект.

Прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит  движений.  Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.Важно соблюдать все 5 этапов организации прогулки: наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность,
индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения. В планах указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;
наблюдения за живыми и неживыми объектами;
наблюдения за явлениями окружающей действительности.

Прогулки – походы.

Прогулки – походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности детей, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.

Пешие прогулки – походы могут включать все или часть предлагаемых составляющих:

  • переход к месту отдыха с преодолением  разных естественных препятствий;
  • наблюдение в природе и сбор природного материала;
  • беседа с использованием художественного слова и разных слов к детям;
  • выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, насекомых, зверей);
  • подвижные и дидактические игры;
  • комплекс игр и физкультурных упражнений;
  • комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимый в игровой форме;
  • упражнения на природной полосе препятствий;
  • самостоятельные игры;
  • игровые упражнения, подобранные с учетом уровня развития ДА детей.

Прогулки – походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в

ОД  по физической культуре.

ОД по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью ОД  является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма.

Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА. В связи с этим при планировании занятий по  физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.

Эффективность ОД  по физической культуре в ДОУ во многом определяется пониманием основных целей:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  • обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физической нагрузки;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
  • активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

ОД по физической культуре состоит из вводной части (разные виды ходьбы, бега, прыжков, перестроение), основной (ОРУ, основные виды движений) и заключительной (постепенный переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма).

ОД может  состоять из 3-5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2-3 хорошо им знакомых.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

требует особого, опосредованного руководства. Как его осуществлять?

Двигательный режим в ДОУ складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее  ⅔объема их общей ДА.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

  • организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
  • закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между ОД, на прогулке, после сна, в вечернее время;
  • владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуализации. Необходимо:

  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
  • предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

Физкультурный уголок.

Если достаточно места, можно разместить 1-2  физкультурных уголка в групповой комнате, спальне.

Помните, что физкультурный уголок – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. Поэтому при выборе места для  физкультурного уголка подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы дети имели  свободный доступ к нему.

Эффективно используя физкультурное оборудование, Вы обеспечите разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность.

Наполняемость физкультурного уголка зависит от возраста детей.

Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в данном конкретном возрасте.

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого.

выполнять комплекс.  При проведении закаливающих процедур длительность гимнастики после дневного сна можно увеличить до 20 минут.Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности детей. Принуждение  исключено!

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна

1. Гимнастика в постели. 
2. Ходьба по «тропе здоровья». 
3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. 
4. Массаж махровой рукавицей. 
5. Дыхательная гимнастика. 
6. Упражнения для глаз.

         7. Водные процедуры.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

 

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные,групповые поручения,   коллективный труд.

 Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала   по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойной ОД (рисование, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурной и музыкальной ОД рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры: малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.

       В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

медленном и среднем темпе и т.д. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

В проведении прогулок – походов кроме воспитателей групп могут принимать участие инструктор по физической культуре.

Организуйте прогулки – походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную ОД, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной ДА.

Роль воспитателя при организации ОД по физической культуре.

Воспитатель обязан присутствовать при организации ОД по физической культуре, даже если её проводит физ. инструктор.

Воспитатель помогает физ.инструктору  организовывать воспитательно-образовательный  процесс.  Ему  необходимо  знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения основных  движений, технику выполнения, педагогические требования при формировании навыков.

Воспитателю следует накануне ознакомиться с  содержанием ОД.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями воспитатель  следит за правильностью выполнения задания. При необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.

   Обеспечивает  участие   детей  вОД  в  соответствии  с  температурными   условиями соответствующей   одеждой и  обувью,  несет  ответственность  за  жизнь  и  безопасность  детей  при   организации  их   двигательной  деятельности.

    Следит  за  соблюдением   гигиенических  условий  в  помещении  и  на  территории,  обеспечивает  сохранность  выделяемого   группе  физ.  оборудования   и  инвентаря.

      Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный, воспитатель контролирует качество выполнения движений и упражнений, обеспечивает страховку и отвечает за жизнь и здоровье детей.

    Воспитатели должны оказывать посильную помощь физкультурному инструктору при организации  физкультурных праздников и досугов, Дней здоровья и д.т.  

снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется,  выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;

  • пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Может ли воспитатель отбирать формы физкультурной работы для группы по своему усмотрению.

Воспитатель имеет право по своему усмотрению выбирать формы работы по физическому воспитанию в группе, руководствуясь следующими требованиями:

  • Все мероприятия (организованные и самостоятельные) составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность ДА детей в котором не менее 50-60% периода бодрствования.
  • ОД по физ.воспитанию – основная форма обучения и дозированной тренировки систем и функций организма. Разучиваются новые  физкультурные упражнения, которые  для закрепления и совершенствования затем переносятся в другие формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей свидетельствует о степени овладения двигательными умениями. Если дети по своему желанию свободно и творчески используют движения, разученные в организованных формах работы, значит, они в полной мере их усвоили.
  • С детьми, отстающими в двигательном развитии, нужно систематически проводить дифференцированную и индивидуальную работу, которая также входит в систему физкультурных мероприятий.
  • Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с семьей.

 Рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей дома – одна из форм работы в ДОУ. Как их организовать?

В полной мере рекомендации можно рассматривать как одну из современных форм работы с родителями. Такие задания строятся на доверии.

Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания. Сделать это можно через информацию в родительском уголке, в индивидуальных беседах.

Часть рекомендаций  для родителей одинакова:

  • проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику (предложить комплекс упражнений);
  • продолжать в выходные дни закаливание (предварительная работа);
  • организовывать физкультурный досуг в день рождения ребенка;
  • по возможности оборудовать физкультурный уголок в квартире.

Другая часть – дифференцированные задания по отдельным направлениям. Их можно оформить в папки-передвижки. Например: «Исправляем осанку ребенка», «Пусть дети больше двигаются», «Если  аппетит плохой (чрезмерный)», «Нужны ли прыжки со скакалкой мальчикам?». Подбирается интересный материал, а также разрабатываются рекомендации для выполнения в семье.

Если родители добиваются успеха, с их опытом знакомят остальных, оформляют фоторепортаж, им выражают благодарность в информационном уголке «Без Вашей помощи наши дети не были бы столь здоровыми и счастливыми!».

Домашние задания даются и детям, но обязательно в занимательной форме.

Какова роль движений в общем развитии ребенка?

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. ДА ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение  для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая  зависимость между уровнем ДА детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физкультурных упражнений, ДА в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.

Что наиболее характерно для поведения детей высокой двигательной активности?

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно ¼ часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как, кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают  вникнуть в суть своей деятельности, не  могут управлять в должной степени своими движениями.

Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Дети отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью.

Высокая ДА быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

Какие методы используются для коррекции ДА детей малой подвижности?

Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию основных движений, отличающихся особой интенсивностью, - бегу, прыжкам и т.д. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей непринужденной, интересной.

Не нужно бояться, что дети утомятся, этого не произойдет, если  обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых.

Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.

Как можно использовать бесконечные «почему?»

в двигательном развитии детей 4-5 лет?

Удивительный мир детей - «почемучек» требует такой системы формирования ДА, в которой естественное место заняли бы детские вопросы. Для этого нужно продумать специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребенку ответить действием на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам.

Пусть дети пробуют отгадать двигательные загадки:

  • для какого движения какая подходит дорожка (построить узкую, широкую, извилистую, наклонную и т.д. дорожки; мостик узкий и широкий, прочный и качающийся), и проверить движением;
  • как построить такую дорожку, когда для ходьбы потребуется помощь товарища;
  • какие предметы можно использовать для того, чтобы перейти «болото»;
  • если 2-4 детей построят каждый свою дорожку, то сколько будет всего дорожек? Как интереснее ходить: по одинаковым дорожкам или по-разным;
  • при ходьбе по дорожке что может делать язычок (петь, считать, щелкать) туловище, глаза;

Как ведут себя дети средней двигательной активности?

Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно ½ группы или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие.Их ДА саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

Что отличает малоподвижных детей?

Организм малоподвижных детей наиболее уязвим. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность не требующих активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями.

Малая подвижность – фактор риска для ребенка, она объясняется, как правило, его нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным  психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни.

Следует ли ограничивать в движениях чрезмерно подвижных детей?

Иногда считается, что надо сдерживать, ограничивать в движениях детей большой подвижности. Не делайте этого! Руководство здесь выражается не в снижении ДА, а в регулировании интенсивности движений.

Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо специально учить точным движениям:

  • метанию в цель;
  • прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.);
  • ловле мяча.

Особенно полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, О.Р.У. на ограниченной площади.

Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.

  • какие «ворота» можно построить «из себя» (стать ноги врозь, на
  • четвереньки, «мостик»), чтобы прокатить мяч;
  • может ли воздушный шарик прокатиться по наклонной дорожке до конца;
  • какой мяч (тяжелый или легкий) дальше покатиться по наклонной дорожке? Покатится ли кубик, кегля, мешочек с песком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками».

Консультация для педагогов ДОУ «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками»....

Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Изучение и анализ педагогической литературы, методических пособий по организации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....

методические подсказки для педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО

laquo;Методические подсказки»  помогают определить дальнейший путь в организации физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками....

Консультация для педагогов «Методические подсказки для воспитателей по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ»

Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуа...

Тест-опрос для педагогов "Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Этот тест поможет освежить знания педагогов дошкольников о физкультурно-оздоровительной работе!...