Главные вкладки

    Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
    статья по физкультуре (старшая группа) на тему

    Романова Надежда Геннадьевна

    В работе раскрывается опыт работы методической поддержки педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_chgpu-romanova2.docx29.54 КБ

    Предварительный просмотр:

               

    Методическая поддержка педагогов в организации

    физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (делимся опытом)

           В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 70% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, отмечается увеличение числа детей, поступающих в ДОУ, с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья, недостаточная интеграция деятельности специалистов ДОУ в физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работе. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.                

            Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию здорового образа жизни, уровня подготовки взрослого, который должен быть примером для ребенка. Каждое дошкольное учреждение имеет свой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы, определяет приемлемые формы физической культуры с учетом специфических особенностей воспитанников, посещающих детский сад. От того, насколько грамотно выстроена данная работа в ДОУ, зависит ее конечный результат. В реализации целей по достижению качества образования и оздоровления воспитанников ведущую  роль принадлежит работе методической службы, осуществление которой мы решаем через комплексный  медико-психолого-педагогический подход. Считаем, что важным направлением в комплексном подходе к оздоровлению детей, является оказание методической помощи воспитателям и родителям по выполнению рекомендации специалистов. Разработанная модель взаимодействия специалистов при  индивидуальном сопровождении ребенка, дает нам комплексно осуществить профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Выделены основные задачи в трех сферах работы по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

    В сфере работы с детьми  ими стали:

    ● сохранение и укрепление физического и психического  здоровья воспитанников;

    ● формирование у воспитанников привычки к ЗОЖ;

    В работе с педагогами решались следующие задачи:

    ● повышение компетентности педагогов в вопросах организации физкультурно-оздоровительной работы;

    ● обеспечение методического сопровождения для планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы;

    ● мотивация педагогов на улучшение качества организации физкультурно-оздоровительной работы;

    Задачами работы с родителями  определены:

    ● повышение компетентности родителей в вопросах организации физкультурно-оздоровительной работы;

    ● привлечение семей к участию в воспитательно-оздоровительном процессе на основе педагоги сотрудничества.

           Одной из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам оздоровления в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста является самообразование. При разработке тематического плана необходимо учитывать индивидуальный опыт, профессиональное мастерство, а также желания самих педагогов. Выбранная тема должна быть  близка и понятна. Только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал педагогического коллектива.

          Так, в годовом плане детского сада планируется обязательное проведение семинаров-практикумов, мастер-классы, педагогических советов, конкурсов, викторин, тренингов и др. Эти формы работы остаются наиболее эффективным способом повышения квалификации педагогов.   Семинары-практикумы включают теоретическую и практическую части.

           Опыт свидетельствует: занятия –практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех, а взаимодействие всего коллектива детского сада с  семьей обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит, снижение заболеваемости.

            Эффективным направлением работы с родителями являются индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, дни открытых дверей. С целью расширения теоретических и практических знаний проводим занятия–практикумы, на которых родители обучаются таким приемам и методам оздоровления детей, как корригирующая гимнастика, массаж по Уманской, дыхательная гимнастика, закаливание, гимнастика пробуждения, а также знакомятся с профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и нетрадиционными методами оздоровления детей (фито-ароматерапия, сухое обтирание варежкой, элементы детской йоги, само и взаимомассаж и др.).

             Большое значение для всестороннего развития детей имеют народные подвижные игры, занимающие значительное место в дошкольной педагогике. С целью уточнения, закрепления и расширения знаний педагогов о них,  проведен педагогический совет «Мы здоровью скажем «ДА», который прошел в форме «Клуба веселых и находчивых». Сценарий предусматривал разнообразные методы активизации работы педагогов: «мозговая атака», педагогический поединок, задание «Ты - мне, я - тебе», конкурс капитанов, домашнее задание и т.д. Мероприятие также позволило повысить творческий потенциал педагогов и сплотить их.  Проведены педсоветы на такие темы: «Валеология – наука о здоровье», «Современные подходы в оздоровлении ребенка», Здоровье ребенка, наша общая забота» и др.

            В работе с педагогами перед педсоветами проводим психологические зарядки, которые помогают овладеть приемами релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала. Например, с целью обучения саморегуляции, т.е. умению управлять своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием, педагогом-психологом ДОУ проведен мастер-класс для воспитателей, старшим воспитателем- семинар-практикум «Береги здоровье смолоду», «Час здоровья» (оздоровительные упражнения вместе с педагогом по физической культуре и другими коллегами). Такие занятия сближают коллектив, создают атмосферу принятия друг друга и уважения друг к другу, улучшают настроение, особенно, которые заканчиваются совместным чаепитием с травами.

           Особое внимание в ДОУ уделяется оснащению методического кабинета по данной теме. Так, для того, чтобы педагоги овладели всеми понятиями, касающимися физической культуры, был разработан педагогический словарик, подобрана специальная методическая литература. Он помогает воспитателям быстро найти определение к тому или иному термину, например «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическое воспитание», «здоровье детей», «акселерация» и др. В помощь педагогам оформлен каталог методической литературы, периодических изданий, публикаций. Один раз в месяц организуется выставка, тематика которой постоянно меняется в зависимости от запросов педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в практике», «Спортивные праздники и развлечения в детском саду», «Физкультурные занятия», «Режим дня», «Подвижные игры», «Современные методы закаливания» и др. Наиболее интересные статьи обсуждаются на педагогических часах.  В методическом кабинете оформлен альбом стихов, загадок, пословиц и поговорок о спорте и физкультуре с иллюстрациями, которой можно использовать для знакомства детей с видами спорта.

               Важным условием полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является формирование соответствующей предметно-развивающей среды. С учетом этого во всех группах ДОУ организованы физкультурные уголки, «уголки здоровья». С целью побуждения воспитателей к творческой деятельности по их оснащению, обмену педагогическим опытом, создания условий для проявления физической активности дошкольников в группах, пополнения уголков необходимым нестандартным оборудованием в детском саду организован смотр – конкурс на лучший физкультурный уголок, конкурс «Самая здоровая группа». Так, педагогами было изготовлено специализированное оборудование из необычных материалов: крышек, пластиковых бутылок, тканей, веревки, банок и др. Оно используется на занятиях, в играх, на прогулке для развития психофизических качеств, равновесия, глазомера, дыхания, мышц плечевого пояса, мелкой моторики мышц и др.

             К числу главных направлений работы педагогов ДОУ относится подготовка, организация и проведение спортивных праздников и развлечений для детей.

             В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширения кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особое внимание педагогами уделяется подготовке к оздоровительной работе в летний период.

              При планировании работы с родителями и педагогами уделяем особое внимание физкультурно-оздоровительным мероприятиям, участниками которых являются сами педагоги  и родители. Это могут быть товарищеские встречи в физкультурном и музыкальном залах, игры, эстафеты, КВН и др.

         Таким образом, организованная в ДОУ методическая поддержка способствует тому, что воспитатели и родители становятся более компетентными в вопросах физического воспитания дошкольников, являются активными участниками педагогических советов, семинаров, методических объединений, городских мероприятий; занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы и т.д.. Ежегодно педагоги ДОУ участвуют в городских соревнованиях, турслетах,  гонке на лыжах, а также посещают бассейн, занимаются по системе хатха-йогой, оздоровительным бегом и т.д.. Использование таких форм работы при организации физкультурно-оздоровительной работы позволяют учесть все необходимые условия, проанализировать и внести изменения в ресурсное обеспечение, спланировать предстоящую работу с детьми, педагогами и родителями, достичь высоких результатов и сделать вывод об эффективности и результативности проводимой в ДОУ физкультурно-оздоровительной работы.

    Литература:

    1. Горбатенко О.Ф., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград, 2008.
    2. Т.Г.Карепова Т.Г. Формирование  здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2011.
    3. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. Москва, 2001.
    4.  Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Москва, 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методические подсказки" в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

    «Методические подсказки»     помогут педагогам   в организации физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми....

    Ток - шоу: "Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"

    Информация для педагогов о методическом и нормативно - правовом сопровождении деятельности  педагога по физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ....

    Консультация для педагогов ДОУ: "Взаимодействие педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

    Вашему вниманию представлен опыт работы по организации работы специалистов и педагогов  по созданию условий для  полноценного физического развития детей в ДОУ....

    Организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период. Методические рекомендации для воспитателей.

    Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Триаду здоровья составляют движение, закаливание, питание, именно на это необходимо обращать особое внимание педагогам....

    Консультация для педагогов «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в летний период»

    Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как мо...

    методические подсказки для педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО

    laquo;Методические подсказки»  помогают определить дальнейший путь в организации физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками....