Анализ фрагмента "Дом сказок"развивающей среды ДОУ (первая младшая группа)
материал (младшая группа) на тему

Густова Анна Николаевна

Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида  №233 Выборгского района города Санкт-Петербурга в числе своих воспитанников имеет детей раннего возраста. Группа «Радуга» является первой младшей группой, в составе которой дети возрастом от 2,5 до 3 лет.

Развивающая среда в групповом пространстве  строится с целью предоставления детям возможностей для разнообразной деятельности.

При создании предметно - развивающей среды, учитываются принципы построения в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. Принцип динамичности фрагмента развивающей среды
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
  6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. Принцип открытости – закрытости
  8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение развивающей среды в «Доме сказок» с учетом изложенных выше принципов дает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей к овладению разными способами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_razvivayushchey_sredy.docx438.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда группы «Радуга»

Выполнила :

Густова Анна Николаевна

Фрагмент «Дом сказок»

Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида  №233 Выборгского района города Санкт-Петербурга в числе своих воспитанников имеет детей раннего возраста. Группа «Радуга» является первой младшей группой, в составе которой дети возрастом от 2,5 до 3 лет.

Развивающая среда в групповом пространстве  строится с целью предоставления детям возможностей для разнообразной деятельности.

При создании предметно - развивающей среды, учитываются принципы построения в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Рассмотрим один из фрагментов под названием «Дом сказок», содержимое которого включает в себя познавательную, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую и речевую образовательные области развития детей ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

По этому принципу создаются условия установления контакта между взрослым и ребенком. Осуществляется помощь в преодолении барьера в общении между взрослым и ребенком, например во время адаптационного периода. Этот принцип соблюдается при использовании пальчиково театра, который применяется в этот не простой детский период в качестве сюрпризного момента. Сюда же следует отнести кукольный театр.

Принцип дистанции соблюдается, но не полностью, так как в случае изменения позиций взрослого и ребенка: ребенок раннего возраста по своим возрастным особенностям развития не способен  «подняться» до позиции воспитателя, соответственно взрослому – приблизиться к позиции ребенка.

Тем самым в «Доме сказок» создаются возможности для реализации различных представлений детей и взрослых о комфортной дистанции при контакте, где воспитатель выполняет роль рассказчика, а ребёнок является либо участником, либо слушателем.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Среда провоцирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. На полках присутствуют и периодически меняются шапочки сказочных героев (лисичка, волчок, лягушка, зайчонок и .т.д), которые используются детьми не только во время праздничных выступлений, но и в самостоятельной деятельности, что в свою очередь является формой творческого восприятия сказочных сюжетов.

Принцип динамичности фрагмента развивающей среды

Среда развития стимулирует воображение детей при организации сюжетно-ролевой игры «Бабушка и Дедушка», которые сидят на стульчиках за столом и пьют чай с угощением. Комплект мебели имеет динамичный характер и выставляется для игры во время досуга. 

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Игровое пространство в большинстве случаев имеет непересекающиеся сферы активности. Применительно к фрагменту «Дом сказок» используется театральная выносная ширма, которая позволяет каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Ежедневное окружение создает детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда пробуждает у детей двигательную активность, преподнося возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время окружающая обстановка имеет свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо с помощью различных дидактических пособий таких, как русские народные матрёшки, тематические вкладыши, книги с объёмными картинками. Ребёнок воспользовавшись на некоторое время этими играми имеет возможность передохнуть физически и активировать свои умственные процессы через мелкую моторику и мышление. Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты народного творчества посредством наблюдения за оформлением «Дома сказок».  В интерьере используются картины на сказочную тематику, стоит русская печь, выполненная в стиле «Гжель», самовар. Дополняется уголок платком и фартуком (выносные), выполненные так же в народном стиле. Созерцание детьми данных предметов интерьера позволяет ежедневно приобщать их к фольклорному искусству.

Принцип открытости – закрытости

Одним из аспектов принципа является открытость культуре. В запланированных мероприятиях по рабочей программе группы «Радуга» присутствуют приобретение картин и литературы для организованной педагогами и самостоятельной деятельности детей.

Особое внимание педагогами уделяется выставка совместных с родителями работ детей на тему «Сказка» к празднику «День матери», что позволяет ребенку познакомиться с работами других детей, выделить понравившиеся произведение.

Принцип учета половых и возрастных различий детей

Оснащение «Дома сказок» интересно как девочкам, так и мальчикам. Мальчики:

- предпочитают в большей степени наряжаться в шапки сказочных героев

- играют в сюжетные игры с самоваром и лакомствами

Девочки:

- предпочитают дидактические пособия

- часто являются инициаторами постановки настольного театра.

Стоит отметить, что запланировано дополнение фрагмента развивающей среды ввиде:

  • теневого театра
  • картин по сказкам «Три медведя», «Колобок»
  • книг с зарубежными народными сказками

Построение развивающей среды в «Доме сказок» с учетом изложенных выше принципов дает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей к овладению разными способами деятельности.

Список принципов построения развивающей среды предоставлен сайтом http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно- развивающая среда в первой младшей группе

Письменная характеристика предметно - развивающей среды в первой младшей группе...

Презинтация предметно - развивающей среды в первой младшей группе

В моей презентации представлен вашему вниманию педагогический календарь на страницах, которого в течении 9 учебных месяцев я буду рассказывать о предметно - развивающей среде в первой младшей группе....

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе.

Развитие дошкольника во многом зави­сит от рациональной организации предметной среды в груп­повом помещении. Хотелось бы ещё раз уделить немного внимания организации предметно-развивающей среды....

Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст» Предметно развивающая среда в первой младшей группе.

Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст»Предметно развивающая среда в первой младшей группе.Воспитатель Белашова Т.А...

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе

Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...