методические подсказки для педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
методическая разработка

«Методические подсказки»  помогают определить дальнейший путь в организации физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические подсказки для воспитателей по физкультурно-оздоровительной работе в ДОО

Уважаемые коллеги!

Предлагаем  Вашему вниманию «Методические подсказки»,        «скорую» и действенную форму

помощи в разных ситуациях. «Методические подсказки» дают не только подсказку педагогам, но и помогают определить дальнейший путь в организации физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с воспитанниками.

  • основе «Методических подсказок» – исследования физиологов, педиатров, а также бесценный опыт работы педагогов системы дошкольного образования России. Содержание представленного материала имеет организационно-методическую направленность.

Желаем успехов!

Модель двигательного режима.

Двигательный режим в ДОО включает динамическую деятельность воспитанников , как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно:

-обеспечить удовлетворение биологической потребности воспитанников в двигательной активности;

- предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов ОД, подобранных с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей. Двигательная активность дошкольника должна быть

целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям

организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной

деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей воспитанников.

Современные        требования        предполагают        разработку

такой модели двигательного режима воспитанников дошкольного возраста, в которой должен быть представлен перечень разных видов ОД по физической культуре, а также отражены особенности их организации.


Планирование физкультурно-

оздоровительной работы в ДОО.

  • планировании физкультурно-оздоровительной работы
  • ДОО условно выделяют III блока:

I блок. Специально организованное обучение: педагог занимает ведущую позицию с инициативой в предъявлении учебных

задач и осуществлением контроля за направлением детской деятельности.

  1. блок. Совместная  деятельность  взрослого  и воспитанников:

педагог выступает в качестве партнера-инициатора, участвующего в совместной деятельности; создает условия для развития детской инициативы в деятельности.

  1. блок.  Свободная самостоятельная деятельность воспитанников:

педагог находится за кругом детской деятельности, обеспечивая развивающую предметную среду для свободной деятельности воспитанников, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнером воспитанников, готовым подключиться при просьбе о поддержке и помощи в реализации их собственных замыслов.

Основные требования к двигательному режиму.

Для решения многогранных задач в процессе оптимизации двигательной активности необходимо выполнять

некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДОО.

  1. Рациональное сочетание разных видов занятий.

Рациональное  сочетание  разных  видов  ОД  и  форм

двигательной деятельности, осуществляемой под руководством

педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности воспитанников составляет не менее 60% от периода бодрствования.

  1. Введение дополнительной ОД.

Оптимизация двигательной активности воспитанников в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительной ОД по физической культуре:

      гимнастика после сна;

      пробежка по массажным дорожкам;

упражнения с использованием спортивных комплексов;

ритмическая гимнастика;

упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;

      дыхательная гимнастика;

логоритмическая гимнастика; релаксационные упражнения;

упражнения для развития мелкой моторики;

двигательная разминка между занятиями; прогулки-походы;

дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности воспитанников.


  1. Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

  1. Эффективная организация ОД.

Эффективность ОД по физической культуре зависит от правильного распределения воспитанников по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей воспитанников. Важно обеспечить моторную плотность ОД.

  1. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности воспитанников  и самостоятельной деятельности.

  1. Дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности воспитанников.

  1. Проведение коррекционной работы.

Коррекционную работу целесообразно систематически проводить с ослабленными воспитанниками, имеющими различные отклонения в физическом развитии. При этом необходимо осуществлять тщательный отбор определенных комплексов упражнений, методов и приемов педагогического воздействия с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ребенка (в соответствии с рекомендациями медиков).

  1. Организация активного отдыха воспитанников.

  1. Работа с родителями.

Что такое «двигательная

активность»?

Двигательная активность (ДА)  необходимое условие,

определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Движение имеет большое значение в раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка.

  • дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок приспосабливается к окружающему миру.

Повышенный режим ДА оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка:

развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат;

тренирует и совершенствует физиологические функции организма;

обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений;

                укрепляет потребность в движениях.

Регулярная физическая активность способствует:

повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов;

                предупреждению риска сердечно-сосудистых заболеваний

  • мышечной слабости;

                стимулированию здорового образа жизни.


Оптимальность двигательной

активности.

Разные виды деятельности по физкультуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОО.

Двигательная  активность  оптимальна  в  том  случае,

когда:

         основные        параметры        (объем,        продолжительность,

интенсивность)        соответствуют        индивидуальным        данным

физического развития и двигательной подготовленности воспитанников;

обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Приоритеты форм двигательной

активности в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме воспитанников принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки и т.д.

  • целью оптимизации ДА и закаливания в практику ДОО внедряются дополнительные виды деятельности двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К ним относятся: пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами,

бодрящая        гимнастика        после        дневного        сна,        двигательная

разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с воспитанниками по развитию движений и регулированию ДА воспитанников  на прогулке, прогулки-походы, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме воспитанников занимает ОД по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА воспитаников.


Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе воспитанников. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных

двигательных возможностей. Продолжительность самостоятельной деятельности зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью воспитанников должно быть построено с учетом уровня ДА.

  • двигательный режим также входят дополнительные виды ОД  кружки, секции по разным видам физических и спортивных упражнений и игр; танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи 

рекомендации        родителям        по        организации        ДА        дома,        участие

родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОО.

Наряду с перечисленными видами деятельности по физической культуре большое значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К ним

относятся: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе, игры-соревнования.

Утренняя гимнастика как компонент

двигательного режима.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики  создание у воспитанников хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса.

Задачи утренней гимнастики  закрепить двигательные навыки и умения.

Времени на утреннюю гимнастику отводится мало, поэтому пояснения, указания воспитателей должны быть краткими. Построение, раздачу пособий следует проводить быстро.

Требования к упражнениям:

известны и хорошо освоены воспитанниками;

наиболее просты по структуре и координации;

направлены на формирование осанки и свода стопы;

должны включать дыхательные упражнения, подскоки.

Комплекс постепенно дополняют упражнениями с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми воспитанники уже овладели.

Виды утренней гимнастики:

традиционная;

ритмическая;

игровая;

сюжетная;

с использованием полосы препятствий;

с использованием простейших тренажеров.

подвижные игры.

Независимо от вида гимнастики необходимо включать ходьбу, бег, перестроение, прыжки, О.Р.У.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной – двух недель в зависимости от сложности его содержания. Во время проведения утренней гимнастики возможно музыкальное сопровождение.


Двигательная разминка.

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное ее назначение  предотвращение развития утомления у воспитанников и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.

Хорошо        организованная        двигательная        разминка

способствует увеличению ДА воспитанников.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Сбей городок», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.

Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы воспитанникам, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 мин), доступны воспитанникам с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки можно предложить воспитанникам различные дыхательные упражнения.

  • целью активизации двигательной деятельности воспитанников советуем одновременно организовать несколько игровых зон в различных местах (групповая комната, спальня, коридор) и предоставлять воспитанникам самим выбрать игру.

Физкультминутка.

Физкультминутки        применяются        с        целью

предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности воспитанников на хорошем уровне.

Физкульминутка проводится ориентировочно на 8 – 12 минуте от начала ОД, в течение 2-3 мин. Рекомендуется проводить начиная со средней группы.

Физкультминутки могут проводиться в форме ОРУ, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстом.

После кратковременного активного отдыха внимание воспитанников значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.


Динамический час.

Основные задачи динамического часа:

обеспечение необходимого объема двигательной активности;

             повышение физической и умственной работоспособности;

формирование осознанного отношения и интереса к физической культуре, в т.ч. и самостоятельной деятельности.

Важнейшим  условием  проведения  и  эффективности

динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания воспитанников в выборе упражнений, пособий и игр.

  • практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:

подвижные игры с разной интенсивностью;

игры-эстафеты;

сюжетные двигательные задания;

командные спортивные игры;

самостоятельные занятия воспитанников на комплексах и тренажерах и др.

Бодрящая гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной деятельности.

Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить

  • работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится до 15 минут. Комплекс состоит из нескольких частей:

разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

  • любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, воспитанники должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно

выполнять комплекс. При проведении закаливающих процедур длительность гимнастики после дневного сна можно увеличить до 20 минут. Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Принуждение исключено!

Примерная схема проведения гимнастики после

дневного сна

          1. Гимнастика в постели.

  1. Ходьба по «тропе здоровья».

  1. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

  1. Массаж махровой рукавицей.

  1. Дыхательная гимнастика.

  1. Упражнения для глаз.

  1. Водные процедуры.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Организация и проведение прогулки

с воспитанниками в ДОО.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.

Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект.

Прогулка - это элемент режима, дающий возможность в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, воспитанники реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит

движений. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития воспитанников. Важно соблюдать все 5 этапов организации

прогулки: наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность воспитанников.

Наблюдения. В планах указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится; наблюдения за живыми и неживыми объектами;


   наблюдения за явлениями окружающей действительности

Трудовая деятельность. Планируется доступная трудовая деятельность (на веранде, на участке), указывается форма трудовой деятельности – индивидуальные,групповые поручения, коллективный труд.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность воспитанников. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность воспитанников. После спокойной ОД (рисование, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурной и музыкальной ОД рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры: малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.

  • обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15

новых игр.

                                    Прогулки – походы.

Прогулки  походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности воспитанников, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества воспитанников, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.

Пешие прогулки – походы могут включать все или часть предлагаемых составляющих:

-переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

   -наблюдение в природе и сбор природного материала;

- беседа с использованием художественного слова и разных слов к воспитанникам;

- выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, насекомых, зверей);

   - подвижные и дидактические игры;

   - комплекс игр и физкультурных упражнений;

- комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимый в игровой форме;

   - упражнения на природной полосе препятствий;

   - самостоятельные игры;

- игровые упражнения, подобранные с учетом уровня развития ДА воспитанников.

Прогулки – походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе и т.д.


             При подборе упражнений необходимо учитывать  индивидуальные возможности воспитанников, их настроение.

В проведении прогулок – походов кроме воспитателей групп могут принимать участие инструктор по физической культуре.

Организуйте прогулки – походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную ОД, что позволит воспитанникам реализовать свою потребность в ежедневной ДА.

ОД по физической культуре.

ОД  по  физической  культуре  –  это  основная  форма

развития оптимальной ДА воспитанников.

Особенностью ОД  является то,  что  здесь  планомерно  

о

является

формируются  новые  двигательные умения и навыки,

развиваются физические качества в процессе оптимальной

тренировки всех систем и функций организма.

Недостаточное развитие какого-либо умения снижает

способность ребенка к усвоению новых двигательных действий

и навыков, а также его ДА. В связи с этим при планировании

занятий  по

физической

культуре  необходимо

учитывать

взаимосвязь  процесса  обучения  основным  видам  движений  с

развитием двигательных способностей воспитанников.

Эффективность  ОД   по  физической  культуре  в

ДОО во многом определяется пониманием основных целей:

удовлетворение

естественной

биологической

потребности ребенка в движении;

обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физической нагрузки;

формирование двигательных умений и навыков;

развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;

активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;

формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

ОД по физической культуре состоит из вводной части (разные виды ходьбы, бега, прыжков, перестроение), основной (ОРУ, основные виды движений) и заключительной (постепенный

переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма).

ОД может состоять из 3-5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2-3 хорошо им знакомых.


Роль воспитателя при организации ОД по физической культуре.

Воспитатель обязан присутствовать при организации ОД по физической культуре, даже если её проводит физ. инструктор.

Воспитатель помогает физ.инструктору организовывать воспитательно-образовательный процесс. Ему необходимо знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения основных движений, технику выполнения, педагогические требования при формировании навыков.

Воспитателю следует накануне ознакомиться с содержанием ОД.

При ознакомлении воспитанников с новыми общеразвивающими упражнениями воспитатель следит за правильностью выполнения задания. При необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.

Обеспечивает участие воспитанников в ОД в соответствии с температурными условиями соответствующей одеждой и обувью, несет ответственность за жизнь и безопасность воспитанников при организации их двигательной деятельности.

Следит за соблюдением гигиенических условий в помещении и на территории, обеспечивает сохранность выделяемого группе физ. оборудования и инвентаря.

Существуют разные способы организации воспитанников во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный, воспитатель контролирует качество выполнения движений и упражнений, обеспечивает страховку и отвечает за жизнь и здоровье воспитанников.

Воспитатели должны оказывать посильную помощь физкультурному инструктору при организации физкультурных праздников и досугов, Дней здоровья и т.д.

Самостоятельная двигательная

деятельность воспитанников.

            требует особого, опосредованного руководства.  

                  Как ее осуществлять?

Двигательный режим в ДОО складывается из организованной

  • самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако, самостоятельные движения воспитанниковй всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.

  • процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной  деятельности  воспитанников  в  обязательном  порядке  во время утреннего приема, до и между ОД, на прогулке, после сна, в вечернее время;

владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений воспитанников.

Все руководство строится только на основе индивидуализации.

Необходимо:

наблюдать за воспитанниками, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;

привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;


   снимать напряжение, скованность отдельных воспитанников улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;

пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре воспитанников разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

отдавать    предпочтение    пособиям    и    игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из воспитанников, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

периодически вместе с воспитанниками строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;

обогащать сюжетно-ролевые игры воспитанников разнообразными видами и способами всех основных движений.

Физкультурный уголок.

Если достаточно места, можно разместить 1-2 физкультурных уголка в групповой комнате, спальне.

Помните, что физкультурный уголок – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. Поэтому при выборе места для физкультурного уголка подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы воспитанники имели свободный доступ к нему.

Эффективно используя физкультурное оборудование, Вы обеспечите разнообразную и интересную для воспитанников двигательную, игровую, познавательную деятельность.

Наполняемость физкультурного уголка зависит от возраста воспитанников.

Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в данном конкретном возрасте.

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого.


Может ли воспитатель отбирать формы физкультурной работы для группы по своему усмотрению.

Воспитатель имеет право по своему усмотрению выбирать формы работы по физическому воспитанию в группе, руководствуясь следующими требованиями:

-все мероприятия (организованные и самостоятельные) составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность ДА воспитанников в котором не менее 50-60% периода бодрствования;

- ОД по физ.воспитанию – основная форма обучения и дозированной тренировки систем и функций организма. Разучиваются новые физкультурные упражнения, которые для закрепления и совершенствования затем переносятся в другие формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники;

- самостоятельная двигательная деятельность воспитанников свидетельствует о степени овладения двигательными умениями. Если воспитанники по своему желанию свободно и творчески используют движения, разученные в организованных формах работы, значит, они в полной мере их усвоили.

С  воспитанниками,  отстающими  в  двигательном  развитии,  нужносистематически проводить дифференцированную и индивидуальную работу, которая также входит в систему физкультурных мероприятий.

Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с семьей.

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности воспитанников дома – одна из форм работы в ДОО.

Как их организовать?

  • полной мере рекомендации можно рассматривать как одну из современных форм работы с родителями. Такие задания строятся на доверии.

Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания. Сделать это можно через информацию в родительском уголке, в индивидуальных беседах.

Часть рекомендаций для родителей одинакова:

проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику (предложить комплекс упражнений);

продолжать в выходные дни закаливание (предварительная работа);

организовывать физкультурный досуг в день рождения ребенка; по возможности оборудовать физкультурный уголок в квартире.

Другая часть – дифференцированные задания по отдельным направлениям. Их можно оформить в папки-передвижки. Например: «Исправляем осанку ребенка», «Пусть дети больше двигаются», «Если аппетит плохой (чрезмерный)», «Нужны ли прыжки со скакалкой мальчикам?». Подбирается интересный материал, а также разрабатываются рекомендации для выполнения в семье.

Если родители добиваются успеха, с их опытом знакомят остальных, оформляют фоторепортаж, им выражают благодарность в информационном уголке «Без Вашей помощи наши дети не были бы столь здоровыми и счастливыми!».

Домашние задания даются и воспитанникам, но обязательно в занимательной форме.


Какова роль движений в общем

развитии ребенка?

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему

  • тем самым способствуя ее развитию. ДА ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У

растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем ДА детей и их словарным запасом, развитием речи,

мышлением. Под действием физкультурных упражнений, ДА в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

  • научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.

Что наиболее характерно для поведения воспитанников высокой двигательной активности?

Воспитанники большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно ¼ часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как, кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями.

Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти воспитанники отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Воспитанники отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью.

Высокая ДА быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.


Как ведут себя воспитанники средней двигательной активности?

Поведение воспитанников средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких воспитанников примерно ½ группы или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их ДА саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

Что отличает малоподвижных воспитанников?

Организм малоподвижных воспитанников наиболее уязвим. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным воспитанникам, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность не требующих активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями.

Малая подвижность – фактор риска для ребенка, она объясняется, как правило, его нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни.

Какие методы используются для коррекции ДА воспитанников малой подвижности?

Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных воспитанников следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности.

Особое внимание уделяется развитию основных движений, отличающихся особой интенсивностью, - бегу, прыжкам и т.д. Малоподвижные воспитанники вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для воспитанников непринужденной, интересной.

Не нужно бояться, что воспитанники утомятся, этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: воспитанники не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для воспитанников - естественный активный отдых.

Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.


Следует ли ограничивать в

движениях чрезмерно подвижных

воспитанников?

Иногда считается, что надо сдерживать, ограничивать

в  движениях  воспитанников  большой  подвижности. Не  делайте  этого!

Руководство        здесь        выражается        не        в        снижении        ДА,        а        в

регулировании интенсивности движений.

Пусть по времени воспитанники двигаются как можно больше

–  важно  разнообразить  состав  движений,  включая  такие,

которые        требуют        сосредоточенности,        внимания,        точности.

Воспитанники надо специально учить точным движениям:

метанию в цель;

прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.);

ловле мяча.

Особенно полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, О.Р.У. на ограниченной площади.

Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.

Как можно использовать бесконечные «почему?»

в двигательном развитии воспитанников 4-5 лет?

Удивительный мир детей - «почемучек» требует такой системы формирования ДА, в которой естественное место заняли бы детские вопросы. Для этого нужно продумать

специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребенку ответить действием на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам.

Пусть дети пробуют отгадать двигательные загадки:

для какого движения какая подходит дорожка (построить узкую, широкую, извилистую, наклонную и т.д. дорожки; мостик узкий

  • широкий, прочный и качающийся), и проверить движением; как построить такую дорожку, когда для ходьбы потребуется

помощь товарища; какие предметы можно использовать для того, чтобы перейти

«болото»; если 2-4 детей построят каждый свою дорожку, то сколько будет

всего дорожек? Как интереснее ходить: по одинаковым дорожкам или по разным?;

   при ходьбе по дорожке что может делать язычок? (петь,

считать, щелкать) туловище, глаза;


какие «ворота» можно построить «из себя» (стать ноги врозь, на

четвереньки, «мостик»), чтобы прокатить мяч;

может ли воздушный шарик прокатиться по наклонной дорожке до конца;

какой мяч (тяжелый или легкий) дальше покатиться по наклонной дорожке? Покатится ли кубик, кегля, мешочек с песком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ток - шоу: "Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"

Информация для педагогов о методическом и нормативно - правовом сопровождении деятельности  педагога по физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ....

Консультация для педагогов ДОУ: "Взаимодействие педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Вашему вниманию представлен опыт работы по организации работы специалистов и педагогов  по созданию условий для  полноценного физического развития детей в ДОУ....

Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

В работе раскрывается опыт работы методической поддержки педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....

Консультация для педагогов «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в летний период»

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как мо...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ

Материал для воспитателей ДОУ физкультурно-оздоровительной направленности...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Организация летней оздоровительной работы»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ...

Консультация для педагогов. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и...