Консультация – практикум «Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»
консультация по теме
Я хочу поделиться своими наработками с педагогами дошкольного образования.
В консультации раскрывается актуальность реализации в дошкольной образовательной организации регионального компонента, кратко описывется метод проектов, а также представлен план работы воспитателя и этапы работы над проектом при реализации регионального компонента. Также в консультации показывается, как данная работа может осуществляться средствами музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум
«Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. В дошкольном образовании региональный компонент введен в образовательный и воспитательный процесс ДОО.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
– способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;
– познакомить детей с традициями и обычаями родного края;
– формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
– познакомить с именами знаменитых земляков;
– сформировать знания о живой и неживой природе Самарского региона;
– заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Уникальным средством обеспечения реализации регионального компонента является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях.
Метод проектов позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Перед нами, педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
1) по составу участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.
2) по срокам реализации: краткосрочный - 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .
3) по доминирующему виду деятельности:
– исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;
– ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
– информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;
– творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта образовательной деятельности, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта.
Основные этапы метода проектов включают:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Проект «Колоски России» (для детей средней группы)
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
• воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
• развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
• формировать интерес к культурному наследию региона;
• воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
Участники проекта:
• дети;
• воспитатели;
• специалисты ДОО;
• родители.
Вид проекта:
по составу участников: групповой;
по срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – май);
по доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.
1 этап Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Составление плана работы над проектами.
3 этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает»,
• сюжетно-ролевая игра «Семья»;
• оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Собери узор», «Найди матрешку»
Познавательное развитие
• игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;
• проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: “Россия – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Тольятти!», «Семья», «Родословное древо моей семьи», «История матрешки», «Хохломская роспись», «Самовар».
Продуктивная деятельность
• виды росписи в народно-прикладном творчестве;
• народное творчество Самарской области;
• лепка «Животные и птицы нашего леса»;
• изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»;
• оформление фотоальбома уголка.
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Мой любимый город»;
• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»;
Ознакомление с художественной литературой:
• чтение сказок народов мира;
• разучивание русских народных песен, потешек, частушек.
Музыка
• занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»;
• «Пришла коляда накануне Рождества»;
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»;
• оформление музыкального уголка в русских традициях.
Формы и методы работы с родителями
• беседы с родителями о важности данной проблемы;
• оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
• изготовление семейных альбомов;
• привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами русского быта;
• словотворчество с родителями «Сочини частушку»;
• оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Самарской области”, «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края».
4 этап. Презентационно – завершающий
1. Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами
2. Оформление регионального уголка
3. НОД “Моя Родина! ”
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5. Оценка этапов реализации проекта детьми.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Результат-эффект:
• У детей сформированы знания о родной стране, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
• Дети и родители стали активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми.
• Дети стали проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, способны оказать им посильную помощь.
• Педагоги и родители пополнили знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.
Реализация регионального компонента может осуществляться с помощью средств музейной педагогики, в частности при организации групповых мини – музеев.
Создание мини-музея будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при проведении образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Участвуя в музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Направленность музейно-педагогической деятельности ДОО должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОО должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Мини-музеи можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Рассмотрим этапы работы по созданию мини-музея в группе.
Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.
Задачи:
– расширять кругозор дошкольников;
– развивать познавательные способности и познавательную деятельность
– формировать активную жизненную позицию и развивать интегративные качества.
– активизировать работу с родителями.
Предполагаемый результат. Создание мини-музеев позволит:
– сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
– приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;
– расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
– пополнить мини –музей новыми экспозициями;
– расширить словарный запас путём подбора картотеки к экспозициям, загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
– обогатит предметно –развивающую среду группы.
По срокам реализации проект: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь)
По составу участников: групповой
По доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный
Этапы организации работы:
Первый этап – подготовительный, планирование мини-музеев».
При планировании мини – музея необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, которое дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач.
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. На этом этапе происходит определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов.
Второй этап практический, создание мини-музея.
1. Выбор темы мини-музея
2. Определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
3. Планирование экспозиций мини-музея. Мини – музей может располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов. В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.
6. Разработка форм работы с экспозициями мини – музеев в процессе организации мини – музеев.
Предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.
7. Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее. Третий этап презентационный, представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра-конкурса на лучший мини-музей.
Четвертый этап деятельностный, функционирование мини-музеев. Сначала определяется место мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий для детей по плану.
Практическая значимость проекта: Экспонаты мини-музея в ДОО используются для проведения различных НОД, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора, для ознакомления с окружающим миром, с историей своего родного края, города с именами известных людей.
Такая форма работы, как создание мини-музея в группе является одной из эффективных форм по реализации регионального компонента, повышает интерес детей и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО и является доступным и привлекательным инструментом в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-5608-1480259926.jpg)
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-523818-1417111956.jpg)
Семинар - практикум «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1 «ИКТ»
Семинар - практикум«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1«ИКТ»Цель: повышение педагогической компетенции сотруднико...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-642289-1434262171.jpg)
Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.
Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1260010-1603857753.jpg)
Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»
Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-1121319-1551099256.jpg)
«Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»
laquo;Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504622-1704867970.jpg)
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».
Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в до...