Организация предметно развивающей среды в первой младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему

Аврамова Зоя Анатольевна

Представлен перечень по каждому разделу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_predmetno_prostranstvennoy_sredy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно- пространственной  развивающей среды (ППРС)

В первой младшей группе и деятельности по ее освоению

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны

  1. Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы»,
  2. Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО- деятельности»
  3. Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр Ряжения», «Центр Музыки», «Центр Театра», «Центр Игры».

Основная часть

Вариативная часть

Содержание ППРС(Пособие, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности детей

Национально

Культурный компонент

Компонент ДОУ

(региональный)

Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)

Ведущая (приоритетная, основная), образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности

в «Центре познания»,: «Познание»

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре Познания» «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

  • Самообучающие, или автодидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров форм или цветов разных деталей).
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, квадрат)
  • Лото, домино
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок

- одежда,

-обувь,

-мебель,

-посуда,

-овощи,

-животные,

-игрушки

Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам)

  • Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимые в труде

Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания

  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика
  • Предметы  и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру
  • Матрешки трех и четырехсоставные
  • Пирамидки на конусной основе из колец одного размера чередующихся в определенной последовательности двух или трех цветов, из уменьшающихся по размеру одноцветных колец
  • Напольная пирамидка (из 5-6 элементов)
  • Сборно-разборная игрушка
  • Пособия на липучках

Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)

  • Наборы разрезных картинок (2-4 части).
  • Кубики с предметными картинками (2-4 кубика).
  • Столик 4-х, пяти-, шестицветный с втулочками соответствующего цвета.
  • Коробки или ящики с ответстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур
  • Коробки разных размеров, пузырьки , пластмассовые, банки с закручивающими крышками
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушки, полусферами (5-7 элементов)(8шт)
  • Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов) (4шт).
  • Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) (6-8шт)
  • Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4 цветов (8шт)
  • Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) (3 шт)
  • Набор кубиков с цветными гранями (4цвета
  • Емкости с крышками разного размераи мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов) (10 шт)
  • Игрушки – забавы с зависимостью эффекта от действия ( неваляшка, клюющие курочки, дергающие бараны, мишка,  играющий на балалайке, танцующая собака, пингвин, машущими крыльями, скачующая лошадь. Русские народные игрушки-забавы.(клюющая курочка, медведь дровосек, скоморохи)
  • Заводные игрушки-забавы.
  • Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами
  • Набор для забивания: молоточек с втулочками
  • Набор шумовых коробочек
  • «Чудесные мешочки» (хлопушка», «фонарик»
  • Клеенчатые полоски различной длины, ширины
  • Игры для интеллектуального и сенсорного развития
  • Парные картинки ( мяч большой- мяч маленький, лопата красная, , зеленая, ведерки –красное и желтое
  • Серии предметных картинок, составление по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают?», для чего нужны тарелки, ложки, чашки?, «На чем люди ездят?»
  • Настольно печатные игры разнообразной тематики и содержания
  • Наглядно- дидактические пособия, серия Мир в картинках
  • Инструменты домашнего оркестра
  • Водный транспорт
  • Автомобильный транспорт
  • Бытовая техника
  • Посуда
  • Мой дом
  • «Загадочные предметы» (например калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль , лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами.

- неопределенные по форме, назначению, незнакомые ребенку

- оптимальный уровень сложности предмета ( оптимальный считается  такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта

-отрывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций

- материалы связанные с тематикой по ОБЖ ( иллюстрации, игры)

  • Фланелеграф
  • Мягконабивные игрушки из разнообразных тканей, заполненные различными материалами (крыпами, бумагой, лоскутами.)

1 недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см.

2 Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха,), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание

3.  Размер предметов должен быть удобен для манипулирования

4. максимальный уровень размещения оборудования

5. свободный доступ

6 Располагать вблизи света, (окна)

7 Центр познания требует частичной изоляции

8 необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна  подражательность

9. наличие заданий различной степени сложности

10 сменяемость и наполняемость материала по мере изучения

11 обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания

12 материалы в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающими в себе возможности освоения внешних свойств вещей в процессе простой группировки на одно из свойств, парного соотнесения и.т.п), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность

13 необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно- символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка

14 материал размещающийся мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу

15 объекты для исследования и образно- символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей

(непосредственно перед началом самостоятельной деятельности детей)

Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов

2 игры занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине

3. познавательно-отобразительная  деятельность- освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач

4. процессуальная игра для развития у ребенка символической функции мышления- деятельность с предметами- заместителями, неоформленным материалом

5. деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений

6 деятельность по ознакомлению с предметами  быта их функциональными назначением

7 дидактические игры по сенсорному воспитанию

«Курочка и цыплята», «Домики и флажки», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

8 Дидактические игры по развитию речи: «Поручения», «Кто что делает?», «Какой?», «Что за форма?», «Отгадай и назови», «Высоко-низко», «Устроим кукле комнату»

9 дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Размещение вкладышей по форме, величине», «Сделаем бусы для куклы», «нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы»

10 театрализованные игры- ситуации: «Солнечные зайчики (материал, зеркало, набор картинок для театра: солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик, серый зайчик радуется солнышку, зайчики играют»

«Карусели» ( материал: столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты) игрушки –зверята ( лев, черепаха, лошадки), платочки

Функциональное назначение «Центр воды и песка»

Ведущая приоритетная, основная образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «центре воды и песка»:  «Познание»

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «»Центре воды и песка: «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно- развивающая среда в первой младшей группе

Письменная характеристика предметно - развивающей среды в первой младшей группе...

Презинтация предметно - развивающей среды в первой младшей группе

В моей презентации представлен вашему вниманию педагогический календарь на страницах, которого в течении 9 учебных месяцев я буду рассказывать о предметно - развивающей среде в первой младшей группе....

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе.

Развитие дошкольника во многом зави­сит от рациональной организации предметной среды в груп­повом помещении. Хотелось бы ещё раз уделить немного внимания организации предметно-развивающей среды....

Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст» Предметно развивающая среда в первой младшей группе.

Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст»Предметно развивающая среда в первой младшей группе.Воспитатель Белашова Т.А...

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в первой младшей группе.

Цель: создание оптимальных условий , способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: 1.Обеспечить комфортность и безопасность обстановки : интерьер и среда группы имеет сходство с дом...

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Все зоны развивающей среды в моей группе  взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной п...

Проект «Развитие предметно-развивающей среды в первой младшей группе»

Паспорт проектаВид проекта:Практико-ориентированныйПродолжительность проекта:Долгосрочный Цель проекта:Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и самора...