«Развитие сенсорной деятельности, мелкой мускулатуры рук у ребёнка третьего года жизни, как условие речевого развития»
статья на тему

Зайцева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

«Развитие сенсорной деятельности, мелкой мускулатуры рук у ребёнка третьего года жизни, как условие речевого развития».

 

           Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находиться на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник. Учёные и педагоги считают, чем больше мастерства в руках детей, тем умнее ребёнок.

           В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По законам иррадиации возбуждений переходит на соседний центр – речедвигательный (центр Браска), то есть активизируется речь ребёнка. Функция руки и речь развиваются параллельно.

           Заниматься развитием мелкой моторики надо с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

           Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него вырабатывается значительное количество двигательных условных связей (например, если ребёнку не только показать, но и давать трогать игрушки, он вырабатывает обобщённое понятие и любая игрушка для него в дальнейшем будет  «игрушка»).

           Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и помогает:

            - снять напряжение

           -  улучшает эмоциональное состояние (в период адаптации)

           -   развивает психические процессы (память, воображение, мышление, восприятие, внимание) 

           - пространственное ориентирование

           - при чтении стихотворений с движением пальцев развивает эмоциональную выразительность; ребёнок избавляется от монотонности; нормализуется темп речи; формируются речевые паузы; помогает легче запоминать стихотворения.

           Для развития мелкой моторики рук можно использовать следующие виды деятельности:

           - чтение стихотворений с движениями

           - наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

           - мозаики по возрастающей  ложности;

           - нанизывание бус;

        - наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);

           - лепка из пластилина;

           - игра «Театр пальчиков»;

           - шнуровки;

           - пособия с липучками, молниями;

           - конструктор-вкладыш;

           - фломастеры, восковые мелки для точности и координации графических умений;

           - сухой бассейн – для расслабления мышц кистей рук;

           А так же в раннем возрасте большое значение имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах   -  общепринятых образцах внешних свойств  предметов – это цвет, форма, величина и др. Сенсорные процессы входят во все виды и формы общения со внешним миром. Ребёнок активно познаёт мир. Ему интересно всё, что его окружает. Малыша привлекает яркое, красивое, динамичное.

            Задача воспитателя в том, чтобы  используя эту любознательность ребёнка, обогатить его впечатлениями об окружающем, накопить сенсорный опыт. Как известно, 80 % окружающего человек воспринимает посредством зрения. Ребёнок видит цвет, форму, величину . Я учу определять цвет, группировать предметы по признакам. Этому способствуют различные формы работы. Прежде всего, надо уделять время бытовой деятельности, режимным процессам, когда просто, общаясь с ребёнком, обращать внимание на цвет предметов, находящихся в поле его зрения (например :» какого цвета платье ?»).

               Например, играющей с куклой девочке предложить надеть шапочку того же цвета, что и штаны, а мальчикам нагрузить  в грузовую машину кубики жёлтого цвета, как и кабина машины. У детей играющих пирамидкой, можно попросить найти кольцо такого же цвета, как у воспитателя. На занятиях рисованием проводить работу по закреплению цвета.

               В процессе игровой деятельности учу детей ориентироваться в форме предметов, находить в строительном материале шар, куб, кирпич, в плоскостном конструкторе – круг. Квадрат. Прямоугольник, овал.

               Использую для закрепления знаний дидактические игры и другие пособия.

               Для формирования восприятия величин  использую дидактические игры, окружающую обстановку  («Найди большую куклу», «Найди большую и маленькую матрёшку» и т.д.).

               Один из элементов сенсорного обучения детей является акт обследования предмета, т.е. изучение предмета. При такой деятельности необходима речь взрослого, словесные указания и обозначения. Таким образом, мы вводим ребёнка в круг знаний, доступных их восприятию, дать ребёнку его осмыслить. В процессе сенсорного опыта дети знакомятся с такими словами, как «овал», «круг», «прямоугольник», «треугольник», «куб», «шар»; «синий», «красный» и др.цвета; «большой», «маленький», «меньше» и т.д. Вступает в действие процесс обобщения, процесс мышления. Таким образом, слово является дидактическим основанием методики, сенсорного воспитания.

                   Сенсорное развитие является ступенью формирования процессов мышления, речи и мелкой моторики. Слово обобщает, то есть вносит то, что не даёт чувственный опыт и что сам ребёнок не в состоянии выделить в предмете и явлении. Слово взрослого организует восприятие ребёнка, направляет обследование, рационализирует, идеализирует.

                    Так же в своей работе я уделяю внимание артикуляционной гимнастике, т.к. в возрасте до 3 лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное (физиологическое) нарушение звукопроизношения, причиной которого  обычно является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять артикуляцию, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.

                     Я провожу артикуляционную гимнастику в виде сказки – книга «Весёлый язычок», четверостиший. Рассказывая сказку, я пользуюсь упражнениями для языка, делая акцент на слова, которые ребёнок мог бы проговаривать за мной.  Читая сказку, частями, чтобы ребёнку было легко усвоить упражнения для языка. Во время проведения этой гимнастики учу детей  использовать движения рук и ног, мимику лица, чтобы показать удивление, испуг. Радость и т.д.

                    Итак, можно сделать вывод, что упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, сопровождающие с изучением сенсорных эталонов, обязательны. Они необходимы не только для развития мелкой и общей моторики кисти рук, но и для развития речи, а так же интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.

                    На занятиях, в самостоятельных играх детей, а так же в индивидуальной работе с ребёнком я использовала наглядный материал – яркие крупные игрушки, фотографии на тему «Домашние животные», «Семья», которые приносили родители. В группе сделаны газеты и альбомы «Мои любимые животные » и «Моя семья». Дети с удовольствуем,  рассматривают на фотографиях не только своих маму папу, но и родителей своих сверстников и любимых питомцев. Проводила индивидуальные беседы о важности развития мелкой моторики пальцев рук, знакомстве детей с сенсорными эмоциями.

                      Родители с интересом восприняли эту информацию и охотно согласились мне помочь  в оснащении пед. процесса и в организации праздников, фотовыставок, мастерской «Очумелые ручки». Для родительского уголка собрала интересный материал. В уголке «Поговори со мною, мама» я предлагаю родителям картотеку потешек, стихотворений, стих отворений с движениями. Так же изготовила папку передвижку на тему «Пальчиковые игры», где поместила материал, сообщающий об актуальности развития мелкой моторики пальцев рук и как выполнять пальчиками различные упражнения, а так же материал с упражнениями для пальчиков, которые оказывают благотворительное влияние на развитие речи. Родителям была предложена газета «Деточки» на тему «Говорить научат пальчики», из которой родители узнали  как влияет развитие мелкой моторики пальцев рук на развитие речи и как проводить массаж кистей рук. Для этого была изготовлена картотека комплексов массажа из книги «Массаж лицевых мышц» (для малышей) – автор Г.А. Куликовская. А в книжном уголке для родителей  выставлен  материал по книжке В.Буйко «Чудо-обучалочки», где предлагается  система упражнений для губ и языка, которая поможет ребёнку научиться управлять своими органами речи.

                            Ещё предлагаю для совместной работы родителям с детьми серию книг (книжки - обучалки), с помощью которых дети учатся рассматривать картинки, выделять и нызывать предметы, отвечать на вопросы, использовать в речи предлоги- -в, за, на, под; расширять словарный запас детей. С этой же целью изготовлен материал по книгам «»Крепкий орешек», Монтессори (Домашняя школа); серия «Умные книжки» («Познай мир»), «Учимся считать», «Развиваем малышей», «Лепим из пластилина и солёного теста» и другие.

                             Совместно с педагогом  ИЗО была проведена мастерская «Очумелые ручки», где родителям было рассказано о значимости изодеятельности в жизни ребёнка и было предложено родителям вместе с детьми выполнить ряд работ с помощью свечи и краски, крупы, нарезанных ниток. Родители с удовольствуем выполняли эти работы. Так же были,  показаны какие работы и с помощью какого материала они могут делать с детьми в домашних условиях.

                               Анализируя свою деятельность, я убедилась, что моя работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук и сенсорной деятельности дала хорошие результаты в развитии речи у детей, так как между речевой  функцией  и общей двигательной системой существует  тесная  связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период,руководители ДОУ могут воспользоваться всеми пред...

«Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития».

Мой портфолио.1. Доклад на тему: «Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития»....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление фу...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс с...

Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...

План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»

Программное содержание:Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию  речевого ...