ВИКТОРИНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: Путешествие в прошлое России. 2017год
проект

Чугуй   Инна   Николаевна

                                 ВИКТОРИНА   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ        

 

 

 

                   ТЕМА:    Путешествие в прошлое  России.

Цель:  Формировать  чувство причастности к  культурному наследию России

                           ( фольклору, народным промыслам, мифологии и т.д.).

                          Способствовать развитию интереса к работе по программе     Л. О. Князевой, М.Д. Маханёвой« Приобщение детей к исток  русской  народной культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Время... Как быстро оно летит! Несколько лет назад казалось, что новый век наступит не скоро. Но он наступил. Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является приобщение дошкольников к истокам  русской народной культуры. Чтобы этот процесс был более эффективным, педагогам

 необходимо самим овладевать достаточным запасом знаний.

Сегодня вашему вниманию мы представляем  викторину для воспитателей, по теме: « Путешествие в прошлое» по программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой  « Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Викторина наша состоит из 4 раундов.

  1. Вопросы, касающиеся сегодняшней темы.

  1. Фольклор.

  1. Мифология,   русские народные промыслы.

  1. Русские народные праздники.

Для проведения данной викторины нам необходимо две  команды, каждая команда выбирает себе капитана, название, девиз.

   ВОПРОСЫ,   КАСАЮЩИЕСЯ   СЕГОДНЕШНЕЙ  ТЕМЫ. (1 – раунд)

           

Командам поочередно будут задаваться вопросы и к  каждому вопросу  будет предоставлено  несколько вариантов ответа, среди них необходимо выбрать правильный. Для обсуждения ответа будет отведено 4 -5 секунд.

Вопрос №1: Из предложенных букв нужно составить слово, которое  употреблялось в разговорной речи в старину?

 (командам выдаются карточки с буквами, по истечении времени  участники команды должны  показать, правильное слово держа в руке по одной букве.)

  • Мера длины. Буквы:    И. Р. Н. А. Ш.    (Аршин)

  • Мера веса.   Буквы: О. Т. О. З. К. И. Л. Н.   ( Золотник).

Вопрос №2:  В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

  1. Зимой.
  2. Летом.
  3. Весной.
  4. Осенью.

( в крещенские морозы древесина становиться очень сухой,  в ней практически не происходит  сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударом топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась.)

Вопрос № 3:   Какой день масленой недели называется « широким»

  1. Вторник.
  2. Среда.
  3. Четверг.
  4. Пятница.

( С четверга начиналось  настоящее масленичное гулянье, именно этот день назывался «Широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках,  катались на качелях. Устраивали кулачные бои, шумные застолья.. по улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму.)

Вопрос №4:   Как  называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая часто сооружалась на санях?

  1. Хлев.
  2. Амбар.
  3. Рига.
  4. Гумно.

(Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах – сваях. Тесали такие столбы с хитростью6 на верху у них делали подобие шляпки гриба. В этом случае грызуны  в амбар пробраться не смогли. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья., врытые корнями вверх. Эти корни тоже служили  препятствием для мышей и крыс.)

Вопрос №5:   Какое дерево сажал крестьянин  недалеко от места, выбранного для строительства?

  1. Ель.
  2. Берёзу.
  3. Дуб.
  4. Иву.

( Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии.)

Вопрос №6:    Как называется основание печи в крестьянской  избе?

  1. Устье.
  2. Шесток.
  3. Опечек.
  4. Конёк.

(Основание печи служило печное место, или опечек. Это деревянный сруб из толстых брёвен, разделённых пополам. В его верхней части хранилась вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки. В нижней части опечка  зимой держали кур.)

                                ФОЛЬКЛОР.  ( 2 – раунд)

Во втором раунде мы будем задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Какая команда первой  поднимет руку и правильно назовёт ответ, зарабатывает право первого хода:

Вопрос: Литературные произведения, которые в древности было       принято не рассказывать, а петь?      (  Былины )

Вопрос №1:     Протяжная ласковая песенка для маленьких детей?

                                                ( Колыбельная )

  Вопрос №2:     Короткие, состоящие из двух или четырёх строчек песенки , исполняемые подряд на одну мелодию?   ( Частушка)    

Вопрос №3:     Праздничные поздравительные зимние песенки  с пожеланиями хозяев дома хорошего урожая, богатства и счастья?       ( Колядки)        

Вопрос №4:             Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка?   ( Потешка )        

                                                        

                                          3 – РАУНД:

И так дорогие наши участники, мы начинаем 3- раунд. Этот раунд состоит из вопросов следующих категорий :  Мифология и  Русские народные промыслы. В каждой категории по 5  вопросов. Путём жеребьевки  вы узнаете, на вопросы какой категории вам предстоит отвечать.  Участники игры вынимают карточки и называют свою категорию. На обдумывание каждого вопрос даётся не более пяти секунд. Если  по истечению времени  ответа не последует, то задаётся следующий вопрос.

 

МИФОЛОГИЯ:

  • Дух дома, живущий за печкой?  (  Домовой )
  • Злая старуха – волшебница и ведьма?  ( Баба - яга )
  • В славянской мифологии хозяин леса и зверей?  ( Леший )
  • Хозяин воды, который  обитает у мельницы или в омуте?  (Водяной )
  • Предметы, которые подвешивают на шнурки и носят на шее или на руках ( Оберег ).

РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ  ПРОМЫСЛЫ:

  • Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписаны в голубовато – синей гамме?   ( Гжельские ).
  • Как называют  вятские  глиняные игрушки?  ( Дымковские ).
  • Как называется промысел, прославившийся изготовлением расписных жестяных подносов? ( Жостовский).
  •  Какую русскую народную игрушку иностранцы считают символом России?   ( Матрёшка ).
  • Как называется искусство росписи по дереву, отличительной особенностью которого является украшение предметов такими узорами, как  «травка», «  кудрины»?    ( Хохлома).

КРНКУРС  КАПИТАНОВ:  ( 4- РАУНД)  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

В четвёртом раунде мы предлагаем выйти капитанов команд. Вам поочерёдно будут задаваться вопросы, касающиеся русских народных праздников. Выиграет тот, кто даст больше всех правильных ответов.

  • Что символизирует собой Масленица?  ( Блин – символ солнце, а солнце – здоровье и богатство ).

  • Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня?  (Святки )

  •  Как называется неделя, предшествующая  Пасхе?(Страстная неделя)

  • Как называется праздник в честь единства Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа?   ( Троица )

  • Какое блюдо ели в канун Рождества?

(Сочиво или кутя – варённую крупу с сухофруктами и мёдом)

  • Назовите главный  народный атрибут праздника Троицы?

(Берёзовые веточки)

ПОДВОДИТСЯ ИТОГ  КОНКУРСА, КОМАНДАМ ДАРЯТСЯ  ПАМЯТНЫЕ СУВЕНИРЫ, СДЕЛАННЫЕ РУКАМИ  СОТРУДНИКОВ  мдоу №14 « ЛАСТОЧКА».

 

             

                             Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение № 14

                                                                      « ЛАСТОЧКА»    

                                 ВИКТОРИНА   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ        

                   ТЕМА:    Путешествие в прошлое  России.

       Цель:  Формировать  чувство причастности к  культурному наследию России

                           ( фольклору, народным промыслам, мифологии и т.д.).

                          Способствовать развитию интереса к работе по программе

                             Л. О. Князевой, М.Д. Маханёвой« Приобщение детей к истокам

                           русской  народной культуры».

                               

                                                                2011 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Праздник Светлой Пасхи" от 22 мая 2017года

Воспитание духовных качеств,знакомство с  традиционными  праздниками....

Комплексно - тематическое планирование на 2016-2017год в старшей группе детского сада

В планирование входит: тема недели, развёрнутое содержание, итоговое мероприятие....

План работы на 2016 - 2017год

Годовой план работы учреждения на период с 01.09.2016 по 31.08.2017г....

Консультация для родителей. Дата размещения 16.01.2017год

Конструирование в детском саду(первая младшая группа)...

Январь 2017год Подготовительная группа. Математическая викторина.

Математическая  викторина с детьми подготовительной группы  Январь 2017год...