Главные вкладки

    Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"
    проект (старшая группа) на тему

    Ирина Владимировна Федорова

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №19 «Радость»

    Проект:                       

                                     

                                                              Формирование

                                   гражданско-патриотической позиции

                                  у детей старшего дошкольного возраста

                                           совместно с родителями

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                 

    Утверждён на педагогическом                                                                                                   Составили:

             Совете Пр.№133 от26.09.2013                                                                                               Фёдорова И. В.                                                                

                                                                                                                                                              Панова В. И.

               

                    г. Урай, 2013год

    «Только тот, кто любит,

    ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

     может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                    С. Михалков

    Актуальность

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

    Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Паспорт проекта:

    Вид проекта: комплексный

    Продолжительность проекта: долгосрочный

    Сроки реализации проекта: 

    • старшая группа
    • Участники проекта:
    • - дети старшей группы,
    • - воспитатели,
    • - специалисты,
    • - родители воспитанников.

    Проблема:

    - недостаточно представлений у детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

    - недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

     

    Цель проекта:

    Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений при формировании гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями (в соответствии образовательной области «Социализация» ФГТ)

    Задачи проекта:

    Содержание проекта:

    Проект направлен на взаимодействие педагогов и родителей как условие единого подхода в образовательном процессе по формированию гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями.

    Ожидаемые  результаты:

    1. Сформируется гендерная идентичность: психологическое ощущение ребёнком себя будущим мужчиной или будущей женщиной;
    2. У детей обогатятся представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках;
    3. Родители станут активными участниками в воспитательно - образовательном процессе при формировании гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста.

    Продукт проекта (старшая группа):

    • Альбомы: «Как провели лето мальчики и девочки», «Ханты – Мансийский автономный округ – Югра», «Город Урай», «Наша Родина – Россия», «Город герой Москва», «Русская матрёшка»,  «Военная техника», «Рода войск», «Открытки к 23 февраля», «Космос», «Великая Отечественная война»,«Ордена и медали ВОВ»,
    • Игры – макеты: «Улицы нашего города», «Кремль», «Красная площадь», «Вечный огонь», «Военный гарнизон», «Военная техника», «Юрта народностей ханты - манси», «Вечный огонь»
    • Дидактические игры: «Разложи и назови», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть», «Собери ракету», лото «Животные»
    • Выставки: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Военная техника», «Русская матрёшка», «Космос будущего», «Портреты космонавтов», стенные газеты «День Победы»
    • Фотопанно: «Папы разные нужны – папы всякие важны», «Моя мама на работе», «Я и лес», «И я помогаю!»
    • Творческие работы детей: рисунки, аппликации, работы из пластилина.
    • Мини музеи: «ХМАО – Югра», «Наша родина – Россия», «Русская матрёшка»

    Этапы работы:

    Первый этап (сентябрь) – организационно – подготовительный

    Определение темы, постановка целей и задач, определение проблемы проекта, предварительная работа с детьми и родителями, анкетирование родителей, привлечение специалистов, подбор материала и оборудования, создание условий для работы.

    Второй этап (октябрь - май) – основной

    Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Сбор и накопление материала.

    Третий этап (май) - заключительный

    обобщение результатов проекта в различной форме, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Презентация проекта. Определение задач в работе с детьми в подготовительной группе.

    Содержание проекта:

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Моя семья

    «Я и моя семья»

    +

    Моя малая Родина

    «Мой город Урай»

    +

    «Край, в котором я живу»

    +

    Наша Родина - Россия

    «Россия – Родина моя!»

    +

    «Москва – главный город нашей Родины»,

    +

    «Главные праздники страны»

    (23 февраля, 8 марта, День космонавтики,

    9 мая – День Победы»)

    +

    +

    +

    +

    Календарно – тематическое планирование по формированию гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

    Непосредственно – образовательная деятельность

    Интеграция образовательных областей

    Совместная деятельность взрослого и детей

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие

     с семьёй воспитанников

    «Моя семья»

    НОД: «Я и моя семья»

    Программное содержание: Формировать представления о мире семьи, закреплять знания у детей о самих себе, о своей семье, развивать  у  детей  коммуникативные  умения, расширять  представления  о  семье, учить  ориентироваться  в  родственных  отношениях, пополнять  знания  детей о родных  им  людях, прививать  любовь  к ним.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    • Беседа «Герб моей семьи»

    Цель: Вызвать желание создать свой семейный герб. Приобщать детей к истокам семейной культуры.

    • Беседа «Что такое генеалогическое древо семьи?»

    Цель: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
    Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем
     семейном хозяйстве.

    • Чтение художественной литературы: В. Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
    • В. Драгунский «Сестра моя Ксения»
    • Художественное творчество (рисование)  «Дом, в котором  я живу»
    • Фотопанно «И я помогаю!»
    • Заучивание пословиц и поговорок о семье

    • Сюжетно-ролевая игра «Семья»
    • Игровые ситуации:

    « Собираемся на прогулку», «Готовим ужин»

    «День рождения дочки»

    «Едем за покупками»

    • Рассматривание альбома  «Моя семья»
    • Дидактические игры:
    • «Профессии», лото «Кем быть», «Кому, что нужно для работы»,  «Это правда или нет?»

     

    • Педагогическая гостиная
    • Создание  мини – проекта «Герб моей семьи»
    • Создание  мини – проекта   «Семейное  древо»
    • Оформление фотоальбома «Как провели лето мальчики и девочки»
    • Оформление фотоальбома «Моя семья»
    • Составление рассказов «Как я провёл лето»
    • Составление рассказов о своей семье.
    • Досуг «День матери»

    «Моя малая Родина»

    НОД: «Мой город Урай»

    Программное содержание:

    Закрепить знания детей о родном городе: название города, символика Урая. Развивать внимание и память.  Прививать любовь к родному городу.

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    • Беседа «Достопримечательности нашего города»

    Цель: познакомить детей с понятием «достопримечательность», рассмотреть иллюстрации  памятных мест в городе.

    • Экскурсия «Улицы города»
    • Создание коллективного панно «Дома на нашей улице»
    • Чтение художественной литературы: произведения урайского писателя Г.К. Кайгородова «Аленький цветочек», «Стихи для детей», «Мир животных»
    • Рассматривание альбома «Мой город Урай»
    • Игры со строительным материалом: «По главной улице Урая»
    • Сюжетно-ролевая игра "Почта"
    • Создание альбома «Мой город Урай»
    • Создание макета «Улицы города»
    • Составление рассказов «Моё любимое место в городе»
    • Подбор художественной литературы о родном городе.

    НОД:  «Край, в котором я живу»

    Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным краем, его символикой.

    Закреплять знания о коренных народах ХМАО-Югры. Расширять представления о природе родного края, животном и растительном мире.

    Воспитывать у детей любовь к тому месту, где они родились и растут.

    • Фотопанно «Я и лес»
    • Метод коллективного педагога:

    Рассказ родителя «Профессия нефтяника» (на личном примере)

    Цель: познакомить детей с профессией нефтяника, особенностями добычи нефти.

    • Опытно-поисковая деятельность ««Нефть - богатство нашего края»»

    Цель:

    Опытническим путём познакомить детей со свойствами нефти; основной функцией нефти – топливо для различных средств передвижения.

    Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей; Учить детей рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения.

    Развивать мышление, воображение, речь детей.

    • Рассматривание карты

      « Югра – на карте России»

    • Рисование «Коренные жители Югры»
    • Чтение хантыйских сказок «Олененок и мышонок», «Рыбки и ворона», «Охотник и медведь»
    • Д.и «Растения нашего края»

    «Животные нашего края»

    «Я знаю…»

    • Рассматривание альбома «Ханты – Мансийский автономный округ - Югра»
    • Рассматривание иллюстраций о

    быте народов ханты и манси.

    • Создание макета «Юрта народностей ханты - манси»
    • Пополнение книжного уголка  на тему «Мой край»
    • Составление рассказа «Мои родители – нефтяники»
    • Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной»

    «Наша Родина – Россия»

    НОД: «Россия – Родина моя!» (мультимедийная презентация)

    Программное содержание:

    Упорядочить и закрепить информацию о России. Ввести понятие «родина», воспитывать у детей чувства любви к своей стране.

    НОД: «Москва – столица нашей Родины»

    Программное содержание:

    Формировать у детей первичные представления о Москве – столице нашей Родины,  о истории её возникновения.

    Развивать внимание, мышление. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства.

    Познание

    Художественное творчество

    Музыка

    Художественная литература

    Коммуникация

    Социализация

    • Беседа и рассматривание иллюстраций русских национальных костюмов (картины, открытки)

    Цель:

    Познакомить детей  с русским народным костюмом, с его истоками и традициями.

    • Педагогическая гостиная:

    Беседа «Наша добрая матрешка»

    Цель: Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки.

    • Художественное творчество (лепка) «Матрёшка»
    • Беседа «Олимпиада  в Сочи»

    Цель:

    Дать представление об Олимпийских играх; Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой; Воспитывать чувство гордости за Россию.

    • А. Прокофьев «Люблю  березу  русскую…»
    • Загадки о животных и природе России.
    • Прослушивание гимна России
    • Аппликация «Флаг России», «Кремль» (методом обрывания)

    • Рассматривание альбома «Моя Россия»
    • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
    • Д.И «Подбери словечко»
    • Раскраски «Герб России»

    • Создание макета «Кремль», «Красная площадь»
    • Подбор иллюстраций для оформления альбома «Старинная русская одежда»
    • Создание альбома «Олимпиада 2014», «Город герой Москва»
    • Заучивание стихотворения «Герб России» В. Степанов
    • Создание мини – музея «Русская матрёшка»

    «Главные праздники страны»

    НОД: 23 февраля - День Защитника Отечества

    Программное содержание:  Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества.

    Сформировать первые представления о родах войск, их символике.

    Развивать интерес к познанию различных родов войск. Обогащать словарь за счет употребления в речи названий родов войск и их представителей. Воспитывать положительное отношение к службе в армии.

    Познание

    Художественное творчество

    Музыка

    Художественная литература

    Физическая культура

    Коммуникация

    Социализация

    • Чтение художественной литературы:  Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»,   Л. Кассиль  «Твои  защитники», А. Барто «На  заставе», С. Маршак  «Пограничники»
    • Посещение музея «Поиск» (школа №5)

    Цель: познакомить детей с героическими подвигами соотечественников, боевыми наградами. Воспитывать чувство гордости за героические подвиги земляков.

    • Встреча с кадетами

    «Музыкально – спортивное развлечение»

    • Посещение библиотеки
    • Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику;
    • Разучивание песен и танцев: «Наша Армия сильна», «Морячка»
    • ИЗО: «Портрет папы»
    • Создание панно «Рода войск»

    • Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Моряки»;
    • Дидактические игры «Разложи и назови», «Собери машину», «Подбери словечко» (Армия какая?)
    • Подвижные игры «Перетягивание каната»
    • Раскраски на тему:

     «Военная техника»

    • Консультация для родителей: Папка – передвижка «Жить – Родине служить» (из истории праздника 23 февраля)
    • Изготовление макетов:

    «Военный гарнизон»

    «Военная техника»

    • Создание фотопанно:

    «Папы разные нужны – папы всякие важны»

    • Создание альбомов:

    «Военная техника»

    «Рода войск»

    «Открытки к 23 февраля»

    НОД:  «Наши мамы»

    Программное содержание:  

    дать представления о значимости матери для каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, любовь к маме

    Познание

    Художественное творчество

    Музыка

    Художественная литература

    Коммуникация

    Социализация

    • Прослушивание  детских песен о маме.
    • Заучивание песен и стихов  о маме.
    • ИЗО «Мамин портрет»; «Рисунок для мамы»
    • Изготовление подарков для мам, бабушек, сотрудников детского сада
    • Коллективная работа «Букет для мамы»
    • Чтение произведений о мамах: «Много мам на белом свете» В. Руссу, «Посидим в тишине» Е. Благинина
    • Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные)

    «Кому что нужно для работы», лото «Профессии»

    • Сюжетно-ролевые игры: «Моя мама на работе» (продавец, парикмахер, врач), «Семья».
    • Панно «Моя мама на работе»
    • Составление рассказов о профессии своей мамы
    • Консультация для родителей: папка – передвижка «История возникновения праздника 8 марта»
    • Утренник  «8 Марта»

    НОД:  12 апреля – День космонавтики

    Программное содержание:  

    Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать фантазию, воображение.

    Познание

    Художественное творчество

    Художественная литература

    Физическая культура

    Труд

    Коммуникация

    Социализация

    • Беседа «Первые попытки покорения космоса»

    Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

    • Беседа «Солнечная система»

    Цель: закрепить понятие “Солнечная система”, уточнить знания детей о планетах солнечной системы.

    • Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»
    • Беседа «Тренировка космонавта» 

    Цель: обсуждение с детьми физических качеств, необходимых космонавтам и способы их развития.

    • Выставка "Портреты космонавтов"
    • Чтение рассказа «Первый в космосе» В. Бороздина
    • Чтение энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике,

        космическим телам  (Энциклопедия дошкольника).

    • Рисование с элементами аппликации «Солнечная система»
    • Рисование  «Лети, ракета, к звёздам» 
    • Заучивание считалки «Планеты»
    • Дидактические игры: «Собери ракету», «Летает не летает»,
    • Игры со строительным материалом «Строим космическую станцию»
    • Сюжетно-ролевая игра «Тренировка космонавта»
    • Подвижная игра «Космонавты».
    • Консультация для родителей: папка – передвижка "День космонавтики"
    • Подбор литературы, плакатов  по теме
    • Создание альбома «Космос»
    • Подготовка рисунков к выставке «Я рисую космос»
    • Фестиваль детско-родительского творчества «Космос будущего»

    НОД: 9 мая – День победы

    Программное содержание:  

    Уточнить и расширить представления детей о ВОВ,

    Развивать интерес к истории нашей страны, воспитывать уважительное отношение к ветеранам ВОВ.

    Познание

    Художественное творчество

    Художественная литература

    Коммуникация

    Социализация

    Музыка

    • Беседа «Они сражались за родину».
    • Экскурсия к вечному огню, возложение цветов
    • Рисование  «Дети  рисуют  Победу!»
    • Художественный труд «Военная техника» (из бросового материала)
    • Чтение художественной литературы о войне
    • Прослушивание музыкальных произведений по теме.
    • Сюжетно – ролевые  игра: «Пограничники»
    • Раскраски на тему «День победы»
    • Игры со строительным материалом «Военный городок»

    • Создание альбомов «Ордена и медали ВОВ»
    • Подбор книг о ВОВ
    • Создание макета «Вечный огонь»
    • Создание стенных газет на тему «День победы»
    • Вечер памяти «Будем помнить!» - встреча с ветеранами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Путешествие деревянной ложки" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

    Музыкальное развлечение совместно с родителями, для детей старшего дошкольного возраста. В  гости к ребятам приходит домовенок Кузя,который потерял свою деревянную ложку. У ребят на столах мешочк...

    Брейн - ригн "С песней весело шагать" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

    Музыкальное развлечение совместно с родителями. Ребята и родители делятся на две команды, отгадывают загадки про знакомые песненки из мультфильмов и весело их исполняют....

    Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

    Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

    Вечер-развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями по ПДД "Уроки безопасности для Незнайки".

    Сценарий досуга детей старшего дошкольного возраста и их родителей на закрепление правил дорожного движения....

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие железнодорожники"

    Развлечение для детей  старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие  железнодорожники"...

    Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

    «Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....